Добро и зло в современном мире

Добро  и  зло в  современном  мире - фото 1Используемым в рамках естественно-гуманитарной науки  человековедения  [1]  понятиям  добра и зла  следует  придать определенный физический смысл, не сводимый к  философическим умозаключениям.  Примем в качестве постулата следующее. Все то происходящее в мире, что ведет к рождению «нового» и  его развитию -  росту  структурной  энергии эволюционирующей системы [2], -  есть добро. И наоборот, все, что  отвечает уменьшению структурной энергии, регрессу, есть зло.  Добро отвечает процессам аккумулирования  энергии (в форме структурной энергии), а зло – ее диссипации

            Жизнь – добро, смерть – зло.   Противоположность «жизнь – смерть»  может разрешаться двояко: путем «борьбы» или на основе гармонии. «Борьба» жизни со смертью может иметь в качества промежуточного результата продление жизни. Конечный же результат однозначен: смерть «побеждает» жизнь. Гармонию жизни и смерти предлагается отразить формулой «жизнь детей – смерть родителей». Она подразумевает, что дети умирают позже своих родителей.

            «Человек дисгармонии», следующий в жизни   установке «борьбы», знает, что его  в конце концов   ждет «поражение».  Оттого он пессимист,  в пределе отрицающий  ценность жизни (зачем жить, если впереди смерть).  Наоборот,  «человек гармонии» оптимист. Он  следует установке «жизнь – высшая ценность бытия», поскольку   осознает   конечность своей жизни.

             Жизнь человека в целом  есть добро, если ее смысл -  жизнетворение  [1,2].  И наоборот, если  человек  прямо или косвенно препятствует  развитию жизни  , то  он  зло.   В жизни любого  человека  присутствуют  вторичные и добро, и зло.  Становление человека  (восходящая стадия роста структурной энергии) - добро, а его старение   (нисходящая стадия) – зло.  Добро там, где имеет место развитие, эволюция, прогресс, гармония.  Зло же  там, где деградация, дисгармония.

            Главный позор предыстории человечества [1]  - войны.   Существует иезуитская точка зрения:  войны способствуют техническому прогрессу.  В ХХI  веке главным стратегическим приоритетом  становится человек. Все технические изощрения не стоят  жизни одного человека.  На войне же погибают масса военных и мирного населения.  Оттого  война – абсолютное зло. Все те, кто инициирует и развязывает  войны, ответственны за гибель людей.  Убийство человека  в мирное время  считается преступлением, а на войне – подвигом.  Как это совместить?  Виноват не солдат.  Виновато  государство, его властная элита, которая развязала войну.  Главный враг человечества – та  невежественная  элита, которая ведет мир по пути  «борьбы», дисгармонии и хаоса. 

             Обсудим с позиции гармонологии [1]  феномен войны как фактор дисгармонии и   регресса -  фактор зла.

Война как фактор дисгармонии

             Идеологическая основа войны  - диадная парадигма развития как «борьбы» противоположностей [1-3].  Материальная  его основа  - военно-промышленный комплекс (ВПК).В предыстории cтихийного развития мира   [1-3]  войны неизбежны.  Кульминацией предыстории  стал современный мир с  ядерным оружием,  чреватый гибелью цивилизации.  Милитаризм охватывает весь мир. В  войне  участвуют и погибают в основном  молодые люди. Погибают при  живых родителях. Это порождает дисгармонию в социумах.  Другой негативный фактор войны - не разрешается в полной мире противоположность мужчина – женщина (через рождение детей).  Погибают мужчины самого активного репродукционного возраста.   Война усугубляет демографическую проблему: уменьшается рождаемость и продолжительность жизни.

