Забытая "звезда" Франческа Гааль

Некогда журналист и писатель Александр Кривицкий (1910-1986) написал такие яркие строки о Гааль:

« До войны шумным успехом пользовались у нас фильмы с Франческой Гааль — „Маленькая мама", „Петер", „Катерина". Сентиментальные, до отказа набитые благородными богачами, предлагающими руку и сердце бедным девушкам, они варьировали в тысячный раз сюжеты городских сказок Запада, а вот полюбились нашему зрителю: уж больно мила была актриса — хорошенькая, озорная, как бесёнок, прелестно танцевавшая и певшая».
Вполне возможно, что роли «бесёнка» из Венгрии, еще до показа «Петера» на кинофестивале в Москве, покорили сердце могущественного руководителя кинематографического ведомства СССР Бориса Шумяцкого. Гаалефильство Шумяцкого всего лишь киноведческая версия, но очень популярная. Ею объясняют «зеленый свет» фильмам с Франческой.

                                   17

Во всяком случае, после ареста Шумяцкого в январе 1938 года (в июле того же года Борис Захарович был расстрелян), фильмы с Гааль уже более не закупались. Еще сильнее в пользу предположения говорит такой интересный факт. В 1936 году, после необычайного успеха фильма — экранизации детской классики «Дети капитана Гранта», возник проект новой масштабной подобной экранизации. На этот раз «Острова сокровищ» Стивенсона. Шумяцкий добился того, чтобы подготовленный сценарий, где главным героем, также как и у Стивенсона, был юноша Джим Хокинс, был переписан. Джима заменила девушка Дженни. Для чего? По замыслу Шумяцкого, главную роль в картине должна была исполнить приглашенная зарубежная звезда. Франческа Гааль. Переговоры с Франческой начались, но по неизвестным причинам оказались прерванными. Однако в истории нашего экрана эти события оставили ощутимый след. Сценарий уже более не переписывался. Вместо Гааль Дженни сыграла отечественная актриса Капитолина Пугачева (песни Дженни, среди которых знаменитая « Я на подвиг тебя провожала»,спела певица Варвара Сатеева). Хотя этот фильм в 1960 году был восстановлен и заново отредактирован, в 70-е годы, как ни странно, он являл из себя кинораритет. Я ждал его показа по телевидению. Не дождавшись, примерно в 1980-ом посмотрел его в том же «Иллюзионе». Помню, среди нас, иллюзионовских киноманов, после фильма разгорелась дискуссия.

 

В отличие от Стивенсона, положительные герои фильма принимали активное участие в национально-освободительной борьбе Ирландии против английского господства, — факт этот мы справедливо толковали как веяние политизированного времени. А вот еще более дерзкое отступление от авторской воли Стивенсона, превращение Джима в Дженни, ставило нас в тупик. Чуть позже я прочитал очерк известного киноведа и кинокритика той поры Михаила Сулькина о режиссере «Детей капитана Гранта» и «Острова сокровищ» Владимире Вайнштоке. Из него я и узнал, что виновник главной сюжетной вольности фильма не Маркс и не Энгельс, а Гааль!


Она, родившись 1 февраля 1904 года, была тринадцатым и последним ребёнком в дружной еврейской семье. Как и полагается последышу, младшая дочь несла в себе незаурядные способности. Уже в три года девочка читала наизусть длинное стихотворение, стоя на стуле в огромном зале. Дебют был посвящён «золотой» свадьбе бабушки и дедушки.
В юности Фанни решила стать актрисой, и в 1918 году, в 14 лет поступила в театральную академию Будапешта. Через год была отчислена за прогулы. После отчисления работала в городском немецком театре на незаметных ролях.
Начала сниматься ещё в эпоху немого кино — с 1919 года. Однако успех и слава пришли к актрисе с приходом звукового кино.


В двадцать четыре года её заметил будапештский режиссёр Джо Пастернак, впоследствии голливудец,- между прочим, не просто однофамилец Бориса Пастернака, а дальний родственник, - который и сделал из неё кинозвезду. В 1932 году актриса подписывает контракт с немецкой киностудией «УФА». Первая музыкальная комедия с участием Гааль принесла ей огромный успех. Актриса сыграла роль Илоны фон Такач в ленте «Паприка» (1932). Франческа Гааль стала кумиром зрителей Австрии, Германии и Венгрии. В 1933 году с Франческой Гааль разрывают контракт из-за национальности актрисы. Франческа Гааль возвращается в Австрию вместе с Джо Пастернаком.


В 1933—1937 годы актриса снялась в своих лучших музыкальных комедиях: Люси Карел в картине «Чиби, забавная девчонка» (1934, реж. Макс Нойфельд), Ева Балог в фильме «Скандал в Будапеште» (1934, реж. Геза фон Больвари), Ева в комедии «Петер» (1934), Мари Боннар в знаменитом фильме «Маленькая мама» (1935). Темперамент актрисы, обаяние и отличная актёрская техника принесли невероятный успех комедиям с её участием. Песенки из этих фильмов распевала вся Европа. Вздёрнутый носик, тонкие как будто нарисованные брови, причёска лохматого мальчишки благодаря ей надолго вошли в моду в странах Восточной Европы. Созданный ею образ способной постоять за себя весёлой и общительной девушки с открытым характером приобрёл невероятную популярность, в том числе и в СССР.


В 1938 году, спасаясь от нацистов, Джо Пастернак и Франческа Гааль уезжают в Голливуд. Режиссёр становится директором ведущей кинофирмы «Юниверсал». В фильме Сесила Де Милля «Флибустьер» (1938) исполнила роль Гретхен. Затем снялась ещё в нескольких фильмах, играла в бродвейских мюзиклах. Однако стать голливудской звездой Франческе не удалось.В 1940 году Франческа Гааль возвращается в Будапешт. Во время войны скрывалась от фашистов в подвале дома и у своих венгерских друзей. Нацисты почти полностью уничтожили огромное семейство Гааль — мать зверски замучили в будапештском гетто, сестру уничтожили в концлагере Прессбург, племянника расстреляли на улице. В 1946 году пыталась вернуться в кино, однако былая слава осталась позади.
В конце сороковых годов актриса уезжает в США. Последние годы жизни Гааль жила в Нью-Йорке, где и скончалась в нищете и всеми забытая 2 января 1973 года.
И лишь тогда вспомнили о Франческе Гааль: и в Голливуде, и в СССР и на родине в Венгрии..

Геннадий Орешкин

Категория: Галерка
Опубликовано 17.02.2019 20:45
Просмотров: 88