Фильмы "Три мушкетера", пародийные версии "Четыре мушкетера Шарло" и "Четверо против кардинала", " Гимназистки", "Горбун", "Миссия в Танжере", серия о Фантомасе, "Кадет-Руссель", "Капитан", пародийные ленты об агенте ОСС 117, "Тайны Бургундского двора", "Парижские тайны", - 33 успешных фильма режиссера Андре Юнебеля ,осуществленных за три десятка лет человеком, пришедшим в кинематограф в возрасте. 45 лет! Сначала как продюсер
Но сначала Юнебелю предстояло появится на свет 1 сентября 1896 года в парижском пригороде О-де-Сен в в буржуазной семье Эдуара Банжамена Юнебеля (фр. Édouard Benjamin Hunebelle) и Мари Терез Гарамбуа (фр. Marie Thérèse Garambois).[2] Его предки по отцовской линии происходили из кожевников Эр-сюр-ла-Лиса, возвысившихся во второй половине XIX века, когда они приступают к строительству железных дорог, позже — административных зданий (ратуши Кламара и Довиля) и занимаются бизнесом. Его тётушки Габриель и Бланш вышли замуж за государственных деятелей Жоржа Кошри (фр. Georges Cochery) и Жоржа Паллена (фр. Georges Pallain) соответственно, а его двоюродная сестра Луиза — за доктора Фернана Ламаза. Его отец, инженер, становится владельцем фермы и мэром в Алжире, где Андре женится первый раз в 1919 году.
Закончив Политехнический институт по совету отца-инженера, Андре Юнебель обращается к профессии декоратора, прежде чем перейти к дизайну, а затем, с 1927 года, — к производству изделий из стекла. Он занимается пять лет этим бизнесом,выпуская чрезвычайно разнообразные изделия: всевозможные виды посуды, предметы для декорирования и освещения и реализуя их в своём магазине на Елисейских полях в Париже, куда он переезжает в конце 20-х годов. Он становится известным и признанным мастером-стеклоделом и представляет созданные им произведения искусства из стекла на выставках, сопровождаемый неизменно доброжелательной критикой. У него широкий круг друзей - от политика Эдуара Эррио и детей бельгийского короля Альбера , прозванного "король-рыцарь" (не его ли образ навевал потом Юнебелю героев без страха и упрека?), - до Жана Кокто, княгини Марты Бибеску, Эдмона Прива,- этот популязатор эсперанто, швейцарский профессор и популярный в 20-40х годах поэт в среде французских интеллектуалов первым уговорил Юнебеля что-нибудь написать. Может, опыт эссе так и остался бы единичным, но началась Вторая мировая война.
С началом Второй мировой войны Андре Юнебель отказывается от торговли и уходит в свободную зону[8]. Там в 1941 году, в возрасте 45 лет, он начинает свою карьеру в кино (любопытно, что его отец также проявлял интерес к этой области: в 1896 году им был зарегистрирован патент на проекционное устройство).
Юнебель создаёт свою продюсерскую компанию и под лейблом P.A.C. выпускает один за другим 6 фильмов: Feu sacré (Священный огонь, 1942) Мориса Клоша, Lé Inévitable Monsieur Dubois (Неизбежный месье Дюбуа, 1943) Пьера Бийона (фр. Pierre Billon), Florence est folle ( Безумная Флоранс, 1944) Жоржа Лакомба, Rendez-vous à Paris (Встреча в Париже, 1945) и Leçon de conduite ( Урок поведения, 1946) Жиля Гранжье и Carrefour du crime (Перекресток преступления, 1947) Жана Саша (фр. Jean Sacha).
В 1948 году страсть к седьмому искусству и поддержка Марселя Ашара, считающего его способным, побуждают Юнебеля встать за кинокамеру.
Андре Юнебель не имел какой-либо серьёзной режиссёрской подготовки и значительных знаний техники: во многом он полагался на своего главного оператора и своих сотрудников, сохраняющих ему верность, как например, его сын, сценарист Жан Ален (фр. Jean Halain) (который дебютирует в продукции P.A.C. 1945 года, «Урок поведения»), или Мишель Одьяр, который написал свой первый сценарий в 1949 году для «Миссии в Танжере» (в дальнейшем Одьяр написал сценарии, диалоги почти к двум сотням фильмов ,которые смотрят и поныне, получив все награды европейского кинематографа - а началось, когда юного журналиста-самоучку Юнебель нанял для написания "Миссии в Танжере" ,прочтя лишь фельетон, - и тот фильм посмотрело тогда рекордные миллионы, да и эпизод в нем сыграл Луи де Фюнес). Вместе с тем Юнебель, обладая большим чувством эстетики, тщательно заботился о декорациях и об изобразительном решении своих фильмов в студии и в естественных условиях, и, вероятно, умел находить правильные слова, чтобы руководить своими актёрами.
Добившись успеха с комедиями, Юнебель находит опору в текстах популярных приключенческих романов, уходящих корнями в историю Франции и оценённых французами.
