Оборона Славянска пала, но опасные вести из этого города поступать не перестали. Бомбежки измученного города прекратились, но мир не вернулся пока на перепаханную фугасами землю Славянска. Журнал "ЭкоГРад" продолжил прямую линию с городом пережитвшим блокаду во втором десятилетии 21 века.
Антон, 21 год, город Славянск, не женат, студент
Антон: Я еще не доучился, но думаю, что продолжу обучение
Корр: Операция по взятию Славянска вполне может потянуть на звание самой оригинальной в истории войн и вооруженных противостояний. Сначала говорили о плотном кольце вокруг города, за кольцо уверяли, ответственные лица не может выйти ни один вооруженный человек. Потом вдруг появилось сообщение о взятии Славянска, но минимум подробностей. И только громкая отставка в штабе АТО. Потом появляется запись с человеком. Который противоречит сам себе. Он в маске, и сначала он говорит, что находился в плену, в заточении. А потом в подробностях описывает порядок смены войсковых дислокаций ополченцев, которые он, по сути, не мог бы видеть, если находился в заточении. Конечно, «пипл хавает все», но, иногжда хочется воскликнуть. Мужчины имейте совесть! После этого предисловия прошу Вас рассказать еще одну версию про героическое освобождение Славянска
Антон: Я знаю то, что знают все. Произошло это в ночь с 4-5 июля. Вот вам детали: ночью часа в 2-3 ночи стрельба, крики, ополчение покинуло город, вырвались с боем. Но этому подтверждений нет. А утром в пустой город зашла нацгвардия, именно с утра.
Корр: Было ли Вам известно о планах ополченцев покинуть город?
Антон: Я не настолько военный стратег, что бы отвечать на такие вопросы. Не могу ответить на этот вопрос.
Корр: В сети появились сообщения об повальных арестах мужчин призывного возраста. Насколько эти сообщения соответствуют действительности?
Антон: Я слышал об этом, я не могу это подтвердить или опровергнуть. Я слышал, что проверяют всех ребят от 18-35 лет на наличие связей с ополченцами.
Корр: Как именно их проверяют?
Антон: Я могу рассказать про то, что я слышал. Проверяют ладони, на предмет наличия мозоли на указательном пальце правой руки, от спускового курка. Потом, важная деталь, натирание на плече, когда автомат, например, висел на плече.
Корр: Насколько стабильно работают сотовая связь и стационарная?
Антон: На счет обычной связи не знаю, не пользовался. Мобильная связь работает с перебоями. Не во всех районах города ловит, но работает. Дозвониться можно, правда трудно. Вчера созванивался с одним человеком с "МТС", с двумя с "Лайфа". Говорили долго, связь обрывалась.
Корр: Известно ли Вам о поступлении в регион гуманитарной помощи?
Антон: Да, гуманитарная помощь поступает, организовала нацгвардия. На площадь города привезли машины с продуктами. В машинах сосиски, колбаса, хлеб, крупы. Все беспрерывно раздается, безвозмездно. Плюс гуманитарная помощь от других организаций.
Корр: Выплачиваются ли пенсии и социальные выплаты жителям города, выплачиваются ли компенсации за задержанные ранее выплаты?
Антон: Да, я слышал, что начали производить социальные выплаты. До этого 2 месяца никаких социальных выплат не было. В г. Святогорске ребятам, которые уехали из Славянска, жили там на положении беженцев, им выплатили по 1000 гривен «единоразово». Получить было не просто, но получали.
Корр: Прошу уточнить, то есть 2 месяца не было никаких социальных выплат?
Антон: У меня бабушка с дедушкой не получали пенсий за май и за июнь. Мы так надеемся, что сейчас ранее задержанные пенсии выплатят.
Корр: Как работают сейчас банки и банкоматы в Славянске и пригородах?
Антон: Пока не работают. Слышал, что открываются кое-где. Будем надеяться, что город вернется к мирному ритму жизни.
Корр: Восстановлены ли подача воды и электричества?
Антон: Слышал, что сейчас начинают налаживать дело с электричеством. Обещают до конца недели возобновить подачу энергии. Снабжение водой восстанавливается. Воду начали подвозить автотранспортом.
Корр: От чего прекратилась подача электричества?
