В России зафиксированы случаи массового гибели пчел. Масштабы бедствия пока оценить сложно, как и причину гибели насекомых — органы надзора только взялись за проверку. Но проблема существует не один день и, как предупреждают ученые со всего мира, может привести не только к разорению пчеловодов, но и потере продовольствия на $600 млрд. Подробнее о бедах российских пасечников и ключевой роли их подопечных в экосистеме — читайте в материале «Известий».
На массовую гибель пчел жалуются в Центральном и Приволжском федеральном округах — лидерах по числу пчелосемей, если опираться на данные последней всероссийской сельскохозяйственной переписи. В Курской области, где известно о гибели этих насекомых уже в 10 районах, проблемой занялся губернатор. В понедельник, 10 июня, врио главы региона Роман Старовойт потребовал, чтобы фермеры предупреждали власти о предстоящих сельхозработах с использованием ядохимикатов. Специалисты ветеринарной службы признают, что ущерб огромный — в некоторых хозяйствах пасечники лишились 75 пчелосемей. Результаты проверки ветслужбы и Роспотребнадзора пока неизвестны.
В Липецкой области проверку из-за массовой гибели пчел проводят специалисты природоохранной прокуратуры, Россельхознадзора, Роспотребнадзора и ветеринарии. Пасеки буквально усыпаны мертвыми насекомыми.
— С девятого класса занимаюсь пчеловодством. И за 20 лет не помню, чтобы подобное случалось, — рассказал местной газете «Добринские вести» Сергей Ряских, у которого три дня назад погибли почти 100 пчелосемей.
Пчеловод Виктор Титов, пасека которого тоже опустошена, винит во всем фермерские хозяйства. Раньше они заранее предупреждали о планах по обработке посевов.
— Раньше мы даже расписывались в бланке, что оповещены, знаем, что начинается обработка от мотыльков, — говорит Титов.
Всего в Добринском районе, по примерным подсчетам, погибли порядка 200 пчелосемей. Одна стоит порядка 5−10 тыс. рублей (по максимальной планке — 200 млн рублей ущерба, плюс упущенная прибыль — медовый урожай сорван).
По инструкции ветлабораторий, пчеловоды, получив информацию о предстоящей химобработке, должны закрыть ульи и увезти на расстояние не менее 7 км от места применения пестицидов. Обратно их можно вернуть не раньше чем через 12 суток.
Случаи массовой гибели пчел были зафиксированы также в нескольких районах Рязанской, Воронежской и Саратовской областей.
Энтомолог, доктор биологических наук Анатолий Захаров говорит, что ненормированное использование пестицидов всегда приносило ущерб пчеловодству, а также популяции птиц и полезных растений — в этой проблеме нет ничего нового. Однако говорить о том, что в этом сезоне с ними стали перебарщивать, рано — таких цифр пока попросту нет. В 2018 году, по подсчетам ФГБУ «Россельхозцентра», было применено 65,1 тыс. т пестицидов, в 2016-м — 61,4 тыс. т.
Липецкая природоохранная прокуратура намерена подключить к проверке и следователей из регионального управления СК. Если в течение суток ветнадзор забирает пробы для лабораторного анализа и выясняется, что виной гибели пчел стали химикаты, можно идти в суд. Без соблюдения этого порядка справедливости добиться сложно. В прошлом году пасечник из Саратовской области жаловался на фермера, который обрабатывал поля пестицидами с самолета — из-за этого, как он утверждал, погибли 450 пчелосемей. Фермер отрицал вину и отказался выплачивать компенсацию, до суда дело не дошло.
К слову сказать, некоторое время назад с подобной проблемой столкнулась Индия , откуда эпидемия перекинулась в Среднюю Азию и Закавказье , - и привело к потерям до трети урожаев. В прошлом сезоне такие же проблемы пережила Польша, за ней Белоруссия , страны Балтии и Скандинавии. Ученые считают, что гибель пчел может стать всемирной катастрофой.
--
Геннадий Орешкин