Иркутские стражи порядка сообщили корреспонденту «ЭкоГрада» Любови Аликиной о продолжении методичной работы по пресечению незаконного лова и торговли байкальским омулем и её новом результате. Изъято: 3 автомобиля, приготовленная рыбная продукция и замороженная рыба в количестве 1859 шт., денежные средства в размере 130 тысяч рублей, 345,5 кг. приготовленной рыбной продукции и замороженной рыбы, 70 мешков приготовленной рыбной продукции и замороженной рыбы
Как сообщает корреспондент «ЭкоГрада» Любовь Аликина за последнее время от полиции и надзорных органов все чаще поступает информация о проведении рейдов и иных оперативных мероприятий, в результате которых выявляются факты незаконной ловли байкальского омуля, целые подпольные цеха по его переработке, что без всякого сомнения можно отнести к промышленной переработке этого вида рыбы. Напомним, промышленный вылов омуля закрыт на озере Байкал с 1 октября 2017 года. Планировалось, что в 2025 году Росрыболовство снимет на промышленную добычу омуля в Байкале. Более того, федеральное ведомство продлило ограничения до 2030 года. В 1969 году вводилось аналогичное ограничение по лову и действовало оно до начала 1980-х.
Впрочем, все по порядку.
Источник Аликиной сообщает, что 02.07.2025 сотрудниками отделения уголовного розыска Байкало-Ангарского линейного отдела полиции на водном транспорте, совместно с сотрудниками отдела уголовного розыска и следственной части СО Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, при силовой поддержке сотрудников ОМОН «Шквал» Управления Росгвардии по Иркутской области в ходе обысковых мероприятий по адресам места жительства, а также местам хранения и переработки рыбы по уголовному делу, возбужденному по ч. 3 ст. 256 УК РФ в отношении двух человек.
Изъято:
- 3 автомобиля, приготовленная рыбная продукция и замороженная рыба в количестве 1859 шт.;
- денежные средства в размере 130 тысяч рублей;
- 345,5 кг приготовленной рыбной продукции и замороженной рыбы;
- 70 мешков приготовленной рыбной продукции и замороженной рыбы.
Силовики проводят плановые мероприятия. Ожидается, что злоумышленники предстанут перед судом.
Фото и видео оперативной съемки
Любовь Аликина поясняет:
Проблему с популяцией омуля в Байкале специалисты называют серьезной и опасной. Омуль - достаточно долго созревающий вид, и для стабилизации численности и состояния запасов необходим как минимум один цикл от личинки до возраста половозрелости рыбы. У омуля этот период занимает до 11 лет.
Эксперты отмечают, что нынешнее ограничение лова принесло свой результат - прекратилось снижение численности ценной рыбы, запасы стабилизировались, и начался их плавный рост.
Байкальский омуль неоднороден, у него выделяют три МЭГ: придонно-глубоководную (обитает на глубинах до 350 метров), пелагическую (50-200 метров в зависимости от сезона) и прибрежную (населяет глубины 100-200 метров).
Общими правилами предусмотрены квоты лова для научно-исследовательских и контрольных целей, которые являются частью общедопустимых уловов. На Байкале общая научная квота составляет 12-13 тонн.
Научные сотрудники утверждают, что если после проведенных работ состояние рыбы позволяет ее выпустить, то рыбка отправляется обратно в озеро. Ну, хочется на это надеяться. Если нет, то в соответствии с законом рыба подлежит утилизации.
Напомню, что «Омулевый запрет» касается исключительно промышленного рыболовства. Для себя же люди, живущие по берегам Байкала, ловить могут, но не более 5 кг на руки.
После введения ограничений на промысел омуля были ужесточены и меры по его охране. Эксперты отмечают, что качество охранных мероприятий повысилось, стало намного эффективнее, чем 10-13 лет назад. Это одна из составляющих успеха.
До 1 октября 2017 года Омуль на Байкале добывали 12 рыбодобывающих предприятий прибрежных районов республики - осуществляли его промысел. Сообщается, предприятия вылавливают водно-биологические ресурсы в прежнем количестве, переключившись на иные байкальские виды, в том числе сига и хариуса. Я слышала, что Усть-Баргузинский завод перешел на переработку океанического сырья - сельди и скумбрии. Возможно, мой друг Алексей Самбуевич Цыденов и этот факт использует в качестве аргумента для продвижения скандального «закона о сплошных рубках» для реализации «помощи людям», но мне лично по-прежнему кажется, что спасение Байкала, его биоресурсов – это и есть лучшая помощь людям, которые живут на берегах Байкала. А для адресной помощи рыбакам есть республиканское агентство занятости населения, которое ежегодно предоставляет субсидии предприятиям, которые обеспечивают работой рыбаков, высвободившихся в результате ограничения добычи и реализации омуля. Такой господдержкой пользуется, к примеру, Кабанский рыбозавод.
Любовь Аликина