Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов?

Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 1Полемика вокруг ослабления охранного статуса Байкала продолжается вот уже несколько лет. Напомним, инициаторы законопроекта о «сплошных рубках», который принят в первом чтении и застопорился на втором в результате давления общественников и представителей науки, оправдывая необходимость снижения охранного статуса Байкала изначально руководствовались интересами местного населения, в том числе этнических бурят. В некоторых случаях интересы местного населения были восприняты в явно гипертрофированном виде. Так, по словам депутата Государственной Думы Николая Будуева, для одного поселка с населением в 29 человек были запланированы вырубка леса и организация кладбища на 5000 мест. Новый креатив сторонников «закона о сплошных рубках» - строительство на острове Ольхон дацана, что, по сути, вскрывает затихший конфликт интересов между местными шаманистами и буддистами

Напомним, при обсуждении темы «закона о сплошных рубках» на Байкале в РАН, член-корреспондент РАН Виктор Иванович Данилов-Данильян предупредил присутствующих о важном обстоятельстве: «…общество раскололось в отношении законопроекта, о котором речь. Именно раскололось: одни говорят, что подавляющая часть – за него, а другие – наоборот. Сторонники законопроекта вовсе не составляют подавляющей части местного населения: руководство буддийской общины Бурятии и представители шаманизма однозначно выступают против. Об экологах и говорить не приходится».

 Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 2

Данилов-Данильян, и его поддержали и ученые, и общественники, и многие депутаты, призвал к разумному подходу, использованию научно обоснованных метод и предостерег от выбора метода нагнетания социальной напряженности: «Надо ясно определить проблему с государственных, общественных позиций и найти убедительные пути её решения, и только после этого выяснять, что в законодательстве требует изменений. Вносить изменения в законодательство, не проделав этой работы, – значит действовать вслепую».

 

Время показало, что предложение об использовании научного подхода, и следовании принципам общественного согласия проигнорированы. Более того, возобладал принцип-руководство «после нас хоть потоп».

 

Не мытьем так катаньем, сторонники «закона о сплошных рубках» ломятся к своей цели, теперь уже по головам тех, чьи интересы они собрались защищать в самом начале развития темы.

 

В своей заметке учёный и общественник Виталий Рябцев предлагает не переворачивать историю с ног на голову. Заметка называется: «На многострадальном Ольхоне туризм «прирастает» весьма сомнительным объектом». Заметка как посвящена новой креативной идее сторонников «закона о сплошных рубках». 

   

«Интересная новость: «на Ольхоне планируют восстановить дацан, разрушенный в 1929 году» - пишет Рябцев.

Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 3

 

В своей статье он обращается к «научной работе» юриста Юлии Саенко. Дамы, объявившей, в буквальном смысле слова, преследование экологов-активистов с использованием судов Иркутской области и Республики Бурятия, именно тех регионов, где подразумеваются «сплошные рубки».

Избегая искушения сделать намёк на странную лояльность судов этих регионов к «работам Юлии Саенко и её партнеров», отметим, что для превращения жизни экологов в ад Юлия Саенко не жалеет ни средств, ни времени. Наверное, это как-то окупается, или является принципиальной «позицией адвоката». Правда не понятна «дефиниция принципа», возможно уже упомянутое: «после нас хоть потоп».

 

В одном из публичных выступлений Юлия Саенко даже призывает признать экологов экстремистами, угрожающими государственному строю. Это, конечно, напоминает некоторые сюжеты из книг Солженицына, но не о том разговор.  

 

Вернемся к статье Виталия Рябцева. Он пишет: «Мое внимание приковал вот этот абзац: «Юрист Юлия Саенко, проводившая архивные исследования (она еще научную монографию недавно выпустила, совершено по другой теме. Когда успевает? – авт.), отметила историческую значимость проекта. Она напомнила, что в начале XX века буддизм играл важную роль в жизни острова: в 1914 году на Сагаалган на Ольхон приезжали ламы из 34 дацанов, а половина местных жителей исповедовали буддизм. Однако события 1930-х годов прервали эту традицию».


