О бастующих дальнобойщиках и не только. Часть 2

 О бастующих дальнобойщиках и не только. Часть 2 - фото 1В первой части мы рассмотрели основную проблему мощённых дорог - колейность и узнали о том, как с такой проблемой боролись наши предки.
 
Откуда берётся колея или правильнее говорить колеи, поскольку у любого автотранспорта есть две стороны с колёсами - левая и правая. Что бы ответить на этот, кажущийся таким простым, вопрос нужно внимательно присмотреться к верхнему слою из которого сотоит дорожное покрытие.
Обычно оно состоит из множества камушков, которые обмазаны битумной мастикой, содержащей дополнительные связующие ингридиенты. Такой композит очень удобен дорожным строителям и ремонтникам. Во первых им можно равномерно заполнить трещины, выбоины, ямы на дороге. Во вторых он может быть плотно спрессоваться под дорожным катком. В третьих его можно перевозить практически в любой таре, будь то кузов самосвала или полипропиленовый мешок (в котором так называемый "холодный" асфальт. Все эти преимущества создают так же и недостатки, когда дело касается большегрузного транспорта.
Мы уже знаем, что особенностью большегрузного транспорта является большая нагрузка на одно колесо. Исследование металлургов, металловедов и автомобилистов позволяет довести прикладываемую к одному колесу нагрузку до 7 ,А в некоторых моделях до 8 тонн. В целом не было бы никакой сложности, ещё в несколько раз увеличить эту нагрузку, если бы колесо стояло неподвижно. Но оно катиться и катиться довольно быстро. К тому же для движения не по прямой испытывает различные нагрузки при манёврах автомобиля. Именно такие манёвры и девальвируют весь имеющийся запас прочности конструкции колеса большегрузного автомобиля. 
и вот такое колесо катиться по "слипшемуся" асфальто-бетонному слою. Мельчайшие частички не выдерживая нагрузки, передаваемой им колесом, пытаются уйти в сторону, потому что с низу их подпирают такие же частички. Конечно они не рассыпаются, как рассыпается песчаная кучка под колесом легкового автомобиля, но тем не менее у таких частичек как бы возникает "запоминание" куда двигаться если будут давить вновь. Важным, провоцирующим к расползанию частичек дорожного полотна, является погодные условия. Здесь и температура, и влага, проникающая в поры дорожного покрытия, а затем набухающая в виде мелких льдинок. И некоторые другие обстоятельства. 
Таким обстоятельством является движение в колонне. Военные очень любят, когда вся сделано или построено по линии. Данный принцип, будучи хорошим в других областях дорожного строительства, в данном случае играет отрицательную роль. Не все частички дорожного покрытия испытывают равновеликие нагрузки, а именно те частички, которые оказываются именно под колёсами большегруза испытывают равномерно тяжёлые нагрузки постоянно. Так как тяжелые грузовики двигаются равномерно друг за другом, а не хаотично, по вей ширине проезжей части. 
Строителям отлично известно, что бетон очень устойчив к сжатию. То есть, если его не ломать, а просто давить вниз, на сжатие, то бетон будет сопротивляться, и мы получит от этого нужный эффект. Но с асфльто-бетонной смесью так не происходиьт. В с силу задач дорожного строительства она должна быть пластичной от момента изготовления до момента укладки в дорожное полотно. Конечно, есть разные ухищрения, как сделать так, что бы после укладки смесь утратила свою пластичность и эффективно сопротивлялась вертикальным нагрузкам от проезжающего автотранспорта. Прежде всего большегрузных автомобилей. Но в деле упрочнения есть одна закавыка, с которой столкнулись ещё римские рабы. В твёрдом дорожном покрытии колеи набиваются гораздо быстрее чем в пружинящем. Это обстоятельство заслуживает отдельной статьи, мы же отправимся к финишу нашего повествования. 
И первым рубежом окажется заявление о том, что многократно повторяющиеся нагрузки на частички асфальто-бетонной смести по линиям движения колёс большегрузных автомобилей вызывает образование волн. То есть таких мест, где частички, будучи выдавленными в стороны, не помещаются в геометрической ширине окружающего место выдавливания пространства и выпучиваются в вверх, потому что куда либо ещё им выпучится просто некуда. А поскольку те же частички уже покинули своё первоначальное положение и как бы подвинулись в стороны, уступая внешнему вертикальному давлению, то в пустоту, на освобождённое место из глубин дорожного покрытия никто не поднимется, ибо это противоречит законам физики - камни сами вверх не взлетают - нужна внешняя сила. 
 
Обзор новостей о бастующих дальнобойщиках читайте так же в  http://www.gazeta.ru/auto/2015/11/23_a_7910297.shtml   
Категория: Инновации Экограда. Блог С. Солина
Опубликовано 26.11.2015 10:43
Просмотров: 2497