«Общее дело» – это благополучие, процветание, гармония; все то, что отвечает прогрессу России. Согласно теории этногенеза Л.Н. Гумилева преобразуют мир особые люди - пассионарии, двигатели исторических процессов. Они способны аккумулировать дополнительную энергию, направляя ее на достижение цели. Что это за энергия, стало понятным лишь после введения понятия «структурная энергия» [1]
Последняя соотносится с работой «сборки» эволюционирующей системы из «простых» веществ. Структурная энергия человека в стоимостном выражении - это человеческий капитал. У пассионариев он существенно превышает средний по социумам.
Постановка проблемы
Согласно Л.Н.Гумилеву цели пассионариев могут быть утопичны. При этом цель «оправдывает» средства (гибель людей). Но в этом случае термин «пассионарий» приобретает негативный характер. Автор не является историком. Тем не менее, он задается вопросом: способствовала ли деятельность пассионариев (Чингисхана, Наполеона и др.) прогрессивному развитию мира? Если не способствовала и если продолжать придавать этому термину позитивное содержание, то следовало бы ввести и термин «антипассионарий». Это те, чья деятельность фактически ведет к глобальному регрессу. По Л.Н.Гумилеву основная масса людей представлена гармоничным человеком или «гармоником». В отличие от пассионариев они – обычные люди, жизнь которых сводится в основном к удовлетворению «низших» (материальных) потребностей. Эти люди адаптируются к существующей среде и обеспечивают стабильность общества.
Данная трактовка гармоничного человека противоречит авторским разработкам ([2-4] и др.). Согласно им «Человек Гармоничный» - эволюционно продвинутая личность, деятельность которой отвечает траектории прогрессивного развития мира. Им разрешаются противоположности бытия через механизмы компромисса и гармонии, что и есть прогресс. Он ответственен за развитие мир. А стабильность мира обеспечивает в современную эпоху «HomoSapiens».
Из сопоставления теории этногенеза Л.Н.Гумилева с гармонологией [1] можно придти к следующему заключению. Пассионарии - это революционеры, которые инициируют «скачки» развития, а «гармоники» (предлагаю другой термин – «гармонеры») обеспечивают постепенное эволюционное развитие.
Вероятно, одно невозможно без другого. При эволюционном развитии в обществе накапливаются противоположности, которые не всегда удается разрешить на основе механизмов компромисса и гармонии. Но они требуют разрешения. В обществе зреет напряженность. И тут объявляется пассионарий, который способен «оседлать» недовольство масс и разрешить существующие противоположности.
Перспектива России
Обратимся к России. Эволюционное развитие страны, начиная с 2000г., шло по либеральному пути. Власть, образно говоря, сидит на двух стульях одновременно: отрицания либерализма на словах и его господства на практике. При этом неизбежно возникают противоположности, которые не разрешаются. Углубляется социальное расслоение. Господствует либеральная культура расчеловечивания человека. Противоположности капитализм – социализм, война – мир, Россия – Запад и др. не разрешаются, поскольку игнорируются законы гармонии. Наконец, Конституция не отвечает российскому менталитету, поскольку написана по рецептам либерализма. Неудовлетворительное состояние общества постепенно стали понимать и власти. Широко известно образное высказывание на эту тему В.С.Черномырдина « Мы хотели как лучше, а получилось как всегда» (правда, он имел ввиду только денежную реформу). Президент В.В.Путин в ряде своих выступлений говорит о кризисе мировой системы и необходимости поиска новых путей для выхода из него. Цитируем из его выступления на Валдайском Форуме 2021: «Кризис, с которым мы имеем дело, - концептуальный, даже цивилизационный. По сути, это кризис подходов, принципов, определяющих само существование человека на Земле. И нам все равно придется их серьезно переосмысливать». И наконец, выступая на ПМЭФ-2024, Президент сказал: «Мы будем строить гармоническое общество будущего».
Ответом Вашего автора на либеральный беспредел 90-х годов прошлого века стали разработки новой естественно-гуманитарной науки гармонологии [2-4] и учения социогуманизма [4-6]. Выработана теоретическая база для движения России по научно обоснованной траектории гармонического развития – от социального к социогуманитарному государству [7,8].
Имеются и практические предпосылки для этого. Некоторые аспекты проводимой в России внутренней политики можно охарактеризовать как начало движения от социального к социогуманитарному государству. Имеется ввиду по крайней мере следующее. Принят нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». В нем по существу предусматривается рост витального капитала человека [1]. Принят указ Президента РФ об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Тем самым имеется ввиду способствовать росту духовного капитала человека [1]. Подобные цели в концепции социального государства отсутствуют, являясь характеристиками социогуманитарного государства. Цели, сформулированные в Национальных Проектах, отвечают траектории гармонического развития и знаменуют начало перехода от социального к социогуманитарному государству [8].
