Омуль копченый по праву является самым знаменитым байкальским деликатесом. На Байкале попробовать копченого омуля можно везде – на вокзале и в гостинице, в придорожных кафе и в дорогих ресторанах. Практически каждый отдыхающий в прибайкальской области пробует копченого омуля в первый же день приезда.
Эксперты считают, что омуль холодного копчения может храниться в течение нескольких месяцев, не теряя вкусовых качеств. Именно омуля холодного копчения чаще всего берут с собой в дорогу в качестве гостинца родным и близким. Омуль горячего копчения храниться всего пару дней и съесть его необходимо быстро.
Процесс копчения, независимо от способа – холодное или горячее, практически ни чем не отличается от копчения обычной рыбы. Разумеется, у местных жителей есть свои маленькие секреты, как сделать копченого омуля незабываемо вкусным.
При перевозке омуля используются картонные коробки с небольшими отверстиями, которые обеспечивают воздухообмен. Такой способ транспортировки позволяет перевозить копченого омуля на большие расстояния. Сегодня наша компания готова доставить омуля холодного копчения под заказ в любую точку России.
Свой рассказ об омуле предоставила Ольга Винярская ...
Ольга Винярская: Любите ли вы копченый омуль так, как люблю его я? Нежно-золотистая кожица и дурманящий аромат. Омуль – наш эндемик, подарок Байкала нам за то, что терпим его суровый нрав, его баловство – 3000 землетрясений в год, засухи и ливни, ураганы и штормы, жару и мороз. Для меня омуль – не только именины желудка. Это еще и этакий хитрый ключик, открывающий души людей.
Как-то раз мы принимали участие в программе обмена детьми-подростками с Францией. Отобрали нас, интеллигентных людей с интеллигентными детьми, и приехали к нам подростки, которые на вокзале у поезда сразу закрутили самокрутки с травкой и закурили. При этом, ситуация была пикантная, в день их приезда по всему нашему району отключили, вообще и полностью, всю воду, и горячую и холодную. А гости были с дороги. Поэтому большая часть семей повезла их на дачи, где бани и вода в колодце не зависит от наших коммунальщиков. Утром все мамочки пришли в школу заплаканные. Кому-то из гостей белье постельное было недостаточно проглажено, кому-то не подали вилку такую, как надо, кому-то недодали ложку. Второй день ознаменовался отключением электроэнергии, опять по всему району. Привозят деток наших заморских после экскурсии, а у нас у всех еда на плите в полу-готовом состоянии. Гости наши были готовы жалобы писать и тут же нас покидать.
А на третий день я повезла их на Байкал. Сначала были Тальцы, три-четыре часа на свежем воздухе, активная ходьба по лесной дороге, а потом, по закону жанра – Листвянка. Приехали. Вот вам, детки, полянка, вот вам клеенка, чтобы сидеть, вот вам разовые тарелочки из картона (тогда были только такие), чтобы есть. А вилки? А вилки я (коварно) забыла взять с собой. А вот вам, дети, омуль. Как же было интересно наблюдать, как с этих ершистых подростков слетала шелуха. Как уплетали они омуль руками, как превращались в классных, веселых и добрых ребят. Потом был Ольхон. И тогда там не было света, и вода была только в рукомойнике, и был Байкал, омуль во всех видах – и мы.
И когда они уезжали, то все в один голос говорили «Байкал – это самое крутое, что было в моей жизни».
И так было каждый раз, когда я привозила туристов всех наций и возрастов на Байкал, и они ели копченый омуль. Люди менялись на глазах, становились добрее, более открытыми. Как будто пили какие-то капли волшебные для очистки души от мелочности, злобы и недоверия.
Наше маленькое и большое счастье жить рядом с Байкалом. И мы можем делать то, что не могут делать люди, живущие далеко от Байкала – мы можем есть омуль, когда захотим.