Гармония есть согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, которое достигается на основе уравновешенного их синтеза. Гармонии противостоит концепция «борьбы» противоположностей. Согласно ей противоположности не разрешаются их гармоническим синтезом, а имеет место «борьба» с «победой» одной из составляющих противоположности.
Представление о «борьбе» кажется настолько очевидным, что стало художественным приемом. «И снова бой! Покой нам только снится» (А. А. Блок). «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» (И. В. Гете). И т.д. Это не удивительно, ибо и Блок, и Гете, и другие писатели и мыслители жили в эпоху предыстории с ее господством «диадной парадигмы» развития как «борьбы» противоположностей.
Ранее была сформулирована проблема гармонии в системе природа- человек – общество и развита новая наука гармонология [1-3]. Теоретические разработки необходимо внедрить в практику. Цель данного сообщения: обсудить место гармонии в современном обществе и рассмотреть возможные методы гармонизации человека и социальной жизни.
Постановка проблемы
Живая Природа описывается законами гармонии [1-3]. Имеет место не «борьба» противоположностей, а их гармоническое разрешение. Феномен жизни есть разрешение противоположности «рассеяние – концентрирование энергии» через «концентрирование на фоне рассеяния». Жизнь индивидов есть гармоническое разрешение противоположности «быть – не быть» формулой «временно быть». Противоположность «смерть-бессмертие» разрешается формулой их гармони «конечная продолжительность жизни индивидов и бесконечность жизни в целом».
Человек есть существо синтетическое - биологическое, социальное и духовное одновременно [1-4]. Его жизнь, как существа биологического, должна бы отвечать гармонии. Но этому «мешает» то, чем выдвинут человек из Природы, - социальная и духовная его сущности. Вследствие этого человек в массе своей дисгармоничен, как и социум. В мире дисгармонии не разрешено большинство противоположностей. В их числе: разум – чувство, человек – природа, капитализм – социализм, богатство – бедность, естественные – гуманитарные науки, я – они, Россия - Запад и др.
Cформулируем следующее эмпирическое обобщение: благо рождается через гармонию, разрешающую противоположности бытия. Наоборот, неблагополучие там, где противоположности не разрешены. Если считать целью цивилизации достижение всеобщего блага, то ее главная проблема – осуществить работу гармонизации: человека - от «HomoSapiens» к «Человеку Гармоничному», социума – от социального к социогуманитарному государству»[1-4].
Мир человека
«HomoSapiens» - человек современной эпохи ноосферы. Им не разрешена главная противоположность «разум – чувство». Следствием этого является техно-гуманитарный дисбаланс – отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной. Однобокое «дурное» развитие разума привело, в соответствии с законами гармонии [1-3], к трансформации разума. Он обернулось своей противоположностью - неразумением. Яркое свидетельство этого – изобретение «дурно» разросшимся разумом ядерного оружия глобального самоуничтожения человечества. И наоборот, чрезмерное чувство, затмившее разум у правящих мировых элит, привели к трагическим событиям на Украине и противостоянию Запад – Россия.
Проблема качества человека на уровне индивида обсуждается в позитивной психологии М.Селигмана [5], гармонологии [1-3] и человековедении [4]. Cледует отметить разницу в трактовке позитивных человеческих качеств в позитивной психологии и гармонологии. Гармонология берет за основу разрешение противоположности «много – мало» через формулу разумного бытия «все в меру». Фактически при этом вводится понятие «нормы». «Все в меру» - это и есть норма, условие прогрессивного развития. И наоборот, отклонение от нормы – регресс. Общепринято: золотая середина лучше крайностей. Позитивные человеческие качества – это такие, что способствуют прогрессу социума и человека, а негативные – факторы регресса.
Cогласно же Селигману к позитивным относятся человеческие качества, которые не отвечают понятию нормы, не являясь гармоническим разрешением соответствующих противоположностей. Рассмотрим некоторые примеры человеческих качеств в сопоставлении их трактовки позитивной психологией и гармонологией.
Мудрость. Это – одно из позитивных качеств [5]. Между тем, согласно гармонологии более значимо качество, которое является гармоническим разрешением противоположности «мудрость – глупость». Это разрешение обозначим как здравомыслие. Все люди мудрыми быть не могут. Если не будет глупых, то не будет и мудрых (не будет точки отсчета). В гармоничном социуме соблюдается «золотая пропорция». Согласно ей 62% населения отвечают здравомыслию, а на долю мудрых и глупых приходится 38%.
Мужество. Противоположность «мужество-трусость» разрешается благоразумием.
Любовь. Противоположность «любовь–ненависть» разрешается согласно поговорке «от любви до ненависти один шаг». Это значит « любить добро, ненавидеть зло» в человеке.
Справедливость. Противоположность «справедливость - вседозволенность» разрешается благожелательностью.
Аналогичным образом анализируются другие, позитивные по Селигману [5] качества. При этом как называть предлагаемые при этом разрешения противоположностей – вопрос дискуссионный. В трактовке Селигмана позитивные качества односторонни и поэтому менее значимы, чем те, которые являются гармоническим разрешением соответствующих противоположностей. Наряду с рассмотренным возможен также и интегральный подход к классификации человеческих качеств (например, следующий их ряд: гениальность – талант – посредственность). Другие противоположности и их разрешение обсуждаются в гармонологии [1-3].
