Что первично — проектирование или конструирование

Что первично — проектирование или конструирование - фото 1Что важнее: уметь ходить до того, как начать проектировать процесс хождения, или после? Ведь если человек не умеет ходить, он не сможет спроектировать ходьбу на собственном опыте. Он может лишь представить, каким это могло бы быть, основываясь на наблюдениях за другими. Но как можно что-то проектировать, не обладая базовыми навыками

Проектирование без практики и реального опыта — это прожектирование. Прожект — проект без будущего, который не имеет продолжения.

Проекты, запущенные без крепкой конструктивной основы, обречены на провал, поскольку люди утрачивают понимание того, что на самом деле создают. В итоге рождается идеология, проектирующая саму себя, но без реальных, элементарных фундаментальных основ.

Раньше технология в школе понималась как процесс изготовления — создание чего-то настоящего. Но после введения технологии в учебную программу это стало скорее процессом подготовки презентаций. Сегодня жизнь часто сводится к презентациям, однако на выходе — ноль, лишь красивая картинка, а не результат.

Это явление можно назвать интеллектуальным воспитанием. У человека есть биологический возраст (сколько лет), ментальный возраст (насколько он себя позиционирует) и возраст личности — реальный опыт. Презентации — проявление ментального возраста, попытка выглядеть самодостаточным. Но как можно считать себя самодостаточным, если это не правда? Только в окружении таких же не самодостаточных людей возможно поддерживать подобные иллюзии.

Как же распознать зрелость человека? Как понять, насколько он ответственен, надёжен? Все мы интуитивно знаем критерий: "Я бы с ним в разведку не пошёл". Но на основе чего этот вывод? Он строится на том, как человек ведёт себя с другими.

Наука пока не предлагает чётких индикаторов зрелости в социальном поведении. При этом развитие личности именно в обществе — самый точный критерий. В простой семье раньше сразу было видно, можно ли поручить ребёнку пасти гусей, брать его в общие дворовые игры. В этих играх возникает доверие, честность, достоинство — те самые ценности, которые сейчас часто упускаются.

Игра — искусственный сценарий, моделирующий быт или напряжённые ситуации, где возникают настоящие ценности. Без таких практик ценности — пустой звук.

Раньше, если нарушал правила во дворе — тебя просто не брали в игры, потому что с обманщиком не играют. Именно в этих условиях формировались порядочность и честь.

А сейчас? Вот насколька «Мафия» — игра, где ты постоянно боишься, что рядом мафия. Где здесь дружба, искренность, товарищество? Настольные игры не способны в полной мере развить эти качества. Их раскрывает реальный жизненный опыт, реальное взаимодействие — та база, которая не измеряется словами.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Экология отношений с собой и окружающим миром
Опубликовано 15.07.2025 13:54
Просмотров: 51