Александр Веселов: РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО СЪЕЗДА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РБ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ СРАВНЕНИИ

Александр Веселов: РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО СЪЕЗДА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РБ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ СРАВНЕНИИ - фото 1Впервые за последние 10 лет вчера 13 апреля в Уфе проведен очередной III съезд экологических предпринимателей РБ. Нельзя сказать, что это мероприятие было массовым: около 150 очных участников и пару десятков слушателей в режиме on-line. Для сравнения: более 300 участников 2- го съезда в 2013 году и доклады на этом съезде президента РБ. Р.З. Хамитова , курирующего вице-премьера и федеральных политических деятелей из Москвы


Несмотря на то, что Минэкологии РБ было соучредителем этого мероприятия, министр экологии РБ не нашел времени на обещанное открытие этого очень не часто проводимого мероприятия и «отдуваться» модераторством пришлось его заместителям А.Я. Басырову и Ш.Г. Фаррахову. Министерство промышленности и инноваций РБ не почтило своим вниманием экологический бизнес, а это вполне может означать, что ему нечего сказать и инновационной политики в сфере окружающей среды в республике просто нет. Хотя заказчиками экологических работ и услуг для экобизнеса являются как раз промышленные предприятия-природопользователи, находящиеся в ведении именно этого министерства. Да и сельскохозяйственные предприятия , похоже, не интересуются экологией, что и понятно: министр сельского хозяйства РБ является вице-премьером РБ, курирующим экологию. Скорее всего, этим и объясняется , что , к примеру, птицефабрики РБ заваливают поля и водные объекты тысячами тонн куриного помета с дурным запахом и полчищами мух. Видимо, поэтому нет и понимания со стороны вице-премьера нашего предложения по проведению конкурса «Экологически чистые районы» и внедрению маркировки «Экологические чистые продукты питания», которые из разряда «Бери свое-покупай родное». То есть, отрасли промышленности и сельского хозяйства республики не горят желанием участвовать в реализации адекватной экологической политики , реализуемой по мере сил и желания министерством экологии РБ.
Однако порадовал доклад Министерства по предпринимательству и туризму РБ, где подробно изложены хорошие результаты господдержки малого и среднего бизнеса в республике. Вот только участники съезда не смогли выделить из общей суммы полученных льгот и преференций бизнесу процент, который достался от этой благодати непосредственно экологически эффективному предпринимательству по конкретным проектам. А меж тем статья 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 15 Экологического кодекса РБ очень подробно описывает каким видам экобизнеса и в каком порядке оказывается господдержка. При этом на мой вопрос залу: «Кто получал такую помощь?», поднялась лишь одна рука, да и то не факт, что она является частью организма бизнесмена из Башкирии. При этом федеральный бюджет исправно помогает субсидиями региональным операторам ТКО в республике. Но вот как работает региональный закон в этом смысле , так и не удалось узнать, поскольку руководство Государственного собрания РБ не было представлено в президиумах тематических площадок экофорума.
А как вам факт, что 700 юрлиц и ИП, получивших лицензии на право обращения отходами на территории региона, были представлены только тремя десятками фирм? Означать это может то, что малый бизнес не верит органам власти и не надеется на их поддержку. А также указывает на работу большинства фирм в серой, коррупционной, экологически опасной зоне, не любящих рекламы и внимания к своей работе на «благо природы и общества». Мало было и туристических фирм, кои как грибы после дождя массово выросли на наших природных парках и иных ООПТ, заваливая наши горные реки отходами от туристической деятельности.
Тем не менее, участников съезда порадовали доклады Федерального экологического оператора ГК «РосАтом» по регулированию рынка опасных отходов, дочки того же РосАтома «РусАтомГринвэй» по реализации проекта переработки отходов ПЭТФ-тары во флэксу и использования ее в качестве сырья на АО «Полиэф», успешный опыт природоохранных проектов на АО «Полиэф», практика организации сбора и переработки электронного лома оргтехники и бытовых приборов Южно-Уральского центра утилизации (Миасс), опыт работы по переработке нефтешламов, промышленных и строительных отходов, рекультивации загрязненных земель ООО «СА-НЭКО» (Уфа), проект по цифровизации учета и движения отходов ООО «Онлайн Экология» (Ярославль), проекты по организации экотуризма на «Инзерских зубчатках» и Большой Южно-уральской тропе и т.д.
Впечатлил и доклад заместителя министра экологии РБ Ш.Г. Фаррахова, который выделил среди приоритетных направлений развития экобизнеса сбор , обезвреживание и переработку строительных и медицинских отходов.
Резюмируя почти трехчасовую работу съезда можно сделать вывод, что он все же состоялся, и принял за основу решение по развитию рынка природоохранных работ и услуг в республике, которое после доработки будет представлено на рассмотрение Минэкологии РБ. И дай бог, если все мы поможем министерству выполнить эти решения, включая разработку законопроекта «О предпринимательской деятельности , осуществляемой в целях охраны окружающей среды на территории РБ», иначе готовить и проводить следующий 4-й съезд по экобизнесу уже не будет никакого смысла.

Александр Веселов: РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО СЪЕЗДА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РБ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ СРАВНЕНИИ - фото 2
В приложении тезисы доклада АК. Веселова на съезде и проект решения съезда для обсуждения.

Проект

                                                        Решение

III–го съезда экологических предпринимателей Республики Башкортостан

 

  Обсудив состояние и проблемы экологического предпринимательства в Республике Башкортостан, участники III - го Съезда экологических предпринимателей РБ отмечают, что тенденции развития рынка экологических работ и услуг, производства продукции природоохранного назначения в целом носят положительный характер. В Республике Башкортостан действуют более 1000 индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере охраны окружающей среды. По мнению делегатов и участников съезда, экономические  методы управленияприродопользованием приобретают все большую значимость в решении проблем устойчивого развития общества и обеспечения экологической безопасности населения, что имеет особое значение в связи с переводом экономики республики к работе в условиях действия экологических стандартов безопасности продукции и процессов ее производства.

Вместе с тем III Съезд экологических предпринимателей Республики Башкортостан констатирует наличие определенных трудностей и проблем при осуществлении предпринимательской деятельности  в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, к которым можно отнести следующие:

- в обществе отсутствует понимание важности предпринимательства , осуществляемого в целях охраны окружающей среды, как инструмента обеспечения экологической безопасности населения и экономики республики , что не обеспечивает полную реализацию требований действующего экологического законодательства в производственной сфере;

- декларативность и несовершенство законодательной базы, регламентирующей правоотношения в сфере экологического предпринимательства, сдерживает динамичное развитие рынка экологических работ и услуг;

- недостаточная эффективность инвестиционной политики в сфере охраны окружающей среды не позволяет необходимыми темпами внедрять наилучшие доступные технологии в производственной сфере;

- фактически не применяются предусмотренные ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» налоговые и иные льгот для предпринимателей в сфере природоохранной деятельности;

- низок уровень взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с объединениями экологических предпринимателей;

- отсутствует межотраслевая и межсекторальная координация данного отраслевого рынка;

- государственный, общественный и производственный экологический контроль за предприятиями-природопользователями слабо стимулируют спрос на природоохранные работы и услуги;

- информационная закрытость тендеров и коррупциогенность отдельных сфер рынка экологических работ и услуг, обращения с опасными отходами, производства продукции природоохранного назначения, приводят к низкому уровню престижности выставочной деятельности в области охраны окружающей среды.

В целях форсированного развития рынка работ и услуг в сфере охраны окружающей среды и повышения его эффективности в Республике Башкортостан участники III-го Съезда экологических предпринимателей РБ предлагают:

1. Государственному Собранию – Курултаю РБ:

-подготовить и ввести в действие закон РБ «О предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды в Республике Башкортостан»;

- подготовить и ввести в действие изменения и дополнения в республиканское законодательство, предусматривающие льготы и преференции для предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, предусмотренные федеральными и республиканскими законами (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.24 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 ФЗ «Об развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», ст. 15 Экологического кодекса РБ)

2. Правительству РБ:

- обеспечить выполнение требований «Порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего бизнеса в РБ» в части содействия Минэкологии РБ в эффективной деятельности межведомственного совета по поддержке экологического предпринимательства РБ.

- внести в Положение о Министерстве природопользования и экологии РБ функцию содействия развитию предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, а также создание экспертного совета по оценке экологической эффективности инвестиционных проектов.

- внести в Положение о Госстрое РБ функцию обеспечения экологической безопасности градостроительной деятельности, с созданием Межведомственной комиссии по экологической безопасности градостроительной деятельности РБ в части внедрения градостроительных нормативов по инженерно-экологическим изысканиям и требований ГОСТа «Оценка экологической эффективности объектов недвижимости».

- рассмотреть вопрос о создании на базе АН РБ кластера по разработке и внедрению экологически- и энергоэффективных технологий.

3. Министерству природопользования и экологии РБ:

- с участием объединений предпринимателей разработать Республиканскую программу поддержки предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, для внесения на рассмотрение в Правительство РБ.

- разработать положение и утвердить знак «Экологический предприниматель года»;

- организовать ежегодное проведение конкурса наилучших существующих технологий в части экологической и энергосберегающей эффективности и ежегодное издание каталога таких технологий;

- возобновить работу комиссии МИНЭКОЛОГИИ РБ по присвоению республиканского знака «Экологически безопасная продукция»;

- утвердить Перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;

- включать в Государственные доклады «О состоянии окружающей среды РБ» раздел «Экологическое предпринимательство и состояние рынка работ и услуг природоохранного значения»;

- ввести в практику деятельности подготовку и проведение межрегиональных мероприятий по взаимодействию региональных отраслевых рынков экологических работ и услуг с пограничными субъектами федерации: Челябинской, Оренбургской областями и РТ.

- обеспечить взаимодействие с некоммерческими объединениями предпринимателей, осуществляющих природоохранную деятельность на территории РБ;

4. Министерству промышленности и инновационной политики РБ обеспечить участие в оценке проектов (в целях их отнесения к приоритетным в РБ) специалистов Минэкологии РБ, профильных научных учреждений и объединений предпринимателей РБ.

5. Министерству сельского хозяйства РБ совместно с Министерством природопользования и экологии РБ и Союзом экологов РБ организовать проведение конкурса «Экологически чистый район» и проведение экологической сертификации сельскохозяйственной продукции.

6. Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре представить в Правительство РБ предложения по созданию Республиканского фонда результатов инженерно-экологических изысканий (экологической карты территории РБ).

7. Агентству по территориальному развитию РБ разработать концепцию развития туризма на особо охраняемых природных территориях (экологического туризма).

8. Торгово-промышленной палате РБ обеспечить создание внешнеэкономических связей и привлечение потенциальных отечественных и иностранных инвесторов для финансирования экологически эффективных проектов на территории РБ.

9. Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Башкортостан, администрации ОМСУ поддерживать развитие различных форм экологического предпринимательства, как одного из приоритетных видов малого и среднего бизнеса.

10. РОО «Союз экологов РБ»:

- продолжить информационно-правовое обслуживание субъектов экологического предпринимательства;

- в целях продвижения экологически эффективных проектов организовать ежегодное проведение пресс-тура с участием средств массовой информации и субъектов экологического предпринимательства, посвященного Всемирному Дню охраны окружающей среды - 5 июня .

- утвердить Положение о негосударственном Реестре экологических предпринимателей Республики Башкортостан, обеспечить ведение данного Реестра и организовать содействие в продвижении экологически эффективных бизнес - проектов.

- в целях реализации требований ст. 4.3. ФЗ «Об охране окружающей среды» сформировать экспертную коллегию «ЭкоМедиаЦентр».

11. Предприятиям и организациям, занятым в сфере экологического предпринимательства, обеспечить полноценное сотрудничество с органами власти, органами местного самоуправления и общественными организациями на основе партнерских правоотношений, осуществлять формирование и развитие рынка экологических работ и услуг с учетом стандартов безопасности продукции и процессов ее производства.

12. Средствам массовой информации увеличить объем поставляемой населению информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, освещать проблемы и успехи в области экологически эффективного предпринимательства, поднимать престиж профессии эколога, формировать экологически ориентированную модель поведения населения.

13. Считать приоритетными направлениями государственной поддержки в развития малого и среднего бизнеса в 2023 -24 годах следующие виды экологического предпринимательства:

- переработка отходов производства и потребления;

-создание   системы учета, сбора и утилизации   отходов   офисной и бытовой техники;

-создание системы   учета, сбора, транспортирования, обработки и утилизации   строительных отходов и отходов от разборки зданий

- разработка и внедрение экологически эффективных технологий и выставочная деятельность в данной сфере;

- экологический туризм;

- рыборазведение;

- работы и услуги в сфере охраны и использования водных ресурсов (берегоукрепление, очистка прудов и озер, обеспечение населения качественной питьевой водой и т. д.)

- просвещение и образовательная деятельность в сфере рационального природопользования и экологической безопасности.

14. Следующий съезд экологических предпринимателей провести в 2025 году.

Проект подготовлен Союзом экологов РБ. 06.04.23.

 


А.К. Веселов 14.04.23 г.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Новости НЭП
Опубликовано 15.04.2023 07:21
Просмотров: 476