На многострадальном Ольхоне туризм «прирастает» весьма сомнительным объектом

   На многострадальном Ольхоне туризм «прирастает» весьма сомнительным объектом - фото 3

Интересная новость: «на Ольхоне планируют восстановить дацан, разрушенный в 1929 году». 

   Мое внимание приковал вот этот абзац: «Юрист Юлия Саенко, проводившая архивные исследования, отметила историческую значимость проекта. Она напомнила, что в начале XX века буддизм играл важную роль в жизни острова: в 1914 году на Сагаалган на Ольхон приезжали ламы из 34 дацанов, а половина местных жителей исповедовали буддизм. Однако события 1930-х годов прервали эту традицию».
  Ю. Саенко известна как защитница интересов владельцев байкальской земли и недвижимости, конфликтующих с законом «Об охране озера Байкал», как активная сторонница инициатив по ослаблению природоохранных ограничений, в частности, в рамках законопроекта «о сплошных рубках на Байкале». Ключевым моментом которого является легализация права частной собственности на байкальские берега.
   О её архивных изысканиях в области ольхонского буддизма слышу впервые. Меня эта тема интересовала, когда я работал над книгой «Орлы Байкала» (четверть века назад). Ольхонский культ Белоголового Орла, целый «пласт» орлиных легенд, территориально связанных именно с Ольхоном, местные «орлиные» обряды шаманов. Пришлось поработать в научной библиотеке ИГУ, познакомится с дореволюционными источниками. Кратко изложу то, что ещё помню.
   Если на территориях к востоку от Байкала буряты сравнительно быстро приняли буддизм (получивший в Российской империи статус официально признанной религии при Екатерине II), то в Предбайкалье они и в 20 веке оставались шаманистами. Причем важнейшим оплотом шаманизма являлся именно Ольхон. Якобы сюда бежали от преследования монгольские шаманы еще во времена победного шествия буддизма по территории Монголии (задолго до Екатерины II). Издавна остров считался в монгольском мире отдаленной и труднодоступной территорией. На протяжении веков род ольхонских шаманов был самым могущественным.
   И в конце 19 и в начале 20 века ольхонские буряты придерживались весьма строгих религиозных ограничений, в частности, связанных с «сакральным сердцем Байкала» - мысом Шаманка (или - мыс Бурхан). Источники этой информации надежны, один из них - академик Обручев. Буддизм, как правило, включал в свой пантеон местных божеств и духов. Это относится и к грозному Хозяину Ольхона, по легендам живущему в подводном дворце у мыса Бурхан. Доступ к мысу был закрыт для всех, кроме шаманов и лам, несколько раз в году проводящих там обряды. Примерно в последней четверти 19 века ламы стали ежегодно приезжать по льду с восточного берега, в священной пещере находились предметы буддистского культа. Полагаю, со стороны шаманов уступки носили вынужденный характер. Власти относились к ламам гораздо лояльнее.
   В 1917 г. в деревне Харанцы построен дацан. Похоже, что это было деревянное сооружение весьма скромных размеров. В 1929 году оно сгорело. «Борьба с религиозными пережитками» в это время здесь ещё не велась. Вполне возможно, что поджог совершили активные приверженцы шаманизма. В конце 1930-х рядом с мысом Бурхан был построен поселок Хужир, ставший столицей острова. Священный Шаманский лес был частично вырублен, пошел на строительство домов. Поселок в основном заселили люди, на острове ранее не жившие, с его культурой и обычаями знакомые плохо. Фактически, древний сакральный центр был осквернен. Схожее событие примерно в это же время произошло в центре Иркутска, я имею в виду уничтожение величественного кафедрального собора.
  И вот, 14 марта 2025 г. губернатор Иркутской области Игорь Кобзев «подчеркнул, что восстановление Ольхонского дацана станет важным шагом в сохранении исторической памяти и духовного наследия региона».
   На мой взгляд, это вопиющее преувеличение, из которого вытекают интересные последствия. Губернатор также «отметил значимость места и дал поручение включить архитекторов проекта в рабочую группу по дорожному строительству, чтобы обеспечить транспортную доступность будущего комплекса».
   Опять речь идет о мерах по увеличению туристического потока на остров, природа которого деградирует от запредельных рекреационных нагрузок. Показательна судьба острова Огой в проливе Малое Море. Строительство на нём буддисткой ступы обусловило мощный поток туристов. Бизнес вокруг неё процветает. Водные экскурсии летом идут непрерывной чередой, они недешевы, плюс продажа сувениров и пр. рядом со ступой. Одних лишь монеток, бросаемых в качестве пожертвований, там собирают центнеры.
   Шаманские святыни эксплуатируют сходным образом. Мыс Бурхан окружен разнообразными пунктами проката и увеселительными заведениями, теперь ещё и колесо обозрения появилось. На сакральных скалах Три Брата (археологи там находили ритуальное захоронение Орла) – строят подвесные мостики, рядом - качели и пр. Мыс Хобой оборудован обзорными площадками, возможно, здесь появится и многое другое.
   Теперь еще одна «точка притяжения», обоснование которой, на мой взгляд, абсурдно. Тем не менее «дорожное строительство» ради неё уже планируется,
   И как вишенка на торте – вышеназванная «юрист-архивист».
P.S. Все настоящие ольхонские шаманы были сосланы в лагеря и погибли. Многие из тех, кто сегодня называют себя местными шаманами, реальных прав на это не имеют, как и знаний. Кружащих в небе коршунов («помойная» птица!) называют «Священными Орлами», якобы благословляющими освящение разнообразных сомнительных проектов. Таких как скульптура «Страж Байкала», возможно – и колесо обозрения.

   Виталий Рябцев

На многострадальном Ольхоне туризм «прирастает» весьма сомнительным объектом - фото 4

Категория: Эко диспут
Опубликовано 16.03.2025 10:56
Просмотров: 886