Виталий Рябцев поясняет, что Ю. Саенко известна как защитница интересов владельцев байкальской земли и недвижимости, конфликтующих с законом «Об охране озера Байкал», как активная сторонница инициатив по ослаблению природоохранных ограничений, в частности, в рамках законопроекта «о сплошных рубках на Байкале». Ключевым моментом которого является легализация права частной собственности на байкальские берега.


 Рябцев: «Об её архивных изысканиях в области ольхонского буддизма слышу впервые. Меня лично, продолжает он, эта тема интересовала, когда я работал над книгой «Орлы Байкала» (четверть века назад – Рябцев.). Ольхонский культ Белоголового Орла, целый «пласт» орлиных легенд, территориально связанных именно с Ольхоном, местные «орлиные» обряды шаманов. Пришлось поработать в научной библиотеке ИГУ, познакомится с дореволюционными источниками. Кратко изложу то, что ещё помню».

 

Далее еще цитата: «Если на территориях к востоку от Байкала буряты сравнительно быстро приняли буддизм (получивший в Российской империи статус официально признанной религии при Екатерине II – Рябцев.), то в Предбайкалье они и в 20 веке оставались шаманистами. Причем важнейшим оплотом шаманизма являлся именно Ольхон. Якобы сюда бежали от преследования монгольские шаманы еще во времена победного шествия буддизма по территории Монголии (задолго до Екатерины II – Рябцев.).

Издавна остров считался в монгольском мире отдаленной и труднодоступной территорией. На протяжении веков род ольхонских шаманов был самым могущественным.

И в конце 19 и в начале 20 века ольхонские буряты придерживались весьма строгих религиозных ограничений, в частности, связанных с «сакральным сердцем Байкала» - мысом Шаманка (или - мыс Бурхан – Рябцев.).

Источники этой информации надежны, один из них - академик Обручев. Буддизм, как правило, включал в свой пантеон местных божеств и духов. Это относится и к грозному Хозяину Ольхона, по легендам живущему в подводном дворце у мыса Бурхан. Доступ к мысу был закрыт для всех, кроме шаманов и лам, несколько раз в году проводящих там обряды. Примерно в последней четверти 19 века ламы стали ежегодно приезжать по льду с восточного берега, в священной пещере находились предметы буддистского культа. Полагаю, со стороны шаманов уступки носили вынужденный характер. Власти относились к ламам гораздо лояльнее.

В 1917 г. в деревне Харанцы построен дацан. Похоже, что это было деревянное сооружение весьма скромных размеров. В 1929 году оно сгорело. «Борьба с религиозными пережитками» в это время здесь ещё не велась.

Вполне возможно, что поджог совершили активные приверженцы шаманизма. В конце 1930-х рядом с мысом Бурхан был построен поселок Хужир, ставший столицей острова. Священный Шаманский лес был частично вырублен, пошел на строительство домов. Поселок в основном заселили люди, на острове ранее не жившие, с его культурой и обычаями знакомые плохо. Фактически, древний сакральный центр был осквернен. Схожее событие примерно в это же время произошло в центре Иркутска, я имею в виду уничтожение величественного кафедрального собора.

И вот, 14 марта 2025 г. губернатор Иркутской области Игорь Кобзев «подчеркнул, что восстановление Ольхонского дацана станет важным шагом в сохранении исторической памяти и духовного наследия региона».

На мой взгляд, это вопиющее преувеличение, из которого вытекают интересные последствия. Губернатор также «отметил значимость места и дал поручение включить архитекторов проекта в рабочую группу по дорожному строительству, чтобы обеспечить транспортную доступность будущего комплекса».

 

С Виталием Валентиновичем Рябцевым можно поспорить в отдельных местах, но это, совершенно очевидно, будет отличаться от судебного иска о защите чести и достоинства от Юлии Саенко, компетентность которой в области экологии была подтверждена решением суда, на основании того, что какие-то фразы из «критики изложенных ею нарративов она могла счесть за личное оскорбление». 

