Эстетика лоббизма на примере законопроекта об экологической экспертизе

Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды (председатель - экс-глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, первый заместитель председателя - Владимир Бурматов) снял с рассмотрения два скандальных законопроекта, в том числе один правительственный, касающиеся поправок в законодательство об экологической экспертизе. Один из них предлагал отменить публичные слушания проектов рекультивации свалок, а второй — существенно ограничить права общества на доступ к информации о потенциально опасных для окружающей среды проектов. С подачи главного редактора "ЭкоГрада" Игоря ПАНАРИНА ситуацию комментируют сам г-н БУРМАТОВ и эксперт нашего журнала Александр ВЕСЕЛОВ.

Эстетика лоббизма на примере законопроекта об экологической экспертизе - фото 1

Комментарий Александра ВЕСЕЛОВА: "Деэкологизация — наше всё?"

Полемика вокруг законопроекта об общественной экологической экспертизе отражает конфликт интересов субьектов рынка. Законопроект отменяет необходимость проведения общественных обсуждений проектной документации проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе земельных участков под несанкционированными свалками, — но только по проектам, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации. К региональным программам и иным проектам восстановления загрязненных земель эта будущая правовая норма не относится.

Есть разумный смысл в этой новелле, поскольку такие проекты являются бюджетными природоохранными затратами государства, и их нужно реализовывать в кратчайшие сроки. Объективное мнение населения и заинтересованной общественности по такого рода проектам может быть только положительным. Другое дело, что при рекультивации можно «закопать, попилить и отмыть» большие бюджетные деньги при низкой экологической эффективности проведенных работ. Ведь не секрет, что полностью очистить почвы и грунтовые воды под телом свалки либо невозможно, либо очень дорого. В таких случаях местное население не будет знать, что сделано по проектам рекультивациии и можно ли будет использовать рекультивированные земельные участки для, допустим, жилищного строительства или выращивания сельхозкультур. Да и научная общественность не сможет внести свои предложения по эффективности таких проектов.

Вторая часть нововведения будет иметь более серьезные последствия. При экологической экспертизе проектной документации по объектам обезвреживания и размещения отходов перед подачей проекта на повторную экологическую экспертизу не нужно будет проводить повторные общественные обсуждения и представлять их результаты в составе объекта экспертизы. В этом случае заказчик  может так кардинально изменить проект, одновременно устранив замечания ранее проведенной экспертизы, что будущее предприятие станет «котом в мешке» для местного населения, которое не будет проинформировано о последствиях такой хозяйственной деятельности.

Указанная законодательная инициатива вписывается в современную динамику деэкологизации федерального законодательства, в том числе в части отстранения местных сообществ и общественных экспертов от участия в принятии экологически значимых решений, а также нарушает принцип гласности, участия общественных организаций и учета общественного мнения, установленный ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить