Новые транссибсикрие проекты: проблемные вопросы — не только экономические...

   Новые транссибсикрие  проекты: проблемные вопросы  — не только  экономические...        - фото 1Дискуссии  о трансрегиональных железнодорожных проектах в России  продолжаются. В том  числе, по проекту  стоительства моста или тоннеля между побережьем Хабаровского края и Сахалином  через пролив Невельского (см.   https://gudok.ru/zdr/171/?ID=1546158&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ). Такие  проекты в Сибири и на Дальнем Востоке планировалось реализовать в  1948-1956  годах. Но их отменили 21 марта  1953 года, вскоре после кончины Сталина, как «преждевременные».  А они были рассчитаны на долгосрочную перспективу, в рамках параллельных    программ промышленного развития Сибири и Дальнего Востока на  1950 г. — середину 60-х годов. Но почти все эти программы  тоже отменили в марте 1953  — июле  1955 годов.  

Речь идет  и, например, о «Заполярном Транссибе» — широтной северосибирской железной дороги почти в 900  км: Чум (действующая с 1943 г. ж.д. «ТрансКоми») — порт Салехард — Норильск с ответвлениями к портам Игарка и  Дудинка. Она  строилась в 1948-53 гг. В начале  2000-х годов к этому  проекту  вернулись,  но сроки создания этой артерии стабильно не выдерживаются: главная  проблема —  негарантированность реальной грузовой базы (загрузки) и  отсутствие  — по  сей день — комплексной, т.е. уже постсоветской (т.е.  российской) программы экономического развития регионов, примыкающих к обеим магистралям (сахалинский проект начал реализовываться в 1952-м). 
   Лишь  экспортно-сырьевые проекты в тех регионах не  смогут окупить сооружение и эксплатацию обоих магистралей: это было доказано исследованиями ещё  1947-53 годов. Потому и  были, по инициативе И.В.Сталина, составлены в тот период именно  промышленные програмы для примыкающих регионов.  Вскоре отменнёные, повторим, вместе с теми же ж.д.-проектами.
   Новые транссибсикрие  проекты: проблемные вопросы  — не только  экономические...        - фото 2
Имеются  планы  привлечь к «Сахалинскому»  проекту Японию, так как растут её внешнеторговые перевозки по Транссибу.  Переговоры  по этому  варианту — с последующим соединением Южного Сахалина с японским Хоккайдо — периодически  проводятся с начала  2010-х, но без ощутимого  продвижения. По двум основным причинам: во-первых, в Японии не  стремятся   к 100%-ной зависимости от РФ по грузотранзиту, что имеет и  очевидную политическую  подополёку.
    А во-вторых — железнодорожный проект Южный Сахалин-Хоккайдо был разработан в Японии  еще в  конце 1930-х, когда  Южный Сахалин — с  1905-го — принадлежал Японии. Так  что сдерживает интерес Токио к этому  проекту и фактор, скажем так,  исторической психологии. 
     Последнее, скорее  всего,   более  важно для Токио,  чем экономические  факторы. Ибо 28 апреля  1952 года  Конгресс США  принял бессрочную резолюцию, по которой  Южный Сахалин и Курильские острова, переданные СССР в  1945-46 гг., являются японской территорией. Разумеется,  это  решение США напоминает  Японии о пржней японской принадлежности   тех территорий. Что,  в  свою очередь,  возрождает политически-ностальгические настроения в Японии и  по упомянутому проекту Сахалин-Хоккайдо. 
  Новые транссибсикрие  проекты: проблемные вопросы  — не только  экономические...        - фото 3
 Кстати, к 1953 году был подготовлен также  проект сквозной  Транскурильской авторокады — с Камчатки (Петропавловск-Камчатский) через все  Курилы до Кунашира  включительно.
     Но его отменили в  1955-м, в  связи с советско-японской декларацией  1956-го о предстоящем  возвращении Японии южнокурильских Шикотана и Хабомаи. Хотя российская  сторона в последние годы напрочь  отвергает претензии Токио на Южные Курилы, и в  полной мере финансирует ряд  экономических проектов на всех  Курилах, об  упомянутом Транскурильском  проекте в РФ предпочитают не вспоминать. Видимо, чтобы излишне  не раздражать Японию?..  
   Новые транссибсикрие  проекты: проблемные вопросы  — не только  экономические...        - фото 4
 
 
Алексей Чичкин
Категория: Новости НЭП
Опубликовано 08.03.2021 16:51
Просмотров: 496