Архитектура романа: Мосгорнаследие знакомит с домами из «Мастера и Маргариты»

Столичная архитектура является частью атмосферы романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С подборкой Мосгорнаследия просто устроить экскурсию по булгаковской Москве и увидеть уникальные городские здания, описанные в легендарном произведении

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это не только мистическая сатира, но и уникальный путеводитель по Москве 1930-х годов. Многие описанные в нем здания и места являются реальными памятниками архитектуры и достопримечательностями. Их можно увидеть и сегодня.

«Прогулка по булгаковской Москве — увлекательный квест, который позволяет увидеть столицу одновременно в двух измерениях: реальном и мистическом. Эти памятники архитектуры являются не просто фоном, а полноправными участниками действия, воплощая собой дух эпохи, которую так гениально и сатирически изобразил Булгаков. Москва комплексно сохраняет эти объекты культурного наследия через реставрацию и интеграцию их в культурное пространство города», - рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Прототипом дома Грибоедова, где по сюжету романа располагалась литературная организация «МАССОЛИТ», стал дом Герцена на Тверском бульваре (дом 25). Здесь провел детство и юность писатель Александр Герцен. В начале XIX века усадьба принадлежала его дяде — дипломату Льву Яковлеву. В середине XIX века там жил Дмитрий Свербеев, хозяин литературного салона, который посещали Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Виссарион Белинский, Петр Чаадаев, Евгений Баратынский. В 1920-е годы дом передали писателям: в центральном корпусе находились литературные организации — Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Пародией на них и стал вымышленный МАССОЛИТ — крупное объединение литераторов под руководством Берлиоза с роскошным рестораном на открытой веранде. Его реальный прообраз — ресторан на цокольном этаже дома Герцена с открытой летней площадкой. Руководил им директор Яков Розенталь, которого Булгаков описал в романе под именем Арчибальда Арчибальдовича. Сюда прибегает обезумевший после встречи с Воландом Иван Бездомный, здесь же устраивают страшный пожар кот Бегемот и Коровьев. Сейчас в доме Герцена находится Литературный институт имени А.М. Горького. В 2022 году комплекс зданий отреставрировали. Высокое качество проведенных работ было отмечено профессиональным сообществом — в 2022 году дом Герцена стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».

Исследователи творчества Булгакова насчитывают не менее шести зданий, схожих с готическим особняком, где жила вместе с мужем главная героиня романа Маргарита. Дом приемов МИД (улица Спиридоновка, дом 17) является самым известным из них. Здание было построено для жены богатейшего предпринимателя Российской империи Саввы Морозова в 1898 году. Над проектом особняка трудился молодой архитектор Федор Шехтель, которому удалось создать образ средневекового европейского замка прямо в центре Москвы. Главным акцентом здания, выстроенного в стиле модерн, стала двухэтажная башня — донжон, фасады украсили стрельчатые окна, остроконечные шпили и горгульи на водосточных трубах и по краям террас. Декоративным оформлением дома занимался художник Михаил Врубель. После революции особняк занял губернский продовольственный комитет, а с 1929 года в нем находился Наркомат иностранных дел. Сейчас в этом здании располагается Дом приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации: здесь проходят международные встречи, переговоры и конференции.

Существует несколько версий и о местонахождении квартиры самого Мастера. Считается, что наиболее вероятным его местом жительства стал дом друзей Булгакова — братьев Топлениновых (Мансуровский переулок, дом 9). Небольшой деревянный дом был построен, предположительно, в 1830-х годах. Владение переходило от одного собственника к другому, пока в 1910 году его не приобрел московский купец Сергей Топленинов. После революции в доме проживали его сыновья Владимир и Сергей. Они были людьми искусства: первый — актером, второй — театральным художником. С 1926 года в доме стал бывать Михаил Булгаков, близко общавшийся с Сергеем Топлениновым, который сделал несколько портретов писателя и иллюстрировал некоторые его произведения. В 1930 году часть подвала снял драматург Сергей Ермолинский. Булгаков часто бывал у них в гостях — для него даже отвели специальную комнату, чтобы он мог оставаться там ночевать. Здесь Булгаков написал несколько глав своего романа «Мастер и Маргарита». Фасады здания сохранили композицию и оформление XIX — начала ХХ века в стиле эклектики с преобладающими чертами неоклассицизма. При этом в облике дома также есть элементы традиционной деревянной архитектуры, он является памятником московского деревянного зодчества. Сейчас старинный особняк находится на реставрации. Специалисты приводят в порядок кирпичную кладку стен цокольного этажа и восстанавливают деревянный сруб. Полностью завершить реставрацию планируется до конца 2026 года.

В одной из глав романа Маргарита, обернувшись ведьмой, беспощадно громит квартиру критика Латунского. Считается, что прообраз того самого дома находится по адресу: Лаврушинский переулок, 17. Девятиэтажку для членов Союза писателей возвели в 1937 году по указу Иосифа Сталина. Архитектор Иван Николаев предусмотрел многоступенчатый объем и разделил фасад эркерами и балконами. Изначально дом насчитывал восемь этажей, все квартиры имели индивидуальную планировку. Получить здесь жилье считалось исключительной привилегией. Просторные комнаты, ванная, телефон и даже газовая плита с холодильником — все было создано для максимального комфорта. В доме в разное время проживали Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Антон Макаренко, Борис Пастернак, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Алексей Новиков-Прибой.

Одна из финальных и пронзительных сцен романа «Мастер и Маргарита» разворачивается на «каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве». Именно здесь звучит решение, определяющее судьбу главных героев, — подарить Мастеру и Маргарите вечный покой. Прототип здания, на террасе которого в романе встречаются Воланд и Левий Матвей, — дом, который был построен в конце XVIII века на улице Воздвиженке (дом 3/5, строение 1) для богатого московского откупщика Петра Пашкова, предположительно, по проекту великого зодчего Василия Баженова. Здание является не только изысканным образцом русского зодчества, но и значимым архитектурным памятником эпохи. Белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Во времена Булгакова там располагалась Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина. Сегодня Дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки.

Категория: Социальная экология
Опубликовано 01.09.2025 13:15
Просмотров: 126