В Нижнем Новгороде строителям новой станции метро «Стрелка» задерживают зарплату

   Строительство новой станции метро в Нижнем Новгороде – это проект, финансируемый из федерального бюджета правительством России к Всемирному чемпионату мира по футболу, который состоится в июне – июле 2018 года. Работы должны были начаться еще в 2013 году, когда правительство выделило на строительство 13 миллиардов рублей. Но еле-еле начались в 2015 году. К марту-апрелю этого года новую станцию метро обещали запустить, но по нашим сведениям это вряд ли произойдет. Работы идут с отставанием от графика, рабочим не выплачивают зарплату

   Новую станцию строят рядом с другой «стройкой века» - стадионом на 45 000 мест стоимостью 18 миллиардов рублей. Это тоже федеральный проект к ЧМ 2018. После чемпионата этот гигантский стадион в Нижнем Новгороде окажется никому не нужен. Бывший губернатор Нижегородской области Шанцев, перед выборами отправленный в отставку Путиным, активно лоббировал этот проект и заявлял, что в Нижнем Новгороде негде выступить приезжающим артистам, нет, якобы, достойной площадки. Но стадион на 45 000 мест для Нижнего Новгорода это более чем избыточно. Концерты самых известных звезд шоу-бизнеса редко собирают более 2 – 3 тысяч человек. Очевидно, это очередной пример «распила» бюджетных средств.

   По требованию ФИФА станция метро должна быть не более чем в 700 метров от стадиона, где проходят соревнования, поэтому метро «Стрелка» и стали строить в этом месте. Но, как утверждает наш собеседник, рабочий метро, вряд ли станция будет сдана в срок до апреля. А ведь власти обещали в мае там уже пустить поезда.

В Нижнем Новгороде строителям новой станции метро «Стрелка» задерживают зарплату - фото 1В Нижнем Новгороде строителям новой станции метро «Стрелка» задерживают зарплату - фото 2В Нижнем Новгороде строителям новой станции метро «Стрелка» задерживают зарплату - фото 3В Нижнем Новгороде строителям новой станции метро «Стрелка» задерживают зарплату - фото 4

   Скандалы на строительстве метро «Стрелка» возникали уже не раз. В августе и декабре 2017 года рабочие объявляли о том, что начинают забастовку из-за невыплаты заработной платы. Тогда власти и руководство фирмы-подрядчика шли на встречу рабочим, обещали все долги погасить, и рабочие отказывались от начала забастовки. В октябре 2017 года московскими следователями (а не нижегородскими!) было возбуждено уголовное дело по факту хищении 40 миллионов рублей подрядчиком в сговоре с субподрядчиком. Гендиректора ООО «Строительная компания «Управление строительством-620» (СК УС-620) Н. Батырева арестовали в Москве. Его обвинили в том, что он перечислил субподрядчику 40 млн рублей за работы, которые не проводились: такая схема «отмывания» бюджетных денег, мошенничество.

   В феврале 2018 года вновь стало известно о том, что на строительстве метро задерживают выплату зарплаты. В этот раз долги по зарплате перед бригадами электромонтеров. Некоторым из них не платят с декабря 2017 года.

   Столкнувшись с угрозой забастовки рабочих в августе и декабре, подрядчики и субподрядчики сменили тактику и начали активно вербовать на работу жителей других регионов, например из Самарской области, Республики Коми, из нижегородской глубинки, деревень на севере области, при этом с рабочими не заключают трудовых договоров, не подписывают вообще никаких документов, все только на основе устных соглашений. Проработав несколько недель и не получив зарплаты, такие работники просто бросают работу и уезжают домой на последние деньги, даже не пытаясь защитить свои права и добиться оплаты. На их место тут же принимают новых желающих работать. Многие стремятся попасть на эту стройку, ведь известно, что это госзаказ, строительство освещается в СМИ, работы курируют губернатор области и другие высокопоставленные чиновники.

Вот что рассказал нам наш собеседник.

   «Я увидел объявление с вакансией электромонтера на сайте «Авито». Зарплата предлагалась по нижегородским меркам более чем внушительная – 55 000 рублей. Я оставил в форме обратной связи свой телефон и со мной сразу же связался представитель работодателя. Меня пригласили на собеседование у проходной стройплощадки метро на улице Бетанкура на следующий же день. Было похоже на то, что работники там были очень нужны и срочно».

