Глава Минрегиона Игорь Слюняев выступил на научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы». Министр обратил особое внимание на наращивание госдолга субъектов РФ. По итогам 2013 года он составил более 2 триллионов рублей. На конференции так же обсуждались вопросы о том, когда вернутся эти кредиты, и на что они были расходованы.
Министр регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев представил доклад о совершенствовании федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием на научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы», которая состоялась сегодня в Совете Федерации. В ней также приняли участие Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава Минфина России Антон Силуанов, заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова, представители Совета Федерации, Государственной Думы, научного и экспертного сообщества, руководители субъектов РФ.
Игорь Слюняев отметил, что успешное развитие субъектов РФ во многом зависит от качества федеративных отношений, эффективного взаимодействия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Базовыми условиями такого взаимодействия, по словам Министра, является чёткое разграничение предметов ведения между уровнями власти и наличие достаточных финансовых ресурсов для реализации собственных полномочий.
Министерство регионального развития принимает активное участие в процессе децентрализации полномочий органов государственной власти, их перераспределения с федерального уровня на региональный и муниципальный. Особое внимание уделяется совершенствованию порядка предоставления межбюджетных трансфертов субъектам РФ. С 2013 года осуществлен переход на предоставление консолидированного межбюджетного трансферта.
В 2013 году утверждена разработанная Минрегионом государственная программа «Региональная политика и федеративные отношения», которая включает в себя, в том числе, подпрограмму «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием». Она направлена на стимулирование органов власти субъектов РФ к наращиванию собственного экономического потенциала, совершенствование механизмов и условий делегирования субъектам полномочий Российской Федерации.
По словам Игоря Слюняева, в течение 2012-2013 годов количество собственных полномочий регионов увеличилось с 98 до 101 (в 2004 году их было 55). В качестве собственных полномочий за субъектами РФ были в том числе закреплены следующие функции:
- организация предоставления дополнительного профессионального образования,
- укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия.
Министр напомнил, что с 2014 года Минрегион осуществляет предоставление единой субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2014 году она составляет 10,3 млрд. рублей.
- В рамках данного механизма регионы могут самостоятельно определять объемы расходов бюджета субъекта РФ по 9 направлениям. Это повышает эффективность и гибкость использования бюджетных средств, предоставляемых из федерального бюджета, - уточнил глава Минрегиона.
Министр обратил особое внимание на наращивание госдолга субъектов РФ, которые привлекают заемные средства для финансирования увеличивающегося бюджетного дефицита (по итогам 2013 года он составил более 2 триллионов рублей).
По мнению Игоря Слюняева, для борьбы с этой негативной тенденцией особое значение приобретают меры, направленные на поддержание устойчивости бюджетов субъектов РФ, повышение эффективности бюджетных расходов и совершенствование порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Основным финансовым механизмом сокращения межрегиональных различий в уровне обеспечения собственными бюджетными доходами глава Минрегиона назвал предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. На 2014 год они утверждены в объеме 439 млрд. рублей.
- При совершенствовании подходов к предоставлению дотаций на сбалансированность внимание необходимо уделить вопросам компенсации выпадающих доходов субъектов РФ в связи с введением консолидированных групп налогоплательщиков, а также оперативному доведению финансовой поддержки при возникновении экстренных ситуаций. В частности, единая субсидия, которая с текущего года введена как полномочие Минрегиона, в полном объеме профинансирована на сегодняшний день. Мы все средства перечислили субъектам РФ, - подчеркнул Игорь Слюняев.
Министр обратил особое внимание на то, что 20% объема межбюджетных трансфертов перечисляется субъектам в декабре текущего финансового года, что , по его словам, приводит к образованию значительных остатков средств на счетах субъектов РФ.
Для улучшения данной ситуации Минрегионом проводится работа по совершенствованию подходов к предоставлению межбюджетных субсидий.
Игорь Слюняев выделил три основных направления данной работы:
- сокращение количества субсидий путем их консолидации;
- увеличение доли субсидий, распределяемых приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
- совершенствование Правил предоставления субсидий.
- В соответствии с указанной программой количество субсидий планируется сократить до 80 в 2014 году, 60 – в 2015 году, и до 42 к 2020 году. Переход к предоставлению консолидированных субсидий обеспечивает расширение самостоятельности регионов в выборе приоритетных направлений софинансирования в рамках предоставляемой федеральной финансовой поддержки, а также позволяет сократить количество административных процедур, сопровождающих предоставление субсидий, - отметил Министр.
Игорь Слюняев рассказал также, что, согласно планам, в 2014 году доля субсидий, распределяемых приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, составит 25%, 30% – в 2015 году, и возрастет до 55% к 2020 году.
Министр сообщил, что Минрегионом подготовлен проект постановления Правительства, который уточняет порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Он предусматривает:
- снижение нагрузки на консолидированные бюджеты регионов при использовании механизма межбюджетных субсидий за счет снижения требований к уровню финансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов;
- ужесточение мер ответственности субъектов РФ за недостижение показателей результативности использования субсидий и несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству объектов капитального строительства.
Подводя итог выступления, Игорь Слюняев отметил, что дальнейшее развитие российского бюджетного федерализма возможно только путем осуществления эффективной региональной бюджетной политики.
- При этом особое внимание хотел бы уделить качеству управления на федеральном, региональном и местном уровне, повышению налогового потенциала, мобилизации доходов бюджетной системы и сокращению неэффективных расходов, - подчеркнул Министр.
В ходе конференции Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко также отметила необходимость укрепления доходной базы региональных бюджетов:
- Это крайне наболевший вопрос, ведь налоги, переданные при разграничении бюджетных полномочий в ведение регионов и муниципалитетов, обеспечивают менее пятой части их доходов. Все остальное приходится на федеральные налоги.
Валентина Матвиенко подчеркнула, что идея консолидации субсидий в виде дотаций «уже давно назрела». По ее словам, дотации повысят степень финансовой самостоятельности регионов - позволят им распределять средства в соответствии с собственными приоритетами, а заодно освободят от ненужной работы и федеральные ведомства.
Среди основныхе мер Спикер Совета Федерации назвала повышение эффективности бюджетных расходов, более тщательную проработку приоритетов развития, увязку региональных и федеральных государственных программ. Валентина Матвиенко подчеркнула, что регионы должны более активно заниматься развитием своей экономики, поддерживать малый и средний бизнес, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, заниматься модернизацией промышленности.
Министр финансов Антон Силуанов в своем докладе отметил, что бюджетный федерализм включает в себя возможность регионов иметь четко очерченную доходную базу и участвовать в ее формировании.
По мнению Антона Силуанова, вопросы межбюджетного выравнивания являются главными для обеспечения всех обязательств регионов.
- Бюджетные расходы должны быть предсказуемы и осуществляться по четко определенным правилам. При этом необходимо учитывать возможности субъектов Федерации, - подчеркнул он.
Глава Минфина также обратил внимание, что в рамках бюджетного федерализма регионам нужно предоставлять больший объем дотаций.
По итогам конференции участники сошлись во мнении, что распределение субсидий бюджетам субъектов РФ должно быть урегулировано законом о бюджете, а не подзаконными актами. Кроме того, была поддержана идея Антона Силуанова об «укрупнении» субсидий по принципу «на одну государственную программу должна приходиться одна, максимум две субсидии».
Рекомендации и предложения, озвученные в ходе конференции, будут направлены на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Валентина Матвиенко пообещала взять их реализацию на свой личный контроль.
С уважением,
Пресс-служба
Министерства регионального развития РФ
+7 (495) 980-25-47 доб. 21050, 21054, 21081