Влияет ли на экологию перепроизводство продуктов? Какие виды сжигания отходов более экологичны?

На эти темы ищут ответы ученые -к.ф.-м.н., доц. Ледащева Татьяна Николаевна доцент Департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции, Института экологии, РУДН
к.э.н., доц. Пинаев Владимир Евгеньевич доцент Департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции, Института экологии, РУДН.

 

Влияет ли на экологию перепроизводство продуктов? Какие виды сжигания отходов более экологичны? - фото 1

Ледащева :

- Давайте сначала определимся с терминами – что мы подразумеваем под разумным потреблением? В нашем понимании разумное потребление это разумное использование ресурсов для удовлетворения необходимых потребностей. Мы против как избыточного потребления, так недостаточного.
Важно понимать также что производство товаров — это рабочие места. Если мы ничего не будем потреблять, то часть производств будет закрыта и люди потеряют работу. Необходимы альтернативы.
Необходим не только баланс производство потребление, но и разумное обращение с отходами, как в уменьшении образующихся, так и в повторном использовании / переработке, к которой можно условно отнести и сжигание с целью получения энергии.
Давайте рассмотрим некоторые аспекты охраны окружающей среды, на которые мы с Вами можем повлиять в наших домохозяйствах.
- В чем польза разумного потребления?
Пинаев:

Влияет ли на экологию перепроизводство продуктов? Какие виды сжигания отходов более экологичны? - фото 2

 

- Разумное потребление позволяет отказаться от избыточных покупок и освободить место в доме. Не 10 рубашек, а 3-4 и менять их на новые по мере надобности. Это экономит не только место, но и позволяет сменить гардероб, поддержать производство товаров. А также поделиться годными вещами с нуждающимися, например Сбор вещей в Москве на благотворительность (dobrove.ru) и Второе дыхание (vtoroe.ru)
- Сколько мусора в год производит один человек/семья?

Ледащева:

– Это зависит от семьи. Мы против средних цифр – это как средняя температура по больнице.
Впрочем, есть методика расчета объема отходов, образующихся в городе, она предусматривает 0,43 т отходов на человека в год. Объемы отходов, которые заложены, можно посмотреть в коммунальных платежах.
Я бы обратил внимание на состав отходов – очень много пластика и упаковочных материалов, которые подлежат переработке, но не все достаточно сознательны и не все используют систему 2 контейнеров даже в Москве. Например, у нас дома есть 2 корзины – в одно чистые упаковочные материалы, которые мы выносим в синий контейнер, в другой отходы, не подлежащие переработке (черный или серый контейнер)
- Как сказывается на экологической обстановке перепроизводство продуктов? Есть ли статистика сколько процентов того или иного продукта выбрасывается ежегодно?

Пинаев:
- Статистика такая, наверное, есть, но на сколько она достоверна не ясно. Как говорится есть ложь, а есть статистика, которую иногда именуют «большая ложь». Все зависит от точности и скрупулёзности сбора данных на местах и корректности экспертных мнений.
Поскольку любое производство оказывает негативное влияние на окружающую среду, перепроизводство – это избыточное негативное влияние, которого можно было бы избежать. Что касается выброшенных продуктов – они оказывают воздействие не больше и не меньше, чем любые органические отходы. В конечном итоге возвращаются в природную среду.
- Правда ли, что 8% выбросов углекислого газа в атмосферу происходит из-за модной индустрии, а по тяжести ущерба природе легкая промышленность уступает только нефтяной?
Ледащева:

- Во-первых, не совсем понятен термин модная индустрия – для некоторых это айфоны, а для других это майки с растительным принтом. Обозначить какую-то отрасль промышленности как «врага» не удастся. Некоторые говорят, что основные выбросы от животноводства и предлагают отказаться от потребления мяса. Это тупиковый путь. На самом деле «пальму первенства» по выбросам парниковых газов удерживает энергетический сектор, в России это почти 80 %. Конечно, можно сказать, что та же легкая промышленность использует энергию, и поэтому выбросы можно «записать» на нее, даже если мы просто прядем шерсть и на спицах вяжем из нее свитер. На самом деле, здесь стоит просто вернуться к вопросу избыточного потребления. Если гнаться за модой и каждый сезон выбрасывать одежду, потому что она вышла из моды, и покупать (а значит, стимулировать производство) новой и новой – конечно, это избыточное потребление, избыточное производство и избыточное давление на окружающую среду.
Но есть и «во-вторых». Это тенденция последних лет свести экологические проблемы к мусору и выбросам парниковых газов, словно другие загрязняющие вещества можно вывести за скобки, и они не имеют значения. Это не так. Производство углекислого газа так или иначе – естественный процесс. И его потребление – тоже. Атмосфера должны содержать определенный процент углекислого газа, то есть по сути углекислый газ нельзя назвать загрязняющим веществом. А вот загрязнение атмосферы неестественными для нее компонентами, негативно влияющими и здоровье, и людей, и животных, и на состояние растений, превышение ПДК по ряду загрязняющих веществ – проблема, о которой все словно забыли, кроме специалистов, конечно. Основные загрязнители, содержание которых мониторится на государственном уровне – свинец, кадмий, ртуть, оксиды серы, оксиды азота, озоно-разрушающие вещества. Естественно, выбросы от тяжелой промышленности и добывающей отрасли будут больше.
- Безотходная жизнь в мегаполисе — трудная задача, но от чего людям следует категорически отказаться, чтобы избежать экологической катастрофы? Как меньше загрязнять планету?
Пинаев:
- Естественно, в мегаполисе нет мест компостирования биологических отходов, как за городом. Важно уменьшить потребление упаковочных материалов и способствовать их переработке. Собирать и сдавать отработанные аккумуляторы. Попробовать приобретать товары в многоразовой таре. Но для каждого размер такого подвига свой. Именно отказаться от чего -то и этим спасти мир не получится. Вопрос комплексный. Большое значение здесь имеет государственная экологическая политика. Например, вернуться к продаже молока в возвращаемых и повторно используемых стеклянных бутылках, нужны меры по снижению используемого упаковочного материала до минимума – например, детские игры продаются в коробках, по объему в 5-10 раз больше, чем необходимо. Стоило бы, пожалуй, ввести критерий соответствия при сертификации этой продукции.
- Как быть бизнесу? Какие альтернативные методы производства они могут использовать? От чего могут отказаться?
Ледащева:
- Бизнесу необходимо переходить на малоотходные технологии и наилучшие доступные технологии. Какие — это зависит от конкретного бизнеса. Конечно, следовать требованиям наших нормативных актов, причем сознательно, не придираясь к букве, а понимая, что именно стоит за требованиями. Эколог или специалист по HSE-менеджменту должен полноценно участвовать в принятии решений, а не заниматься уводом компании от штрафов.
Еще - отказаться от бумажной внутренней переписки и распечатывания промежуточных отчетов. Далее, последние два года стимулировали многих на сокращение присутствия персонала в офисе, показали возможность дистанционной работы многих сотрудников – стоит не отказываться от этого достижения, а наоборот, разработать регламенты удаленной работы. Это снижает и транспортную нагрузку, и соответствующие выбросы.
- Сжигать или сортировать отходы?
Пинаев:
- Важно понимать, что это не альтернативные варианты. Перед сжиганием отходы также должны сортироваться, иначе мы будем сжигать ценное вторичное сырье – перерабатываемый пластик, бумагу, текстиль, биологические отходы. Альтернатива – сжигать или захоранивать отходы после сортировки, которые не могут послужить источников вторичного сырья. Вот здесь мы за сжигание – конечно, по наилучшим технологиям, практически исключающим выбросы загрязняющих веществ.
- Какие виды сжигания отходов бывают?
Ледащева:
- Собственно, сжигание – не совсем верный термин, правильно будет говорить – термическая обработка. Потому что сжигание оно и есть сжигание, разница в температуре – если сжигание или дожиг дымовых газов происходит при температуре 1200-1400 градусов, при этом полностью распадаются токсичные вещества. То есть, условно, «плохое» низкотемпературное сжигание, в том числе на открытом огне, и «правильное» высокотемпературное. Остальное – технологические тонкости. Но есть и принципиально иной способ температурной обработки – пиролиз, то есть разложение без доступа или при недостатке кислорода. Здесь опять же в дым уходят простые нетоксичные соединения, а продукты пиролиза могут использоваться в качестве сырья для химических производств и топлива.
-Что делать с выбросами?
Пинаев:
- Во-первых, снижать – использовать высокотемпературное сжигание или пиролиз, малосернистые сорта топлива, оборудование с меньшим расходом топлива и так далее. Во- вторых, естественно, улавливать. Важна система очистки отходящих газов, их много – скрубберы, в которых нейтрализуются кислотные остатки, пылеуловители разных конструкций, аппараты для улавливания паров и газов, многоступенчатые системы. Важно, чтобы в каждом случае применялась наиболее подходящая система, это должно быть обоснованно.
Фото и текст: пресс-служба.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Эко диспут
Опубликовано 12.04.2022 00:32
Просмотров: 1014