 

И опять вернемся к заметке Виталия Рябцева: «Опять речь идет о мерах по увеличению туристического потока на остров, природа которого деградирует от запредельных рекреационных нагрузок. Показательна судьба острова Огой в проливе Малое Море. Строительство на нём буддисткой ступы обусловило мощный поток туристов. Бизнес вокруг неё процветает. Водные экскурсии летом идут непрерывной чередой, они недешевы, плюс продажа сувениров и пр. рядом со ступой. Одних лишь монеток, бросаемых в качестве пожертвований, там собирают центнеры.

 Шаманские святыни эксплуатируют сходным образом. Мыс Бурхан окружен разнообразными пунктами проката и увеселительными заведениями, теперь ещё и колесо обозрения появилось. На сакральных скалах Три Брата (археологи там находили ритуальное захоронение Орла – Рябцев.) – строят подвесные мостики, рядом - качели и пр. Мыс Хобой оборудован обзорными площадками, возможно, здесь появится и многое другое.

Теперь еще одна «точка притяжения», обоснование которой, на мой взгляд, абсурдно. Тем не менее «дорожное строительство» ради неё уже планируется,

И как вишенка на торте – вышеназванная «юрист-архивист».

 

 Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 4

В главе: «Поездка на остров Ольхон», из книги «Мои путешествия по Сибири», (Издательство АН СССР, Москва–Ленинград, 1948 г. – ред.) Владимир Афанасьевич Обручев  — русский и советский учёный, писатель-фантаст и популяризатор науки, широко известен как геолог, историк геологии и горного дела, географ и путешественник, внёс значительный вклад в исследование отдалённых регионов Сибири, Центральной и Средней Азии - писал: «На западном берегу я посетил Шаманскую пещеру в белом мраморе скалистого мыса. В небольшом гроте стояли грубо вырезанные из дерева изображения каких–то божеств, а перед ними лежала кучка бараньих костей — лопаток с надписями. В кучку были воткнуты палочки с флажками, вернее тряпками. Хотя большинство бурят Южной Сибири были ламаистами–буддистами, но наряду с буддизмом сохранился у части их кое–где шаманизм».

 

Заметьте, никаких цифр о том, сколько кого. Наблюдение и описание. Образец истинного научного подхода. Классика ушедшего времени. 

 

Хотя и современным  авторам, бывает присуща деликатность. 

 

Касаясь темы шаманизма РИА Новости в 2017 году писали: «Сейчас на Ольхоне живут четыре шамана и два старейшины. Обращаются к ним многие — и русские, и буряты. Из шаманов никто свою работу не афиширует. Найти контакты непросто, но это никого не останавливает».

 

А вот лучший, с моей точки зрения, образец описание сакрального разговора исследователя и исследуемого: «Геннадий смотрит на Байкал и спрашивает: «Ты знаешь, что водой командует женщина?»

Сейчас такое количество мусора, что озеро не справляется. Вот матушка Байкал и злится.

За экологию Байкала нужно браться серьезно. Освободить побережье от отелей. Они должны стоять дальше. И должен быть жесткий контроль отходов. Такого сейчас нет. Иначе мы ничего не увидим — ни рыбы, ни нерпы, ни самого Байкала».

 

Статья-исследование от РИА Новости под авторством Веры Костамо «Сомнение — враг человека», подзаголовок «Как живет шаман с острова Ольхон», посвящена одному из шаманов Ольхона - Геннадию Тугулову. Он был простым рабочим, хотя и знал, что в его роду двенадцать предков-шаманов.

Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 5

 Фото РИА Новости

 

В статье Веры Костамо самые сложные вещи поданы просто, но чрезвычайно деликатно. В образах: «Недалеко от въезда в поселок Хужир на возвышенности стоит храм Державной иконы Божьей Матери — единственный православный храм на Ольхоне. Двери открыты, служащих нет, можно взять свечи, заплатить сколько хочешь. В храме несколько китайских туристов. На Ольхоне и зимой и весной иностранцев много. Обращаются они и к шаманам».

 

Геннадий Тугулов поделился с широким читателем мнением и опытом: «Выбирать нужно одно: если ты веришь в церковь — иди к батюшке, если шаману — иди к шаману. Бегать между ними нельзя. Это сомнение, сомнение — это враг человека».