Антон: Я не знаю. Ну, война... Вот в микрорайоне Артема до самого последнего был свет. Буквально до 25 июня или до 27 еще был. А вот уже в последние 3 дня света не было.
Корр: Получается у вас водоснабжения вообще нет в городе?
Антон: Воды уже нет скоро 2 недели. Стояла водокачка, и люди там брали воду. Есть же водонапорные башни, они стоят. Наш район находиться на гриве. Сюда вода не доходит. Люди ходили с баклажками, с ведрами и набирали воду. Очередь огромная, но стояли.
Корр: Работает ли система детсадов?
Антон: Сейчас не работают детские сады. Тем более лето. Нет, про детские сады вы рановато спрашиваете. До этого еще далеко, я думаю. Хотя бы что бы сначала появились свет, газ, вода.
Корр: А вот есть ли работа в городе?
Антон: Нет работы. На данный момент еще ничего не работает. Все в процессе восстановления. Предприятия-то есть. Некоторые пострадали, некоторые нет. Но сейчас, естественно, ни одно из них не работает. Вот когда все восстановиться, тогда они начнут работать. И люди вернуться на работу. Хочется в это верить.
Корр: Есть ли в вашем окружении люди, которые входили в ряды ополченцев? Хотя, наверное, даже если бы и были, то вы ответите, что нет, и я пойму ваш ответ.
Антон: Нет, таких, кто бы поддерживал ополченцев среди моих знакомых нет. Из моих знакомых никто в ополчении не состоял.
Корр: У вас сейчас есть возможность критиковать действия центральной власти?
Антон: Я, сначала всей этой заварухи, был за единую Украину. А на данный момент у меня есть претензии к власти. Нынешняя власть оставляет желать лучшего. Но это уже другая тема. Я просто за свою Родину, за свой народ. Но правительство, сейчас оно какое-то... да ладно, пускай время покажет, каким оно будет. Был один олигарх, поставили другого олигарха, но хотели-то народного ... Майдан за что стоял? Правильно... А тут опять олигарх. Ну, пусть время покажет.
Корр: Вы были свидетелем разрушения жилых зданий. Кто по вашему должен взять на себя ответственность за разрушение города? Вернее спросить может быть даже так, на кого можно свалить ответственность. Чтобы не отвечать за весь этот ужас?
Антон: Вопрос, конечно, интересный. О том, кто именно стрелял по городу, я думаю, мы пока еще не забыли. Давайте останемся в рамках логики. Ополченцы стреляли из города, а нацгвардия стреляла по ополченцам и по городу. Ну, естественно, от того что стреляют, бывают разрушения. Есть жертвы среди мирных жителей, попадания в дома, причем и в «многоэтажки» и в частные дома.
Корр: Что дальше ждет ваш город?
Антон: После того как ополченцы покинули город ничего особенно плохого не происходит. Город восстанавливается, баррикады разбираются. Я думаю город вернется к прежней жизни. Ну, конечно, осадок по любому останется. И косые взгляды от жителей города. Так все равно кто-то до конца жизни будет считать, что нацгвардия – это фашисты, которые убивали людей. Кто-то будет ругать ополченцев. Это жизнь.
Корр: А как же вы все это время жили? Ведь работы не было, пенсии не платили, банки не работали...
Антон: Выживали, как могли. Тратили свои сбережения на черный день. То, что было, то и растягивали. У кого там знакомые и родственники были, и получалось денег прислать в Славянск, считалось везением. В принципе, на протяжении всего времени можно было выехать и вернуться в город. Не смотря на все страшилки о кольцах и блокадах. И вот даже почти весь июнь автобусы ходили. Работала "новая почта". Неделю назад высылали посылку моим родителям. Буквально на следующий день ее забрали родители. Банкоматы работали почти весь май и начало июня. Потом уже нет. Деньги можно было перечислить в город.
Корр: Кто сейчас контролирует город?
Антон: Нацгвардия и милиция возвращается к работе, и украинская армия.
Корр: А те люди, которые поддерживали ДНР, как складываются их взаимоотношения с гвардейцами?
Антон: Не складываются пока отношения. Многие из сторонников ДНР конечно приходят к машинам с бесплатными продуктами, берут колбасу и хлеб, но многие не скрывают враждебного отношения.
Корр: Работают ли больницы и роддома?