В 1953 году он снимает Les Trois Mousquetaires (Три мушкетёра) по знаменитому роману Александра Дюма, свободно адаптированному для большого экрана Мишелем Одьяром. Роль Д'Артаньяна исполняет Жорж Маршаль, молодая звезда того времени, специализировавшийся в пеплумах и приключенческих фильмах, а малоизвестный Андре Бурвиль играет Планше, камердинера мушкетёра. Фильм становится одним из самых больших хитов года, заполнив кинозалы 5,4 миллионов зрителей. В 1954 году он снимает Франсуа Перье и Бурвиля в приключениях кадета Русселя (фр. Cadet Rousselle) и, после отступления с несколькими комедиями, в одной из которых, «Такси, прицеп и коррида» (1958), Луи де Фюнес получает первую в его жизни главную роль, Андре Юнебель возвращается к фильму плаща и шпаги, чтобы стать знаковым французским режиссёром этого поджанра приключенческого кино.
В 1959 году он использует открытие рынка франко-итальянских совместных производств и в сотрудничестве с римской киностудией экранизирует роман Поля Феваля «Горбун». В этом фильме Юнебель встречает Жана Маре, который отныне будет его любимым актёром, и выдвигает на первый план Бурвиля, ещё не ставшего звездой.
Для Маре, человека театра и герольда в кино Жана Кокто, его метаморфоза не была безболезненной, поскольку близкие актёра, и в первую очередь Кокто, настоятельно советовали ему не вливаться в популярное кино, внушавшее им снисходительность и презрение. Он и сам колебался много раз, прежде чем почувствовал себя комфортно в своем новом обличии. Жан Маре принял роль в возрасте 46-ти лет, но он был первым до Бельмондо, кто не пользовался услугами дублёра для выполнения различных трюков: бега по крышам, верховой езды разными способами, прыжков с балкона и прочее, делая их с воодушевлением и часто с улыбкой в уголках рта. Его искренность и энтузиазм сыграют большую роль в успехе «Горбуна», но и для Маре участие в нём положит начало его второй жизни в кино, исполненной активности и удальства.
В число несомненных достоинств творения Юнебеля при относительно низком бюджета для приключенческого фильма также входят съёмки в природных ландшафтах и в настоящих замках, аналогичных тем, в которых действие происходит в книге, историческая достоверность декораций и костюмов, законченная литературность диалогов.
Собрав аудиторию в количестве почти 6-ти миллионов зрителей, Андре Юнебель в следующем году приступает к экранизации романа Мишеля Зевако «Капитан». Приключения дуэта Маре-Бурвиль, украшенного присутствием итальянской актрисы Эльзы Мартинелли привлекают 5,2 миллиона зрителей. Работа 1961 года «Чудо волков» (в советском прокате «Тайна Бургундского двора») по роману Анри Дюпюи-Мазюэля ( фр. Henry Dupuy-Mazuel) о соперничестве между герцогом Бургундии Карлом Смелым (Роже Анен) и Людовиком XI (Жан-Луи Барро), чьи планы срывает Робер де Невиль (Жан Маре), получает новый успех с почти 4-х миллионной аудиторией.
Мастер приключенческих фильмов плаща и шпаги Андре Юнебель снимает последний костюмный фильм в 1962 году по одноимённому роману «Парижские тайны» с Жаном Маре в главной роли. (2,8 миллионов зрителей)
В 1964 году Андре Юнебель открывает трилогию о другом герое французской литературы, Фантомасе, созданном писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром.
Вот как Жан Маре описывает предысторию очередной адаптации этого популярного персонажа:
"Юнебель попросил меня найти тему, в которой мне хотелось бы сыграть. Через какое-то время я сообщил об этом предложении Жану Кокто. Он сразу подумал о Фантомасе. Эта идея заинтересовала Юнебеля. И «Фантомас» был сделан"
Здесь Жан Маре играет 4-х персонажей: Фантомаса, английского лорда Шелтона, журналиста и старого тюремного садовника а также снова сам выполнят все трюки. Его визави Луи де Фюнес получает узловую роль в своей карьере комиссара Поля Жюва, чтобы, наконец, стать незаменимым актёром французского комедийного кино.
Между прочим, с Юнебелем связана советская сделка века на кинематографическом рынке: именно на его фильмы, в частности о "Фантомасе" , сменял "Андрея Рублева" Отари Тейнешвили, - успех у советского зрителя превзошел самые смелые прогнозы.
Но сам режиссер после провала его весьма вольной адаптации 1968 года Александра Дюма «Под знаком Монте-Кристо», которая переносит действие в современный мир, Юнебель на некоторое время отказывается от съёмок. Он вернется через 5 лет с "Жозефом Бальзамо"; а потом потрясет кинорынки "мушкетерами "Шарло". Но самому Юнебелю уже за 80.
Прожита длинная и удачная жизнь, и все чаще хочется проводить время в громадной квартире в Ницце или уезжать в Биарриц. Делами компании занимаются дети и зять, а сам Андре Юнебель умирает в 89 лет 27 ноября 1985 года.
Геннадий Орешкин