 

Тугулов говорит о взаимодействии с РПЦ на Ольхоне: «С церковью мы мирно живем. Батюшка для людей работает, и я для людей работаю. Бывает, что люди ходят к нему и потом ко мне. Я так понимаю, что люди ищут свой путь. Смысл всех религий один — помочь и не навредить человеку».

 

Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 6

 Фото РИА Новости

Рассуждение о том, в чём может состоять вред для человека может быть бесконечным, но самое важное вполне умещается в несколько слов. И опять же в образах: «Одна из местных жительниц Юлия рассказывает, что представители разных конфессий живут на Ольхоне мирно. Слишком все переплелось: православие, буддизм и шаманизм. Женщина русская, ее муж бурят. У нее случилась проблема, им помогли».

 

Цитируем ту самую Юлию из статьи РИА Новости, которая не Саенко: «Она говорит: «Ну все, надо «побрызгать», пошаманить. Мы зашли в церковь и поставили свечку, съездили в дацан и потом в рюмочную: купили водки и «побрызгали» — пошаманили. Я сама к шаману не пойду, потому что буддистка. Но живу на этой земле и все традиции, условности и правила соблюдаю».

 

Что же касается качества архивного исследования Юлии Саенко, то в своём отчёте о проведенном архивном исследовании Саенко излагает: «Харанцинский, как и многие другие дацаны, не дожил до наших дней в связи с принятием 100 лет назад декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

 

Для справки: Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» «Распубликован» в 15N «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» от 5 февраля (28 января) 1918 г. СУ РСФСР, 1918, М 18, ст.269 и не содержит упоминания о буддизме, буддистах, дацанах.

 

Ы!!!!

Все понятно, принцип «Дома 2», с известного телеканала: «Ничего не было до нас, и ничего не будет после»

 

Также Саенко пишет: «По проведенным исследованиям специалистов-историков, дацан был построен в первые годы после февральской революции 1917 года с целью распространения ламаизма среди ольхонских бурят. Проникновение ламаизма, или тибетского буддизма, на остров Ольхон можно датировать по данным археологических раскопок временем не ранее XVII века».

 

Итак, декрет датируется 1918 годом, а строительство дацана «в первые годы после февральской революции 1917». Небрежность и самое очевидное противоречие. Получается, что дацан, мог быть построен уже после выхода в свет декрета, согласно положениям которого, по мнению Юлии Саенко, он был разрушен.

 

Собственно, сама Саенко это и подтверждает далее: «В 1918 г. было построено небольшое сумэ (молитвенный дом), позволявшее проводить буддийские службы, пока строился большой храм, возведение которого завершилось в 1923 г.».

 

С разрушением тоже не все ясно. Саенко пишет: «По данным Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, дацан был разрушен в 1929 году, а в 1944 году его остатки были сожжены. Вместе с тем, в Протоколе № 42 Заседания Президиума ЦИК ВМП, датированным сентябрем 1932 года, постановлено «здание дацана ликвидировать и по ликвидации передать для использования под культурные нужды населения». Таким образом, сегодня есть основания сомневаться, что здание было разрушено в 1929 году».

 

УПС!!!! А был ли мальчик? ...

 

И в тоже время, историки внимание, «наш историк» размещает фотографию дома, который по выявленной Саенко версии, был построен из бревен дацана.

 

Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 7

Особую силу «историческому архивному исследованию Саенко» придаёт фраза: «В народе еще живы и другие предания о дацане. Местные жители называют его Горхон или Шулун дацан, помнят, что строили его мастеровитые люди из Ымыкса бууса (у с. Тонты), одного из них звали Ербэлтхэйн Эстэрэк».

 

Одним словом, наука в большом, неоплатном долгу. 

 

А здесь, цитируем, обозначена цель проведения «исторического архивного исследования»: Генезис отнесения территории, некогда принадлежавшей верующим, к особо охраняемым природным территориям также был обусловлен закономерностями развития определенных исторических событий.