Гармоничное развитие человека – цель социогуманитарного государства [6]. Главной наукой ХХIвека становится наука о человеку – человековедение [4]. Преподавать человековедение необходимо и в школе, и в вузах - как гуманитарного, так и естественного профиля. Тенденция гармонического развития человека все более проявляется в стране. Об этом свидетельствует, в частности, указ Президента РФ от 9.11.2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Они представляются как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».И далее: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Но провозгласить традиционные ценности (в данной или иной форме) – это лишь отправная точка долгого пути по их задействованию в жизни человека и общества. Главной становится проблема гармоничного развития человека на основе этих ценностей, роста человеческого капитала. А в более общем плане – проблема гармонизации жизни как индивида, так и общества в целом. Пока нигде в мире эта проблема не решается.
Социум
По Конституции РФ – социальное государство. Автором разработана теория социогуманитарного государства ([6] и др.). Основное различие между этими государствами в следующем. Социогуманитарное государство делает основной упор на гуманитарное развитие, рост человеческого капитала. Цель социогуманитарного государства – гармоничное развитие человека. При этом имеется ввиду сопряженный рост составляющих человеческого капитала – витальной, интеллектуальной и духовной.
В отличие от этого концепция социального государства рассматривает развитие в основном с точки зрения физического капитала ( роста ВВП) и отчасти социального. Хотя либеральные экономисты ввели и используют понятие человеческого капитала, но он сводится ими лишь к интеллектуальной его составляющей, характеризующей качество человека как работника. В концепции социального государства не учитываются витальная и духовная составляющие человеческого капитала - характеристики здоровья и нравственности населения. Это и понятно, поскольку капиталиста интересует человек лишь как работник.
Некоторые аспекты проводимой в России внутренней политики можно охарактеризовать как начало движения от социального к социогуманитарному государству. Имеется ввиду по крайней мере следующее. Принят нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». В нем по существу предусматривается рост витального капитала человека. Принят указ Президента РФ об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Тем самым имеется ввиду способствовать росту духовного капитала человека. Подобные цели в концепции социального государства отсутствуют, являясь характеристиками социогуманитарного государства.
Будущее мира – гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и этики [1-3]. О гармоничном мире будущего говорил Президент РФ Путин В.В. на выступлении на ПМЭФ-2024. Цитирую: «Вы сказали про Петербург, я смотрю на картинку слева, картинку справа... С этой стороны – это стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, здание биржи, Исаакий – это вид со стороны Эрмитажа, но, если мы перейдем на эту сторону и посмотрим в обратную, то есть на здание Двенадцати коллегий, либо на Эрмитаж, будет также красиво. А почему? А потому что всё это сделано на основе важнейшего принципа и закона, который называется гармония. Мы свою политику будем строить именно на этих основаниях – гармонично. И Россия безусловно будет частью этого многополярного гармоничного мира…». Сказанное Президентом адекватно отвечает сущности развитого автором учения о гармосфере [1-3].
Государственная политика при социогуманизме основывается на принципах гармонии и гуманизма. При этом противоположности в социуме разрешаются на основе их гармонического синтеза: не противостояния и «борьбы», а путем компромисса и гармонии. Главная функция государства – гармоническое развитие человека, рост человеческого капитала страны. Техногенное развитие, не сопряженное с гуманитарным, ведет социум к техно-гуманитарной дисгармонии, неблагоприятной для развития.
Реализация данной политики на практике означает, по крайней мере, следующее:
- научное регулирование развитием на основе принципов гармонологии и социогуманизма;
- стратегия развития страны на основе критериев гармонического развития (включая рост не только ВВП, но рост человеческого и социального капитала);
- внедрение интегральных показателей развитости РФ и ее субъектов (производство национального богатства, физического, человеческого и социального капиталов субъектов; индекс качества жизни);
- введение прогрессивного налога, исключающего сверхбогатство и устраняющего бедность;
- гуманизация природной среды, означающее гармоническое сочетание естественных и антропогенно измененных ее компонентов;
- приоритетное развитие естественно-гуманитарных наук, изучающих условия сохранения и развития системы природа – человек – общество и дающих научный прогноз развития;
- новое естественно - гуманитарное образование, базис которого естественно-гуманитарные науки;
- преподавание в школах и вузах человековедения – главной науки ХХI века;
- переформатирование психологических факультетов вузов на факультеты человековедения;
- культурная политика государства с целью гармонического развития человека.
В результате cтанет происходить следующее. Трансформация мировоззрения от либерального «деньги – основа нравственности» к социогуманитарному «все в меру». Обуздание капитала. Социальное расслоение сдерживается. Социальный лифт совершенствуется. Сверхбогатство становится не престижным. Социальная значимость человека соотносится с величиной его человеческого капитала, включая витальную, интеллектуальную и духовную составляющие. Имеет место рост человеческого капитала индивида и страны в целом. При этом увеличивается продолжительность активной жизни, уменьшаются социальное расслоение, преступность и суицидность.
Разрешается противоположность «разум – чувство». Геополитика осуществляется на основе принципов гармонии. Тем самым исключаются войны, гонка вооружений и милитаризм. На основе компромисса завершается СВО на Украине. Украина приобретает нейтральный статус «евроссийства» - «моста» между Западом и Россией. Противоположность США – Китай гармонически разрешается Россией, имеющей устойчивые отношения с Китаем и США. Россия впервые в мире осуществляет научное регулирование развитием.
Литература
2. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
3. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
4. Голубев В.С., Кураков А.Л., Тимирясова А.В. Человековедение: учеб.-метод. пособие, М., ИАЭП; Казань, Познание, 2014.
5. Селигман Мартин. Новая позитивная психология, М., «София», 2006.
6. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON