Отраслевая и, в целом, общеэкономическая повестка была основной в ходе «Столыпинского экономического форума», состоявшегося 22-23 мая. Но конкретика здесь была в дефиците, в отличие от «околофедеральной» словесной шелухи…
Ректор МГИМО А.Торкунов выразил уверенность, что данный форум - «прекрасная возможность собраться неравнодушным людям, чтобы выработать стратегию социально-экономического развития нашей страны и на ближайшую перспективу, и на перспективу более отдаленную».
Позвольте, но ведь уже столько провозглашено целевых программ, национальных проектов, президентских социально-экономических указов и т.д., и т.п. Это, значит, не стратегия развития на любую перспективу? Ни в одной стране мира пока еще не было такого количества означенных документов по вопросам социально-экономического развития. Но, оказывается, всё равно нужно выработать некую стратегию?..
Словесно эффектнее было, например, выступление «бизнес-омбудсмена» Бориса Титова: «…Сегодня не надо пользоваться офшорными схемами, бояться за своё прошлое, за скелеты в шкафу… Наша задача — не только двигаться вперед, но ещё и защищать тылы. Я занимаюсь этим каждый день. С этим мы идём вперёд в новую экономику России».
О чём конкретно речь в данном случае? Видимо, главное – произвести впечатление словесными «инновациями». И, может, выдавить-таки слезу у «неравнодушных» людей, выражаясь упомянутым термином А.Торкунова?
Между тем, небезынтересна вполне конкретная точка зрения участника форума Андрея Разбродина, президента Союзлегпрома: «В ходе панельной дискуссии «Экономика простых вещей» и на других аналитических площадках форума сакцентировали внимание, прежде всего, на проблемах повышения конкурентоспособности перерабатывающих отраслей, точнее – не нефтегазового сектора экономики.
К сожалению, ситуация в этом секторе пока не меняется. Он по сей день остается, образно говоря, неким «довеском» сырьевых отраслей, по-прежнему определяющих товарную и стоимостную структуру российского экспорта. В то время как в импорте доминируют разнообразное оборудование, товары массового спроса.
Для большинства предприятий потребительского сектора по-прежнему характерны технологическая отсталость, зависимость от импортного оборудования, низкая производительность труда, ограниченный горизонт планирования. Потому их продукция, в большей своей части, пока неконкурентоспособна по цене и качеству с зарубежными аналогами.
При том, для успешного развития этого сектора в России имеются все необходимые ресурсы. Главный, на мой взгляд, вопрос - во внутренних финансово-экономических условиях, в которых существуют перерабатывающие отрасли и используются имеющиеся ресурсы.
Но эти условия остаются, в целом, неблагоприятными. Прежде всего, препятствуют устойчивому развитию перерабатывающих отраслей такие факторы, как высокие ставки по кредитам, запредельно максимальная налоговая нагрузка, необоснованно растущие тарифы, волатильный валютный курс. По-прежнему отсутствует доступ к оборотному и инвестиционному финансированию на приемлемых для предприятий условиях.
Все эти и смежные вопросы нужно решать в комплексе, в их очевидной взаимосвязи, а не в «отрывочном» режиме».
А.ЧИЧКИН