Гармоническое общество социогуманизма – это будущий новый мир гармонии, мир подлинной истории [2--4]. Разрешаются противоположности бытия на основе «триадной парадигмы» , которая трактует развитие путем рождения «нового», являющегося гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. Цель социогуманитарного государствам – гармоническое развитие человека. Общее благо как результат работы социальной гармонизации (а не как автоматически складывающееся из частных благ, согласно либерализму). Социальные противоположности сглажены. Происходит обуздание капитала с целью устранения сверх богатства. Геополитические противоположности разрешаются на основе механизмов компромисса и гармонии (а не «борьбы»). Отсутствие войн. «Разумная дружба» стран против их противостояния. Решение глобальных экологических проблем человечества через гуманизацию природной среды. Сотворчество человека с Природой.
Удастся ли России эволюционным путем перейти на траекторию гармонического развития? Удастся, если найдутся влиятельные общественные силы, инициирующие этот переход. Если они соорганизуются. Если они выдвинут из своих рядов пассионариев и Национального лидера. Неужели среди многомиллионного населения России не найдутся пассионарии мысли и дела? Те, кто проникнется идеями гармонии и социогуманизма, кто станет реализовывать их на практике. Вашему автору не известны другие альтернативные модели развития мира, которые имели бы необходимый научный базис. После поражения социализма интерес к построениям будущего угас. Однако модель гармонического социогуманизма [2-6] построена не гуманитариями, представителями качественного знания (как это обычно происходит) , а на базе наук естественно-гуманитарного синтеза. В этом ее принципиальное отличие от всех существующих гипотетических моделей будущего: она дает объективное научное знание.
Хождение в политику
Учение социального гуманизма остается втуне без его применения. Какова же на настоящее время судьба этого учение в аспекте практической политики? Вашим автором был предпринят ряд шагов в этом направлении.
Мой коллега по работе в МГУ был в 90-е годы прошлого столетия видным функционером КПРФ и отвечал за подготовку политической программы партии. Передал ему свою работу «Социэволюционная концепция устойчивого развития» [9] – первую в мире работу с основами учения социального гуманизма, с большим трудов изданную (на деньги спонсора) в те немыслимо трудные для науки годы. Основные ее положения были учтены при составлении политической программы, принятой на IIсъезде КПРФ. Однако от дальнейшего сотрудничества в КПРФ отказались. Причина одна (и это показали дальнейшие события): интерес партий к научному обоснованию своих политических программ имеет коньюнктурный, преходящий характер. Съезд прошел, программа принята и…слава богу.
Следующая попытка применения учения была связана с «Партией Возрождения России» (основатель – Селезнев Г.Н.). Мною был составлен проект ее политической программы - «От государства для элиты к государству для народа» (газета «Воскресенье», №1 (75) и №2 (76), 2003). Но в качестве партийной программы был принят социализм – возобладала диадная парадигма (противоположность социализм-капитализм не была разрешена). Боязнь «нового» и принцип «нет пророка в своем отечестве» возобладали.
Далее, совершенно случайно проездом приобрел на железнодорожной станции «Литературную газету» (№ 10, 2005). В ней было опубликовано пространное интервью с основателем «Партии Жизни» (в дальнейшем «Справедливая Россия») С.М.Мироновым. Им предлагалось строить в стране социогуманизм. При этом основные положения интервью были аналогичны ранее опубликованным мною в проекте политической программы «Партии Возрождения России» (совпадение произошло, повидимому, потому, что на очередных выборах партии Г.Н.Селезнева и С.М.Миронова выступали в каолиции). С помощью члена Совета Федерации А.А.Коробейникова я обратился к С.М.Миронову с предложением составить политическую программу возглавляемой им партии. Эта работа была выполнена совместно с А.А.Коробейниковым (основные положения этой программы были впоследствие опубликованы [7,10]). C.М.Миронов в своих выступлениях [11] неоднократно высказывался за строительство социогуманизма. Но верх опять-таки одержало старое мышление: официальный проект программы партии «Справедливая Россия» от 2008 г. провозгласил социалистический путь («новый социализм»).
Это было ошибкой. Партия связала свою судьбу с левым электоратом, который не так уж и велик. Ей конкурируют КПРФ и другие партии социалистической направленности. Между тем, социализм – это путь в историческое прошедшее, что есть регресс. Большинство же избирателей придерживаются центристских позиций. Социогуманизм и есть истинный центризм (позитивный синтез социализма и капитализма) [5,6]. В отсутствии влиятельной партии социального центра большинство избирателей голосуют за «Единую Россию».