   Во время собеседования представитель компании субподрядчика (ООО «Импульс», зарегистрировано в Московской области) пообещал подписать с работником договор подряда в течение пяти дней после начала работы и выплатить в этот же срок аванс 5 000 рублей. Работать нужно было по прайс-листу с расценками от субподрядчика, работа сдельная. Система такая: подрядчик спускает субподрядчикам минимальные расценки, больше которых они не должны платить рабочим. Введены они для того, чтобы рабочие не перебегали от одного субподрядчика к другому, так как на стройке действуют несколько субподрядчиков, и все они могут нанимать рабочих одной специальности, электромонтеров в данном случае. Закрывает наряды всем субподрядчикам фирма Воронежметрострой.

   Расценки на работу для конечных исполнителей минимальные, и сколько на самом деле платит подрядчик субподрядчику за те или иные работы (прокладку 1 метра кабеля, например) – не известно. Вероятно, гораздо больше. В среднем же, по этому прайс-листу, получалось, что в день можно было заработать около 2 000 рублей.

   На следующий день работник уже приступил к работе. Инструктаж по технике безопасности прошел как обычно: зашел в строительный контейнер, расписался в каком-то журнале, это все. К слову, несчастные случаи на строительстве как стадиона, так и метро были, в том числе несколько со смертельным исходом. Никакой спецодежды на стройке не выдают, рабочие работают в своей спецодежде. Так, наш собеседник за свой счет купил себе рабочий комбинезон и резиновые сапоги. Условия работы в метро очень суровые: метро прокладывают под землей, работать приходится в воде, на стройке несколько уровней и постоянно течет вода с верхних уровней на нижние в колодцы, атмосфера очень влажная, холодно. По словам рабочего за неделю работы у него разбухли ноги от постоянного пребывания в резиновой зимней обуви и влажности, а спуск в «яму» он сравнивает со спуском в ад:

   «В метро постоянно на голову течет вода, т.к. ведется наладка сантехники. Дышать нечем - вентиляция еще не работает, а рабочие вместе с начальством курят прямо на объекте, кроме того сверху греют бетон дизельными пушками - дурман тот еще - дизельный выхлоп спускается на самое дно, где мы работаем. От одежды воняет так, что и через неделю как будто танкистом работал».

   На стройке есть проблема и с антисанитарией. Туалетов пять, это две пластиковые будки на улице, на берегу Мещерского озера, и еще три на противоположной стороне стройки. По словам нашего собеседника, туалеты на берегу озера не очищают, а кал и моча из них поступают прямо в озеро. Летом на озере работает пляж, это излюбленное место купания жителей одноименного микрорайона. Учитывая, сколько экскрементов в него поступило за время стройки зимой, купание летом может стать не очень приятным, мягко говоря. Но даже в эти туалеты не все рабочие ходят, т.к. из тоннеля идти до них далеко, нужно проходить через КПП и предъявлять при этом пропуск, поэтому в туалет часто ходят прямо в тоннеле.

   Однажды на стройплощадку приехала проверка, по-видимому, из администрации города, и всех работников, у которых не было фирменной спецодежды, попросили спрятаться подальше от глаз проверяющих. На поверхность разрешили выходить лишь счастливым обладателям фирменных синих жилеток с логотипом «СУ-620». При этом субподрядчик делает коллективное фото всех работников, чтобы отправить его подрядчику, видимо, в доказательство того, что рабочие набраны и работа идет.

   Коллегами по работе на стройке многие электромонтажники оказались приезжими из области и из других регионов России. Их приглашали на работу, обещая высокую зарплату, но на практике они были вынуждены работать бесплатно, выплату зарплаты практически всем электромонтажникам задерживают. Работникам, занимающимся бетонированием перекрытий – монолитчикам, выплатили кое-какой аванс, но остальные заработанные деньги также задерживают. Это такая схема: дать немного денег в начале, а затем кормить «завтраками». Бригаде электромонтажников же вообще не заплатили, даже аванса.

Электромонтажники вынуждены покупать за свои деньги, например, крепеж для работы:

   «В крайний день моей работы был разговор, что надо вешать светильники, но нет светильников и крепежа, и поэтому они собирались идти в магазин за крепежом, чтобы крепить кронштейны от светильников. Не было металлических стяжек - заставляли вязать на проволочку, а потом переделывать когда появятся металлические хомуты-стяжки».

   Даже на первый взгляд на стройплощадке вскрываются нарушения проектной документации с целью сэкономить. Например, кабеля прокладываются не по намеченным в проекте трассам, а по укороченным. При этом все кабеля уже заранее оплачены и лежат на складе.

   Но для нанятых рабочих стройматериалов на складе часто нет. Работники сами покупают крепеж, но они не будут покупать другие материалы. Но если нет материалов, то стоит и работа. Так, за две недели работы наш собеседник почти неделю приезжал на стройплощадку напрасно: задание мастер ему выдавал, но на складе ему говорили, что нет материалов, и работа стояла. Для работников, работающих сдельно, это означает отсутствие заработка.