            Войну развязывает «элита» государств, когда исчерпаны мирные способы реализации роста капиталаэлиты [1]. Все эти короли, цари, президенты, премьеры, миллионеры, миллиардеры, военщина; все те из них, кто  инициировал и вел  войны, порождал в мире насилие, несправедливость; все они – носители антисмысла, враги  жизни.  Они  духовно больные люди (недочеловеки) – ошибка Природы. Это – люди дисгармонии.  У них не разрешены противоположности бытия.  Чем больше их богатство и власть, тем к большему богатству и власти они стремятся. Это отвечает положительной обратной связи, разрушающей разного рода системы.  Установка гармонии «все в меру», которая отвечает отрицательной обратной связи и устойчивому функционированию социумов [1], им чужда.

            Властная «элита» в целом не способна разрешить противоположность разум – чувство. И когда чувство затмевает разум,  принимаются антиэволюционные решения, вплоть до объявления войны [3].  

Война как фактор регресса

            Истинной целью развития и смыслом жизни человека является жизнетворение [1-3].  Неизмеримым был «труд» Природы по  выдвижению и становлению человека. Главное его  богатство –  жизнь, единственная и неповторимая. Поэтому в качестве эволюционно  обусловленного выступает   мировоззрение социогуманизма:   жизнь – высшая ценность бытия. Ситуация на войне, где убийство человека «в законе»,  противоположна этим установкам.  Человек на войне  утрачивает истинный смысл жизни.  Происходит расчеловечивание человека, падение его качества, уменьшение человеческого капитала социумов.   

            Но регресс воюющих сторон происходит не только по человеческому капиталу. Уменьшается  национальное богатство в целом.  Отвлекаются ресурсы  на рост  ВПК. Нет ничего более отвратительного, чем  танк, пушка, бомба и прочие «изобретения» свихнувшегося разума.  Разрушается инфраструктура воюющих государств.    В результате  регресс по физическому капиталу.  В зоне военных действий искажается природная среда – имеет место регресс  по природному экокапиталу. Неизбежно   уменьшение «свобод»  в  противостоящих социумах – имеет место регресс по социальному капиталу. В итоге – всеобщий регресс.

Заключение

            Народы против войны. Им нужен мир. Разжигает милитаризм  невежественная властная элита мира. Для нее война -  не уничтожение жизни, а средство своего возвышения и роста капитала. Элита представлена «человеком распадным». В нем естественный  инстинкт сохранения и развития жизни отсутствует. Произошел какой-то сбой в его генетическом аппарате. Он не способен разрешить противоположность «добро – зло».  В нем добро побеждено злом. В нем утрачен смысл жизни. Ибо он – в самосохранении и развития жизни .  Другого смысла нет и не может быть.  Поэтому  истинным смыслом жизни  обладают  не все люди, а лишь те из них,  чья деятельность направлена на  самосохранение и развитие жизни.  Кто разрешает геополитические противоположности мирным путем – на основе механизмов компромисса и гармонии. И наоборот,  кто способствует или участвует в  деградации и уничтожении жизни,  тот  не владеет истинным смыслом жизни. Это «человек распадный»   –  носитель  антисмысла,  смысла со знаком минус. На нем  ответственность за гибель людей  на войне.

            Истинной Целью развития  является жизнетворение.  По отношению к этой цели  следует  выделять в предыстории мира  три человеческих типа: человек развивающийся  (в направлении идеала -  «Человека Гармоничного»[1]), человек  носитель statusquo, «человек распадный». Человек развивающийся –  носитель истинного смысла жизни.  Для него высшей ценностью являются собственная жизнь, жизнь  других и  жизнь Природы.  Человек носитель   statusquo  зациклен на себе самом, удовлетворен существующим порядком. Он - в большинстве. «Человек распадный» – носитель социогуманитарного регресса. Он инициирует войны. Он  ответственен за социальное и страновое неравенство, «рабство свободы», расчеловечивание человека.  Элита предыстории [1] с ее войнами в целом представлена «человеком распадным».

Литература

.

  1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
  2. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии, М.,  ЛЕНАНД, 2024. 3.

  https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Социогуманизм c Владимиром Голубевым
Опубликовано 02.07.2025 07:19
Просмотров: 142