"Экоград" и РЖД озаботились башнями

"Экоград" и РЖД озаботились башнями  - фото 1Журнал «Экоград» открывает тему станционных водонапорных башен. С началом железнодорожного строительства водонапорные башни, (водокачки) возводились исходя из технологических соображений необходимости формируемых возле железнодорожных станций промышленных зон. Акция проводится по личному заказу и одобрению старшего вице-президента ОАО РЖД Валентина Гапановича. Цель акции привлечь внимание общественности к бывшим станционным водокачкам, на конкурсной основе, в результате широкого общественного обсуждения подобрать для каждой из башен проект использования в современной структуре хозяйствования. Тем самым создать условия для сохранения башен, представляющих несомненную историческую и архитектурную ценность.

 

Водонапорные башни (ВБ), пишет знаток темы Сергей Борисович Егоров, - это сооружения, входящие в систему водоснабжения и предназначенные для регулирования напора и расхода воды в водопроводах, ее аккумулирования и регулирования графика работы насосных станций.

 

Главные элементы ВБ – опорная конструкция, или ствол (из стали, железобетона или кирпича, на временных водопроводах – также деревянный) и бак (резервуар) для воды (из стали и железобетона), преимущественно цилиндрической формы.

 

Высота ВБ определяется расстоянием от земли до нижней части бака и обычно не превышает 30 м. Емкость бака может составлять от десятков до нескольких тысяч куб. м. Вокруг бака могут сооружать отепляющий железобетонный или деревянный шатер (в районах с мягким климатом шатер не требуется). В башнях большой емкости, где обеспечивается достаточный обмен воды в баке, необходимость в шатре отпадает.

 

Бесшатровые металлические ВБ могут быть как с теплоизоляцией, так и без нее. В соответствии со СНиП 2.04.02-84, ВБ, не входящая в зону молниезащиты других сооружений, должна быть оборудована собственной молниезащитой. Функционирование ВБ осуществляется за счет трубопроводов, подающих и отводящих воду, переполнение резервуара предотвращается переливными устройствами. ВБ регулируют подачу воды в водопроводную сеть путем ее накапливания: в часы уменьшения водопотребления избыток воды, подаваемой насосной станцией, накапливается в резервуаре и затем расходуется в часы увеличенного водопотребления.

 

Резервуары ВБ могут также использоваться для хранения пожарного и аварийного запасов воды. Ствол ВБ допускается использовать для размещения производственных помещений системы водоснабжения, исключающих образование пыли, дыма и газовыделений. ВБ в СПб. строились в основном при промышленных предприятиях и железнодорожных станциях (первая ВБ была построена в 1710 на Безымянном ерике (ныне р. Фонтанка) для подачи воды в фонтаны Летнего сада).

 

Для водоснабжения населения ВБ практически не применялись из-за плоского рельефа местности в СПб. В ХХ в. ВБ вытесняются современными насосными станциями. Многие из ВБ сохранились до наших дней, хотя и утратили свое значение: напр., ВБ на территории быв. Варшавского вокзала, заводов «Вулкан», «Красное знамя», «Красный гвоздильщик» (впоследствии «Сталепрокатный завод»), в парке Лесотехнической академии. Наиболее известна ВБ, сооруженная Обществом СПб. водопроводов (ныне – территория ГУП «Водоканал СПб.», Шпалерная ул., 56-58). Эта восьмигранная башня из красного кирпича высотой 52,5 м была воздвигнута в 1859-61 (арх. Шуберский Э. Г. и Мерц И. А.).

 

После проведенной в 2001-02 реконструкции здесь разместился музей «Мир воды СПб». В 2003-05 проведена наружная реставрация ВБ (гидробашни) на территории Политехнического ун-та (арх. Э. Ф. Виррих; построена в 1905, функционировала до 1953; ныне в ней размещается учебная лаборатория). В пригородах СПб. наибольший исторический и художественно-архитектурный интерес представляет ВБ в Кронштадте (1836-39), в помещении которой после реконструкции в 2006 открылся Исторический архитектурно-художественный музей Кронштадта. В пос. Лахта в ВБ (построена в 1902), оказавшейся на территории торгово-выставочного комплекса, с 2006 разместился трактир в русском стиле.

 

В ансамбле станционных зданий Севера и Востока страны помимо зданий вокзалов особую архитектурную форму могут иметь водонапорные башни (далее ВБ), или, как их, водокачки. В некоторых случаях водокачка даже более заметна, чем само здание вокзала, которое становится лишь фоном к башне. Примером могут служить линейно-путевые станции с одним лишь зданием кассового павильона.

 

Прототипами водонапорных башен при зданиях вокзалов послужили конструкции деревянных башен, описанные античными авторами, на территории Кавказа, Европы и других стран, а также конструкции церковных башен и колоколен русского Севера, сохранившиеся до наших дней.

 

У каждой станции своя башня, уникальная в архитектурном решении. Хотя во внешнем убранстве большинства башен происходит заимствование характерных элементов из ранее построенных водонапорных башен. ВБ чаще всего состоит из двух ярусов (опорная конструкция, или ствол, и резервуар для воды): нижний ярус – кирпичный, верхний – деревянный. Трех-, четырех- и пятиярусные башни встречаются реже (нижние ярусы соответствуют опорной конструкции). Башни могут быть также полностью кирпичные (Рис. 3).

 

Шатровая конструкция применялась для перекрытия правильных многоугольников (квадрат, шестиугольник, восьмигранник и т.д.) и получила широкое распространение в крепостном и церковном зодчестве России. Происхождение шатровых деревянных перекрытий связывают с погребальными камерами скифов, перекрытыми ступенчатыми шатровыми сводами. Обращает внимание полная идентичность конструкции башенных опор под основание ветряных мельниц. Окон в таких башнях нет, их заменяют узкие отверстия типа бойниц.

 

В ХХ в. ВБ вытесняются современными насосными станциями. Многие из ВБ сохранились до наших дней, хотя и утратили свое значение. Большинство из них обречены на разрушение, но в истории встречаются случаи их перевоплощения в новом качестве, с другим назначением. Например, в ВБ на территории бывшего Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге после проведенной реконструкции в 2001 году разместился музей «Мир воды». На практике также имеют место случаи размещения в ВБ учебной лаборатории, трактира в русском стиле и др. Такой же реконструкции, без изменения внешнего архитектурного облика, можно подвергнуть водонапорные башни и на Урале. Так, к примеру, одна из башен в Богдановиче или башня в Верхотурье давно не используются по назначению и находятся в плачевном состоянии.

 

Здание вокзала и ВБ, как и все сооружения вокзального комплекса, представляют большой интерес в истории архитектуры железнодорожных сооружений. Поэтому нужно понимать, что стремление к созданию новых архитектурных форм стимулируется прогрессом в развитии строительной техники и возникновением новых социальных функций. Та же история со временем делает эти новые функции и строительную технику устаревшими. Но здания успешно приспосабливаются к новым функциям. Качество архитектуры оказывается важнее изоморфизма форм и функций.

 

Когда сооружение выходит за рамки своей первоначальной функциональной программы (в силу ненадобности, из-за возведения нового объекта с тем же назначением) и начинает жить новой жизнью, приспосабливаясь к новой ситуации, становится очевидной его собственно архитектурная ценность.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить