"Спаситель мира" нашелся: чей он непонятно

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» хранится на яхте Serene, принадлежащей наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салману, сообщил журналист Artnet со ссылкой на «два источника, руководившие перевозкой».

Источники уточнили, что картина будет передана городу Аль-Ула, когда в нем завершится строительство культурного центра. Сейчас проект находится в стадии разработки, рассказывал Bloomberg представитель наблюдательной комиссии проекта.

"Спаситель мира" нашелся: чей он непонятно - фото 1
Ранее картина принадлежала бывшему акционеру «Уралкалия», российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву . Бизнесмен купил «Спасителя мира» у швейцарского арт-дилера Ива Бувье — как и многие другие шедевры из своей коллекции. С 2016 года Рыболовлев судится с Бувье, утверждая, что арт-дилер продавал ему картины и скульптуры по сильно завышенным ценам. В частности, работу да Винчи сам Бувье купил за $80 млн, а Рыболовлеву продал за $127,5 млн, писал Bloomberg. Общие свои потери Рыболовлев оценил в $1 млрд. Сам Бувье вину отрицает.
В ноябре 2017 года Рыболовлев выставил «Спасителя мира» на аукцион. Он надеялся, что продажа картины «наконец положит конец этой очень болезненной истории», заявил представитель бизнесмена газете The Wall Street Journal. Картина была продана за рекордную цену — $450,3 млн, став самой дорогой работой, когда-либо проданной на аукционе. Покупатель остался анонимным. Уже тогда The New York Times со ссылкой на несколько источников писала, что это бин Салман.
Вскоре после аукциона департамент культуры и туризма Абу-Даби объявил, что «Спаситель мира» станет частью постоянной коллекции нового музея, получившего название Лувр Абу-Даби. Показ картины да Винчи был запланирован на сентябрь 2018 года. Однако за несколько дней до намеченной даты департамент отложил показ, не объясняя причин. В конце марта The New York Times писала, что картина «Спаситель мира» бесследно пропала из Лувра Абу-Даби. Сотрудники музея анонимно заявили изданию, что не знают, где находится работа да Винчи.
Правительство Франции выступило за то, чтобы осенью «Спаситель мира» был представлен на выставке по случаю 500-летия со дня смерти да Винчи. Чиновники, выступая с эти предложением, надеялись, что картина во временем обнаружится, писала NYT. При этом картина может быть выставлена в парижском Лувре как работа учеников Леонардо да Винчи, а не самого мастера. Об этом сообщала газета The Telegraph со ссылкой на историка искусства Бена Льюиса, автора книги об этой картине The Last Leonardo: The Secret Lives of the World's Most Expensive Painting.
Льюис со ссылкой на свои источники в парижском музее заявил, что кураторы выставки сомневаются в том, что полотно действительно принадлежит кисти Леонардо, и предлагают представить картину как произведение мастерской художника. Если «Спаситель мира» окажется в Лувре с таким описанием, стоимость полотна снизится в 300 раз до $1,5 млн, считает Льюис. Дело в том, пять экспертов при экспертизе , по итогам которой объявлено авторство да Винчи, разошлись во мнениях: двое считали ее работой Леонардо, один – произведением учеников, двое воздержались. Музей на это ответил, что «тщательно проверяет работы перед включением в коллекцию».
The Telegraph отмечает, что некоторые исследователи видят небрежность, не свойственную Леонардо, в изображении стеклянного шара в левой руке Христа, изображенного на картине: сфера не искажает одежду Христа. Другие ученые уверены: это сделано намеренно, чтобы не отвлекать внимание зрителя от лица Христа.Ряд историков , не отрицая нарушений принятых на тот момент канонов католицизма, указывают на якобы дружеские отношения между великим Леонардо и генуэским семейством Кастанья, к которому принадлежал Папа Римский Урбан VII , - но тут же стоит отметить, что понтификат этого папы в 1590 году не продлился и двух недель, он даже не успел быть интронизированным.И только следующий Папа по имени Урбан - Урбан VIII , пришедший на святой престол через 33 года, то есть когда Леонардо да Винчи уже не было в живых, затеял не только яростную борьбу с табакокурением, но и изменение церковных воззрений на искусство, - именно после его эдиктов изображения, подобные «Спасителю мира» стали не преследоваться Церковью.Впрочем окончательно эти правила были закреплены блаженным Пием IX в ходе Первого Вселенского собора аж в 1870 году! И тут уместно обратится к истории самого «Спасителя мира»: в принципе, известно порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет.Заказчиком традиционно называется Людовика XII, всехристианнейший французский король, ведший много войн на территории Италии.И вроде бы его племянник и зять и наследник Франциск I , в недавнем прошлом граф Ангулемский, получил заказанную предшественником картину в день коронации 1 января 1515 года. Он передал картину своей матери Луизе - и картина изначально хранилась в замке в городе Коньяк , а после кончины Луизы Ангулемской была завещена одному из монастырей. Это версия, - и в ней есть много пробелов: никто не подвергает сомнению, что Франциск стал подлинным и щедрым покровителем гения Леонардо!
Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой Львом X в Болонье, на которой присутствовал художник и которой был опечален.
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе (там Франциск I провёл своё детство), неподалёку от королевского замка Амбуаз. В официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить»,— до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе Леонардо провёл в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая, на 68-м году жизни, скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе.
По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда, нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