Так, к концу ХХ века рекреационная нагрузка на природу Прибайкалья стремительно возрастала. Берег в летний сезон становился палаточным лагерем. Началась активная застройка территорий. Необходимость охраны озера и, конечно, его побережий обострилась и стала очевидной для всех.

Схему размещения особо охраняемых природных территорий на озере Байкал разработала Байкальская Комиссия Всероссийского общества охраны природы.

Прибайкальский национальный парк был создан 13 февраля 1986 года и на сегодня занимает 470 км байкальского побережья. К сожалению, парк был создан без предварительного проектирования, и  в его территорию вошла большая часть острова Ольхон.

Справедливости ради отметим, что часть земель, вошедших в территорию Прибайкальского национального парка, уже имела особый охранный статус. В частности, на острове Ольхон действовал с 1977 года государственный заказник местного значения, а затем – государственный республиканский зоологический заказник «Ольхонский» (площадь более 20 тыс. га). Известно также, что на острове Ольхон, в заказнике, в конце 70-х иркутские охотоведы и зоологи реакклиматизировали уничтоженного в середине ХХ века изюбря.

С 1996 года Прибайкальский национальный парк является частью Участка Всемирного Природного Наследия (ЮНЕСКО) «Озеро Байкал».

Парк сохраняет уникальный растительный и животный мир. Территория Прибайкальского национального парка принимает большую часть отечественных и зарубежных туристов, приезжающих на Байкал. Задача национального парка – сохранение уникальной природы Прибайкалья в условиях роста рекреационной нагрузки. 

Буддийская традиционная Санга России уверена, что строительство дацана на прежнем месте не только будет способствовать повышению национального и духовного развития жителей, но и гостей Ольхонского района, а также создаст благоприятную атмосферу в условиях регулируемого туризма и отдыха.

Сегодня отечественное земельное законодательство запрещает изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков. 25 Вместе с тем, в соответствии с планом мероприятий по подготовке проекта Постановления Правительства Российской Федерации о расширении территории Прибайкальского национального парка, подготовленного в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Г. Хлопонина от 22.02.2018 № АХ-П9_985, Минприроды России в 2019 году планирует внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления о расширении территории Прибайкальского национального парка. После чего Минприроды обещало местной религиозной организации буддистов «Ольхонский Дацан» вернуться к рассмотрению вопроса об отнесении земельного участка к рекреационной зоне национального парка после утверждения постановления о расширении территории Прибайкальского национального парка при условии установления функционального зонирования территории». 

 

А в этой фразе сверхзадача «исторического архивного исследования»: «Ламаизм стал первой религией, столкнувшейся с шаманизмом, и после успешного завоевания Монголии и Забайкалья постепенно охватывал новые территории».

 

Дело понятное. Пусть шаманисты и буддисты, выступившие против «закона о сплошных рубках», перессорятся между собой. Пусть буддисты увидят с вою пользу. Поймут, что в результате «принятия непопулярного закона» свой маленький «кусочек пирога» получат и они. Политика понятна – разделяй и властвуй. Запасаемся попкорном. Expectare et videre.

 

Игорь Панарин

 

Сторонники «закона о сплошных рубках» вознамерились сыграть на противоречии буддистов и шаманов? - фото 1

P|S  Городское лесничество и Буддийская сангха просят жителей Бурятии не вредить деревьям вокруг Улан-Удэ священными флажками хий моринами и хадаками

Они напомнили, что во всех дацанах есть специальные места для вывешивания флажков в честь начала года по буддийскому календарю, благодаря чему люди перестали привязывать флажки на живые деревья, но не везде.

Еще остаются в лесу места, где горожане продолжают вредить природе, даже исходя из благих побуждений. Например, на Комушке.

Хадаки и ленты как тугой стальной обруч сжимают ствол и деревья начинают высыхать. Хадаки традиционно вывешивали в лесу, но не на стволы, а на ветви, при этом сами хадаки были хлопчатобумажными и со временем истлевали и рассыпались. Сейчас же материалы синтетические, прочные, слишком долговечные и растущие деревья не могут с ними справиться.

Категория: Эко диспут
Опубликовано 17.03.2025 10:15
Просмотров: 711