Альтернатива Суэцкому каналу — комплексная
Ситуация в Суэцком канале выдвинула в повестку дня целый ряд проектов, позволяющих миновать Трассуэцкий маршрут
Прежде всего, это Трансизраильский проект 1960-х — начала 70-х, т.е. разработанный в период военно-политического конфликта Египта с Израилем: проект канала порт Эйлат (Красное море) — Ашхалим — порты Ашдод/Газа на Средиземном море. Но факторы политической напряженности в данном регионе сохраняются, что поныне затрудняет реализацию этого проекта.
Трансизраильский проект —
В то же время, уже которое десятилетие остаётся нереализованным проект канала Каспий — Персидский залив (РФ-Иран). Не в последнюю очередь, из-за введённых еще в 1997 г. санкций США против этого проекта. Однако привлечение соседей Ирана по Персидскому Заливу — Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара, ОАЭ и Омана — к евроазиатскому грузотранзиту по этой артерии наверняка повысит шансы для её создания. Ибо дополнительные, притом стабильные транзитные доходы - вовсе не лишние и для упомянутых стран.
проект канала Каспий-Персидский Залив —
(тонкие красные линии — иранский маршрут сухопутного коридора «Север — Юг»)
Такая артерия, как ранее отмечал «ЭкоГрад», позволит сформировать сквозной, притом кратчайший евроазиатский водно-транзитный путь Балтия/Скандинавия — Волго-Балт — Волга — Каспий — Иран — Персидский залив/Индийский океан. Вот, например, информация наналитического портала «Инвест-форсайт» (РФ) от 25 мая 2018 г.: «В Иране этот проект именуют «Иранская река». В проекте кровно заинтересованы и соседние Казахстан с Туркменистаном. Страны Индийского океана и даже Китай также поддерживают проект и частично готовы инвестировать его реализацию».
Уточняется также, что «Россия и Иран стремятся реанимировать проект, вложив по 10 млрд. долл. Длина канала должна составить около 700 км. По оценкам экспертов с иранской и российской стороны, эти вложения окупятся в течение пяти лет с начала эксплуатации канала, а достичь Индийского океана по этому маршруту, как отмечается, «можно будет вдвое быстрее, чем через Босфор – Дарданеллы – Суэц – Красное море». При этом российские ежегодные российские доходы от эксплуатации канала «составят от 1,2 до 1,4 млрд долл., а иранские – 1,4-1,7 млрд.».
В свою очередь, Сергей Горбачев, исполнительный директор АНО «Институт стран СНГ» (г. Севастополь), утверждает в своей публикации 9 июня 2020 г. на портале «Материк.ру» (РФ): «Тегеран планирует в 2020-х реализовать проект трансиранского канала между Каспием и Персидским заливом. Подсчитано, что в странах-участницах проекта суммарные транспортно-складские издержки на этом пути будут в расчете на условную тонну груза минимум на 20% меньше в сравнении с традиционным маршрутом» (т. е. через Босфор–Суэцкий канал. – Ред.). Причем Индия, Иран и Россия «смогут увеличить свои грузотранзитные доходы на 15-25%. Уже на 6-8-й год эксплуатации этого коридора объем перевозок по нему прогнозируется не менее 20 млн тонн в обоих направлениях».
Вышеупомянутые оценки профильных экспертов представляются обоснованными. Во всяком случае, минимум перегрузок с одного вида транспорта на другой – изначальный критерий эффективности любых транзитных маршрутов. Уже поэтому целесообразно сооружение трансиранского канала, бессрочно выгодного РФ, Ирану и многим странам не только по экономическим причинам, но и в очевидном геополитическом контексте (подробнее о проекте см. https://ekogradmoscow.ru/2012-10-24-20-37-44/grandioznyj-proekt-veka-budet-osushchestvljon-kanal-kaspij-persidskij-zaliv-postroyat-no-ne-skoro ).
Но речь может идти не только об этом канале. Эксцессы на Суэцком маршруте могут вызволить их архивов южновропейские проекты 1960-х — 70-х годов: каналов (для судов «река-море») Дунай-Вардар-Эгейское море (Сербия-Македония-Греция), Дунай-Сава-порт Омитшаль на Адриатике (Хорватия). Кстати, еще в 70-х были построены параллельные этим двум каналам нефтепроводы Белград-Скопье-порт Салоники, «Адрия» (из Венгрии к адриатическому хорватсому порту Омитшаль). А в к середине 80-х вступил в действие аналогичный канал в Румынии: черноморский порт Констанца — дунайский порт Чернаводэ.
канал Дунай-Черное море —
проект канала Дунай — Вардар — Эгейское море —
бассейн р. Сава — порт Омитшаль —
Подчеркнем: все эти артерии связаны с трансъевропейскими водными путями и нефтепроводами, а также «обходят» турецкий транзитный маршрут Черное море — Босфор-Мраморное море — Дарданеллы. Плюс к тому, «нефтяные» страны Аравии и Ирак издавна состыкованы нефтепроводами со средиземнорскими терминалами в Ливане и Сирии — т.е., минуя сверхдальний транзит через Суэцкий канал:
С учетом упомянутых ближневосточных и южноевропейских артерий/проектов, может быть сформирована — вне Суэцкого канала и вне Босфора с Дарданеллами — новая транзитная система Евразии.
Словом, взаимодополняющим друг друга маршрутам — уже пора воплощаться на практике?
Алексей Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости НЭП
-
Опубликовано 05.04.2021 07:59
-
Просмотров: 868