"Спаситель мира" нашелся: чей он непонятно - фото 2"Спаситель мира" нашелся: чей он непонятно - фото 3"Спаситель мира" нашелся: чей он непонятно - фото 4
Но вернемся к картине: так вот Франциск I впрямь передал матери некую картину, полученную от да Винчи на той самой встрече в Болонье ,выполненную в мастерской да Винчи по заказу короля Людовика , но Джованни Агостино да Лоди - о чем сохранилась и запись и расписка.Да Лоди порой называют самым талантливым учеником да Винчи, равно как и художником которому не повезло. Возникло, к примеру предположение, что и впрямь заказ короля Франции был получен мастерской да Винчи, его исполнителем был определен да Лоди, но после ссоры с учителем он был изгнан из мастерской - а сам Леонардо во избежания трений с французским двором дописал «Спасителя мира». Лишнее доказательство этой полуфантастической истории находят в том, что у Спасителя на картине искревленный палец , - такой был и у Папы Урбана VII и у самого короля Франциска I - но при чем тут Ангулемский, если картина писалась для его предшественника?! Да и искревленный палец - опять же если это не плод фантазий - был и у Агостино да Лоди: он его сломал, расписывая Pala dei Barcaioli ("алтарь лодочников") в церкви Сан-Пьетро-Мартире в Мурано. Но так или иначе единственной его подписанной работой - "Святой Петр и святой Иоанн Евангелист в Пинакотеке Брера", на которой все усматривают опреденное сходство с самой дорогой картиной мира.
Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевы Генриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам, неизвестно как попав в Англию через столетие пребывания во Франции. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 году в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 году его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.Нашлась, может именно она, мжет и нет, но как раз после вынесения решений Первого Вселенского Собора; а в 1900 году была приобретена как работа миланской школы одним из богатейших людей викторианской Англии, баронетом Фредериком Куком, владельцем роскошного дворца Монсеррат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 году наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.
В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена (за чуть менее $ 10 000) Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Специалистов особенно впечатлило обнаружение пентименто — следов исправления положения большого пальца правой руки Христа, - того самого искревления! ,- выполненного первоначальным художником. (Наличие значимых отклонений от изначального замысла свидетельствует об оригинальности произведения). Детали реставрации, которой руководила Диана Дуайер-Модестини (Dianne Dwyer Modestini), не раскрываются.
Преображённый реставраторами «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. Из них только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами рискнул признать авторство Леонардо. Полотно было впервые представлено публике на беспрецедентно полной выставке «Леонардо да Винчи: придворный живописец в Милане», которая открылась в Лондоне 9 ноября 2011 года.
Дальнейшая одиссея Спасителя , вокруг которого не утихают споры, выдвигаются версии и догадки,- например, что на яхте сейчас совсем не та картина , а умелая подделка «Спасителя мира», - наверное, завершенной будет нескоро.
Ранее яхта Serena - на ней находится полотно - принадлежала основному акционеру алкогольной компании SPI Group Юрию Шефлеру . Долгое время она входила в тройку самых больших яхт российских миллиардеров. Кроме того, Serena была самой крупной яхтой в мире, которую можно взять напрокат — за €3,75 млн евро в неделю. Одним из самых известных арендаторов был соучредитель Microsoft Билл Гейтс (2 место в глобальном списке Forbes с состоянием $102,3 млрд). Он вместе с семьей снимал яхту для прогулок по Средиземному морю.
В 2015 году Шефлер продал яхту ибн Салману за €350 млн.

Геннадий Орешкин

Категория: Библиотека
Опубликовано 11.06.2019 09:14
Просмотров: 379