   По прошествии первой недели наш собеседник обещанного аванса так и не получил. При этом он потратился не только на приобретение зимней спецодежды, но и на бензин: свой инструмент он вынужден возить на личном автомобиле, т.к. на общественном транспорте это делать проблематично, а оставлять на стройплощадке – небезопасно, могут украсть. Были анекдотичные случаи, когда у одного работника украли 1,5 литровую бутылку с водой чуть ли не из-под носа. На стройке нет питьевой воды, только технического качества вода из-под крана, поэтому кто-то позарился на бутылку с питьевой водой. Что говорить об инструменте, его надежнее носить с собой. Кстати, чтобы вынести свой же инструмент со стройплощадки нужно получать специальное разрешение от службы безопасности, в котором указан перечень проносимого инструмента.

   Переговоры с мастером и с начальником работ по поводу оформления договора и выплаты аванса, а затем уже и заработанных денег ничего не дали. Руководители лишь обещают выплатить заработанные деньги, но не выплачивают. В бригаде нашего собеседника было 4 человека, вместе они заработали за первую неделю 35 000 рублей. После того, как работодатель обманул с выплатой аванса, трое перестали работать, пока им не заплатят то, что они уже заработали, а наш собеседник продолжает ходить на стройплощадку, но работы там для него нет из-за отсутствия материалов на складе. Сейчас он уже нашел другую работу, но все же надеется получить заработанные им деньги.

   Наш собеседник обратился за помощью в Движение «Трудовой Нижний Новгород», а также подал жалобы в прокуратуру и Роструд (Государственную инспекцию труда по Нижегородской области). Проблема в том, что трудовые отношения с ним не оформлены официально. Ему обещали подписать договор подряда, но не сделали этого. При этом в данном случае речь уже можно вести не о гражданско-правовых, а трудовых правоотношениях. Работодатели злоупотребляют заключением с наемными работниками гражданско-правовых договоров подряда по простой причине: работа та же самая, а платить работнику отпускные, давать больничный, предоставлять другие социальные льготы не нужно. В действительности же это трудовые правоотношения. Согласно ст. 67 ТК РФ если трудовой договор не был оформлен в письменной форме, но работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, то трудовой договор считается заключенным. Поэтому у рабочих, которым не выплатили зарплату, есть шансы защитить свои трудовые права в суде.

   В данной ситуации поражает необычайная терпеливость рабочих. Некоторые по два месяца работают бесплатно, покупают за свой счет крепежные материалы для продолжения работы, используют свой личный инструмент и свою спецодежду. Не смотря на то, что уже дважды рабочие угрожали начать забастовку, никто так и не прекратил работу. Активисты движения «Трудовой Нижний Новгород» несколько раз расклеивали листовки вокруг стройки с призывом к рабочим защищать свои права, но только один человек, с которым мы и беседуем, откликнулся на наш призыв. Другие рабочие хотя периодически выступают в СМИ с заявлениями о задержках зарплаты, на какие-либо акции протеста явно не готовы.

   Такая покорность рабочих может объясняться как раз тем, что многие из них приехали из других регионов, и чувствуют себя здесь «на птичьих правах». Также много рабочих из Таджикистана, Узбекистана и других бывших советских республик. Им негде жить, кроме строительных бытовок. На территории стройки действует столовая, где рабочих кормят три раза в день по электронным карточкам-пропускам. Это повод оставаться на стройке и покорно ожидать, когда же с ними соизволят рассчитаться за работу. Если начать протестовать, то из вагончиков могут выселить, и окажешься на улице без денег. Другие рабочие, особенно из других регионов, наоборот, поработав непродолжительное время и увидев, что платить им за работу не собираются, на последние деньги покупают билет домой и уезжают, списав потерю денег на свою личную непредусмотрительность.

   Выстроенная схема найма работников оставляет их юридически незащищенными. Причем рабочие видят произвол, творящийся при попустительстве властей, и это внушат многим мысль о бесполезности жалоб и защиты прав.

   Строительство метро ведется к Чемпионату мира 2018 года, но скорее всего, сдать станцию вовремя не удастся. На стройке уже говорят о том, что приоритетным теперь является сдача вовремя хотя бы стадиона, а про метро можно и забыть. От решительности рабочих в защите своих прав теперь зависит, забудут ли о них тоже или же они все-таки добьются выплаты заработанного и уважения к их человеческому достоинству.

 

 

 

Алексей Поднебесный

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить