28 июля, в День Крещения Руси, в культурно-просветительском центре «Новый Херсонес» открывается первая часть экспозиции под символичным названием «Крестный отец». Экспозиция посвящена духовному выбору князя Владимира и крещению Руси — событию, изменившему ход истории. О том, как создавалась новая экспозиция и почему она получила свое название поделился в интервью митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
На видео Владыко говорит об экспозиции
С комментарием о событии отозвался главный редактор журнала «ЭкоГрад» Игорь Панарин: «Это важнейшее с точки зрения экологии событие года. Без всякой натяжки можно сказать, что это событие было не просто неизбежным, но было предсказано великим мыслителем, ленинградцем, академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в его программной работе: «Экология культуры». Мне лично посчастливилось побывать на лекции Дмитрия Сергеевича. Всего два штриха к его портрету. В 1928 года он арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии, «попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского». Осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. А уже в 1952 году Дмитрий Сергеевич Лихачев становится лауреатом Сталинской премии второй степени. Дмитрий Сергеевич писал: «…Человечество не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди… Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни»… Нынешнее время уже названо временем излома. Всплывают и возвращаются в повестку все ранее не закрытые гештальты. Например, практически в полном объеме повторяется полемика об экологии священного озера Байкал, образца середины шестидесятых, периода начала строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (Прекратил свою работу в 2013 году, сохраняется угроза экологической катастрофы для Байкала). Нынешняя точка бифуркации - обсуждение законопроекта №387575-8, печально известного «закона о сплошных рубках». Тогда экологическое вторжение пояснялось целями «обеспечения нужд военного авиастроения целлюлозным шинным кордом», сегодня - …, одним словом, тоже уважительные причины. В Советское время строительство Байкальского ЦБК вызвало протесты многих учёных и общественных деятелей. В защиту озера от размещения на его берегах целлюлозных производств высказывались М. А. Шолохов, П. Л. Капица, М. В. Келдыш, И. П. Герасимов и другие. Сторонники строительства Байкальского ЦБК обвиняли своих противников в некомпетентности и непатриотичности. В ответ в 1965 году академик А. А. Трофимук публично уличил во лжи министра лесной и целлюлозно-бумажной промышленности Г. М. Орлова, заявлявшего о безопасности стоков Байкальского ЦБК. Сегодня сторонники экологического вторжения на Байкал, также ни перед чем не останавливаются. Это и «надуманные суды» против противников законопроекта, и «демонстративное выведение с конвоем» из зала заседания, в котором проводится общественное обсуждение законопроекта. Все как у Пушкина и Блока: «Чего же боле…», «И вечный бой, покой нам только снится»… Примечательно что авторство экспозиции «Крестный отец» случилось одновременно и от пастыря, и от поэта-философа. Владыко Тихон практически зафиксировал открытием экспозиции «Крестный отец» наступление новой эпохи. В которой всякое явление получит свою оценку и название».
И издание crimea-eparhia.ru сообщает, в День Крещения Руси, 28 июля, в Новом Херсонесе откроется первая часть экспозиции «Крестный отец». Это — масштабное кинополотно о том, как решалась судьба целой цивилизации.
Откровенная исповедь князя Владимира, открывающего даже самые трудные страницы своей жизни, потому что мы, его крестные дети, «должны знать всё».
Проект создаётся с применением передовых технологий — в том числе генеративных ИИ-платформ, которые позволяют воссоздавать визуальные образы с высокой степенью детализации. Все материалы проходят историческую экспертизу: команда ученых контролирует соответствие архитектуры, костюмов и предметов быта X века.
В основе экспозиции лежит авторский текст митрополита Симферопольского и Крымского Тихона, а также режиссёрский сценарий, подготовленный в сотрудничестве с командой промт-дизайнеров, ретушёров, а также музейных сотрудников, историков, художников и технических специалистов.
Особое внимание уделено проекционным решениям. В экспозиции применяются нестандартные форматы — широкоформатные проекции до 8:1, а также уникальный проекционный экран 43×43 метра. Это решение стало возможным благодаря собственным технологическим разработкам, не имевшим аналогов в музейной практике.
Это первый этап масштабной экспозиции — она будет развиваться, дополняться новыми залами и мультимедийными форматами.
Издание pravoslavie.ru выступило с комментарием, поясняющим смысл названия мероприятия, и его эйдос: «Название «Крестный отец» сегодня — вызов. Дерзкий. Неудобный. Но именно в путешествие по жизни такого человека — ниспровергателя устоев, идущего против привычного течения своего времени — мы зовем вас. Потому что именно сейчас, вопреки всем поветриям, жизненно важно возвращать словам Истинные Смыслы.
Князь Владимир — не музейный экспонат прошлого. Он — Тот, Кто изменил саму ДНК нашей истории. Приведший Русь к свету Христовой веры, открывший путь к подлинной духовной свободе, заложивший краеугольный камень нашей цивилизации.
Но главное — да, он — наш общий Крестный Отец. И это уже — сугубо личное. Каждому его крестному сыну и дочери путь князя Владимира — от необузданного идолослужителя к святому, от меча к кресту — бесценный урок стойкости, покаяния как не просто слов, а подвига коренного изменения жизни и, наконец, — преображения».