Время выбирать…(о профориентации подростков)

 Время выбирать…(о  профориентации подростков)  - фото 1
 
Когда речь заходит о профориентации, у большинства  мгновенно  возникает ассоциация с традиционным делением людей на  «физиков" и  "лириков», «гуманитариев» и «математиков». Но это - лишь поверхностные понятия.
На самом деле вопросы  определения профессии  не так просты, как кажутся на первый взгляд.  Выбор профессии – это  решающий, ответственный  шаг, который  повлияет на всю  жизнь молодого человека: сделает его успешным, профессиональным, или наоборот, приведет к огромным разочарованиям.  Не всем  удается легко и просто определиться с выбором профессии. Одни опираются на интуицию, другие - на мнение родителей или специалиста по профориентации, третьи - идут на поводу у друзей. Некоторые абитуриенты проводят в размышлениях целые месяцы, другие, уделяют этому вопросу  минуты. Правильно ли это? «Прежде чем делать выбор, человек должен  понять «себя» в этой жизни, - утверждает Алексей Мишин, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, директор психоневрологического интерната №30 города Москвы.
Подростки в возрасте 15-17 лет находятся в двойном стрессе, поясняет доктор Мишин. Во-первых,  переходной возраст, взросление, переосмысление себя, с вечными философскими вопросами: "кто я?", "зачем я живу?", «цель моей жизни?». Во-вторых, -  выбор своего будущего.  Сложность в том, что  молодые люди, юноши и девушки,  часто не понимают, что надо делать именно свой выбор, а не чей-то другой. В такой ситуации могут помочь профессиональные тесты на степень готовности выбора профессии, не стоит забывать и о консультации психолога. Как правило, готовность к выбору профессии делится на две составляющие: внутренняя и, так называемая, внешняя. Под внутренней подразумевается то, насколько хорошо подросток  знает  себя, особенности характера и уровень психологической зрелости - возможность к принятию самостоятельных решений.   Внешняя готовность опирается на осведомленность в мире профессий, возможностях  своей реализации, особенностях обучения и правилах поступления. В ходе профессионального тестирования и работы с психологом проясняются также заблуждения, которые мешают  сделать правильный выбор выбор.  
 В качестве помощи в выборе профессии хорошо работают профориентационные тренинги, в ходе которых у ребят появляется возможность отработать желаемые или гипотетические навыки, поэкспериментировать, словом, узнать себя лучше. Проблема сложности выбора нередко упирается в недостаток понимания себя, размытое или иллюзорное представление о собственной личности, отсюда и проблема: "Если я не знаю, кто я -  я не знаю, куда мне идти". Подросток должен прислушиваться к себе и своим желаниям, а не к родительским предпочтениям.
Индивидуальная работа по профориентации дает глубокую и структурную оценку личностных особенностей подростка, полную картину возможных направлений развития в отношении его будущей профессии и выяснения его потенциала. Пусть подросток честно ответит себе на вопрос: "Чем бы я занимался, даже если бы  мне за это не платили деньги?" Это поможет ему получить представление о своем творческом потенциале и призвании. Правда, не всегда сразу удается разобраться со  своими желаниями. Поэтому вопросы профессионального самоопределения, если возникли трудности, лучше решать с участием психолога.
Так, однажды родители привели на консультацию  брутального подростка,  который совершенно не понимал, чего он хочет.  До нашей встречи он уже прошел комплексную психодиагностику, но предложенная сфера деятельности, его тоже  не вдохновила.  В ходе одной из наших встреч, он признался, что больше всего на свете ему нравится  наблюдать за тем, как идет снег или дождь, облетают листья, как муравей несет былинку, то есть, -  за изменениями  окружающего мира. Он часами сидел и просто наблюдал за природой. Но, оказывается, парень считал это глупостью  и ужасно стеснялся того, что получает удовольствие от таких "странных" вещей. На пути правильного выбора очень важен этап принятия своего настоящего. В результате нашей совместной работы, он выбрал для себя профессию - видеоператора. Через несколько лет, он прислал мне ссылку на свою первую работу - он стал превосходным мастером научно-популярных фильмов.  
Еще случай: 2 года тому назад ко мне на консультацию пришла мама с дочерью Мариной, ученицей 11 класса.  Девочка серьезно занималась физикой и математикой. Кроме этого, она увлекалась  языками, свободно говорила на английском и подумывала поступать в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Родители хотели, чтобы дочь сделала самостоятельный выбор, но девочка постоянно сомневалась. После нескольких консультаций и проведения ряда тестов Марина поступила в МГТУ им. Н.Э. Баумана
 на факультет информационной безопасности. Сейчас девушка подрабатывает  в одной из фирм по  программированию и защите  информации, активно используя английский.
Таким образом, один из правильных путей к осознанному выбору профессии - это самопознание, повышение собственной психологической культуры, работа с  внутренними конфликтами в совокупности с повышением знаний по специальности.  Заложив опыт познания «себя» в юном возрасте, человек сможет развиваться всю свою жизнь и будет себя чувствовать реализованным и счастливым в независимости от того, «физик» он или «лирик.  Как говорил К.Д Ушинский «Если вы удачно выберите свой путь и вложите в него всю душу, то счастье вас отыщет!»
Олег Иванов
 
 
 
Категория: Социальная экология
Опубликовано 14.07.2014 18:35
Просмотров: 3994