Антон: медучреждения работают, но не в полную силу. Очень велики повреждения и у роддома, и у больниц. Центральной больницы Ленина и даже детской больницы.
Корр: Известны ли поступления в больницы с огнестрельными ранениями?
Антон: Такой информации у меня нет.
Корр: Могут ли мирные жители перемещаться свободно?
Антон: Сейчас уже баррикады разбирают. Выезжай сколько хочешь. Въезжай спокойно. на машине, движение автобусов возобновилось.
Корр: Скажите, как по-вашему, ополченцы возобновят свои действии?
Антон: Да, я думаю, что война еще будет. Ну, это мое мнение. Это для Славянска все кончено и Краматорска, ну еще для некоторых городов, а там, в других местах, все еще впереди. У ополченцев еще много людей, и оружия у них достаточно.
Корр: А что по поводу лекарств? Инсулин и спецпрепараты есть ли все это в достаточном количестве в городе?
Антон: Ну да, лекарства есть. Весь период осады работала бесплатная аптека. В июне все нуждающиеся приходили и брали медикаменты. Ну, конечно, там ассортимент маленький. Но хоть что-то было.
Корр: Работает ли Отделение Красного Креста в городе.
Антон: Я ничего не слышал про это. Нет. Скорее всего, нет.
Корр: Как вы думаете, будут ли люди уезжать сейчас из города. Искать пристанище в других городах?
Антон: Большинство людей теперь возвращаются в города. Зачем теперь уезжать? Уже все. Войны уже у нас больше не будет. Никто не будет бомбить. Ополченцев в городе нет. Баррикады разбираются. Город возвращается к жизни. Зачем уезжать?
Корр: как вы думаете? Разделена ли Украина на 2 части, будет ли Украина единой страной?
Антон: Конечно, война разделила людей. Вот так будут привыкать к миру люди понесшие потери и утраты? Как быть тем, у кого погибли, или пострадали близкие? Либо был убит друг, или близкий человек, или был разрушен дом. Эти люди уже никогда не смогут жить так же, как до войны. Они не смогут принять условий нового мира. Власти будут им объяснять, что другого выхода не было, что война была на дворе, что на войне как на войне. Но, поверят ли они? Смогут ли простить Украину, правительство, украинскую армию и так далее. Так что раздел есть. Он 50 на 50.
Корр: Насколько сильно разрушен город?
Андрей: Вот как показывают по телевидению, многие СМИ, такого нет. Говорят Славянск как г. Грозный. Нет, таких разрушений нет...
Корр: Вы бывали в г.Грозном?
Андрей: ....
Корр: Правдивы ли сообщения о разбросанных по окраинам города трупах людей?
Андрей: а кто его знает. Скорее всего, что да. Но всех еще поубирали. Но я видел, как хоронили людей.
Корр: Кто хоронил?
Андрей: Родственники...
Корр: Как вы думаете, какими теперь будут складываться отношения между Украиной и Россией? Возможно ли потепление отношений между народами?
Андрей: Ну, пока, конечно, чувствуется какое-то напряжение. И еще тем более из-за Крыма. Вот все украинцы просто лютуют можно сказать. Ну, конечно, нужно время, это залечит. Поможет преодолеть разрыв между братскими государствами. На данный момент напряжение есть и будет.
Еще хочу добавить...
По поводу Славянска. Он восстановиться. Есть одна проблема, которая всех волнует. И как бы тех, кто говорят, поддерживал ополчение. Тема эта - добыча сланцевого газа в Славянске и в районах. И с этой проблемой нужно что-то делать. Потому что это штука опасная. И как бы некоторые люди понимали, что если бы ДНР, ополчение бы победили, то сам Славянск, и предприятия в нем, и другие не добывали бы здесь сланцевый газ. А сейчас, люди некоторые бояться, говорят, что ополченцев нет - Украина. У Порошенко все на мази, и будут добывать сланцевый газ. Это очень близко от города и, это очень вредно для экологии. Это большая проблема. Я думаю, надо будет с этим что-то делать. Что-то нужно будет делать. Это не вариант. Пускай, конечно, лет 10-15 ничего не будет разницы ощущаться в экологии, но потом, конечно, оно будет давать о себе знать. (вздыхает тяжело)...
Это, пожалуй, самая большая проблема, которая лично меня и многих волнует. Как в Славянске так и в Святогорске, Краматорске, других городах...