В стране фактически отсутствует парламентская партия центра. Несколько лет назад была предпринята с участием Вашего автора попытка создать политическую партию социального гуманизма. Была подана заявка в Минюст, составлена политическая программа партии [7]. Ваш автор присутствовал в Кремле, где перед представителями новых организующихся партий выступил Президент Медведев Д.А. Но дальнейшие мероприятия по организации партии не были осуществлены.
Между тем, в центральных газетах прошли мои публикации о социогуманизме. Рассматривая социогуманизм как стратегию развития России, письменно обращался с этим вопросом к Президенту РФ Путину В.В. [12,13] и Президенту РАН Сергееву А.М. [14]. Получил формальный ответ Президентской почты [15]. От Президента РАН ответа не было. Имели ли мои обращения какое-либо значение, не знаю. Но 8 февраля на расширенном заседании Государственного Совета Президент озвучил стратегию инновационного развития страны до 2020 г («Cтратегия 2020»). В основном она перекликалась с концепцией социогуманитарного развития. Но термина этого, естественно, не употреблялось. В докладе говорилось о развитии человека как основной цели и необходимом условии прогресса современного общества, о самосовершенствовании, о человеческом капитале и т.п. Фактически в политическом документе «Cтратегия 2020» была достаточно полно и последовательно использована концепция социогуманитарного развития. Естественно, изложение дано на политическом (не научном) языке. К сожалению, провозглашенные цели не были реализованы.
В 2017 г. была создана партия «Власть народу», программой которой был провозглашен социогуманизм как новая общественно-экономическая формация, следующая за капитализмом и социализмом. Однако развитое мною учение социального гуманизма не нашло отражение в программе партии: я не был привлечен к организации партии. В дальнейшем ко мне обратился один из организаторов партии Рудников В.А. с предложением составить Манифест партии. Манифест экосоциогуманизма был мною написан [7]. Но согласовать наши позиции не удалось. И Манифест как политический документ партии не был принят.
В заключении кратко охарактеризуем политическое поле России. В любом обществе существуют, в аспекте развития, три слоя, условно: «класс прогресса», «класс регресса», «нейтральный класс». Первый ориентирован на прогрессивное развитие, второй – на движение назад, третий – на сохранение «statusquo». Применительно к России: первый ориентирован на социогуманитарное развитие, второй – на возвращение к социализму и третий – на либеральное развитие. Интересы какого «эволюционного класса» преобладают, тем и определяется движение социума.
«Единая Россия» - партия либерализма. Политика власти, ею определяемая, отвечает основным свойствам либерализма: частная собственность, социальное расслоение, «рабство» свободы, расчеловечивание человека, война. «Справедливая Россия», как следует из выше изложенного – партия исторического прошедшего, регресса. То же относится и к «Либерально-демократической партии», по существу, партии либерального популизма. Что касается КПРФ, то это некий двуликий Янус. С одной стороны, она предлагает строить обновленный социализм. С другой, в качестве исторического будущего человечества рассматривается коммунизм, который является чистейшей утопией (в силу ресурсных, экологических, других ограничений на развитие и пр.).
Констатируем: ни одна из парламентских партий не может быть отнесена к партии прогресса (в широком смысле этого слова, включающем сопряженные экономический, социальный, гуманитарный и экологический cоставляющие прогресса), который реализуется на траектории социогуманитарного развития. Чтобы социогуманизм стал реальностью, необходима широкая просветительская деятельность. Так, уже разработан гипотетический сценарий перехода страны на социогуманитарное развитие [7]. И только когда «философия гармонии» станет доступной и привлекательной для общества, реальным будет построение социогуманитарного государства. Не упустить же шанс, предоставленный России, стать во главе мирового эволюционного процесса, реализующегося на пути построения гармонического общества социогуманизма.
Литература
1. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., ЛЕНАНД, 2012.
2. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
3. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М., ЛЕНАНД, 2024.
4. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
5. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
6. Голубев В.С. Очерки экосоциогуманизма. М., ЛЕНАНД, 2021.
7. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.
8. Голубев В.С. На пути к социогуманитарному государству. Экономические стратегии, №2, 2025.
9. Голубев В.С. Социоэволюционная концепция устойчивого развития. М., Российская академия естественных наук, 1994.
10. Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А. и др. Будущее России. Социогуманитарный проект. М., ЛЕНАНД, 2014.
11. Миронов С.М. Избранные статьи, выступления, интервью. М., Ключ-С, 2007.
12. Голубев В.С. Открытое письмо Президенту РФ. Академия Тринитаризма, М., Эл. № 77-6567, публ.24097, 23.12.2017.
13. Голубев В.С. Открытое письмо Президенту РФ . Академия Тринитаризма, М., Эл. № 77-6567, публ.25487, 07.06, 2019.
14. Голубев В.С. Открытое письмо президенту РАН. Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.24822, 03.10.2018.
15. Голубев В.С. Ответ Президентской почты: что из него следует? Академия тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.24110, 25.12.2017.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON