Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 1В фото-образе советской женщины можно выделить два исторических периода - героический и лирический. Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.

 

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 2

Иван Шагин «Метание копья», 1936 г.
В фото-образе советской женщины можно выделить два исторических периода - героический и лирический. Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.

 

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 3

Иван Шагин «Метание копья», 1936 г.
В фото-образе советской женщины можно выделить два исторических периода - героический и лирический. Первый продолжался до середины 1950-х гг. 

 

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 4

Счастливая колхозница в работе Ивана Шагина «Новый урожай» того же 1933 года

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 5

Иван Шагин «Рабочий перерыв», 1933 г.

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 6

«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 7

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 8

Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.

Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е.

Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 9

Александр Гринберг: Галантерея забавных снов

Судьба уготовила мастеру фотографии Александру Гринбергу долгую и полную драматических событий жизнь – без малого целое столетие. Ему довелось стать свидетелем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, сталинских репрессий и идеологических гонений.Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 10
За свои работы фотограф был обвинен органами НКВД в распространении порнографии и сослан в один из лагерей ГУЛАГа. Однако ни один из исторических катаклизмов и трагичных поворотов судьбы не отразился на его творчестве. Снимая портреты, пейзажи, этюды, Гринберг всегда оставался верен своему стилю.

 

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 11

В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».

Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 12

Казахская трактористка (автор и год неизвестны)

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 13

По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.

«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 14

«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936 г.

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 15

Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Грачёв «Для фронта», 1942 г.

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 16

В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и
многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.

У доски, снимок для журнала «Советское фото»

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 17

Молдавия, снимок для журнала «Советское фото»

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 18

Комсомольская ударная стройка, снимок для журнала «Советское фото»

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 19

«Лаборантка», 1962 г.

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 20

1960-е

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 21

«Грустный мотив», Баскаков, 1976 г.

 

А так было за "железным занавесом" Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 22

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 23

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 24

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 25

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 26

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 27

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии - фото 28

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить