Еврейское счастье Александра Бениаминова

Есть такое выражение "еврейское счастье", пожалуй, наглядно его смысл может быть проиллюстрирован судьбой талантливого артиста Александра Давидовича Бениаминова , происходившего из горских евреев.."Полосатый рейс" и "Царевич Проша", "Семь стариков и одна девушка", "Девушка спешит на свидание" и "На даче", "Укротители велосипедов" и "Арбузный рейс", "Сотрудник ЧК" и "Соломенная шляпка" - даже в эпизодах Бениаминов интересен, сочен, многолик..

Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 1Как многолики и разны отзывы о нём, родившемся 4 (17) июня 1903 года под Майкопом..Ему довелось повоевать в Гражданскую, - а потом Александр Бениаминов в 1922 году окончил Драматические курсы Батумского центрального рабочего клуба. И поехал в Москву учиться дальше в ГИТИС. Его хвалили за студенческие работы на все лады - и не взяли в московские театры!
Еще в 1920 году, в Кисловодске, был приглашён в «Бронарте» («Бродячий народный театр»), которым в то время руководил будущий кинорежиссёр Григорий Рошаль. В годы учёбы в ГИТИСе параллельно выступал в «Синей блузе», где исполнял номера преимущественно сатирического характера: буффонады, пародии. По приглашению режиссёра Давида Гутмана, работал в Ленинградском театре сатиры (1927—1930), где окончательно сформировался эксцентрический талант артиста.
В начале 1930-х годов выступал в труппе Экспериментальной мастерской при Ленинградском мюзик-холле, в 1936—1937 — на эстраде. А потом он встретился с неповторимым Николаем Павловичем Акимовым, который принял его в труппу своего театра, практически сформировал из Бениаминова мастера углублённых комедийных, лирико-комедийных и драматических характеров.
В 1941 году как коммунист просился добровольцем на фронт; но Александру Бениаминову было поручено организовать и возглавить Фронтовой театр миниатюр, где переиграл множество небольших сатирических ролей. Затем был артистом Ленинградского дома Балтийского флота. Одним из первых в стране выступил с чтением отрывков из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». И тут любопытно: Александр Трифонович и видел и слышал исполнение Бениаминова - но оставил восторженное воспоминание только об игре позже в Театре им Моссовета народного Бориса Кузьмича Новикова!
И такое отношение к творчеству Бениаминова случалось и не раз! И не только к творчеству: его вспоминают как двух совершенно разных людей - у лдних чуткий, ранимый и отзывчивый с всегдашними анекдотами по любому случаю. А другие рассказывают , как о сумрачном желчном типе, от которого можно было ожидать чего угодно!

Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 2Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 3Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 4Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 5Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 6Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 7Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 8Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 9Еврейское счастье Александра Бениаминова - фото 10В 1946 году вновь вернулся в Ленинградский театр комедии, в котором проработал до конца 1970-х годов. Театр комедии Н. Акимова принёс артисту безумную славу. Он играл Мальволио в «Двенадцатой ночи», Валерио в «Валенсианской вдове», министра финансов в «Тени», Эрнести в «Физиках». И тут страшный эпизод травли Н.П.Акимова в 1949 году..Вот как об этом вспоминает в мемуарах Ольга Александровна Аросева: "Люди, которые ещё вчера на Акимова молились, льстили ему, превозносили его, теперь подымались как по команде. (...) Вдруг встал талантливый Беньяминов, которого Николай Павлович буквально создал как актёра. Беньяминов, известный как самый первый трюкач Театра комедии, которому столько раз именно за это от Николая Павловича влетало, поднялся и начал возмущенно рассказывать о том, что Акимов в течение многих лет уродовал его талант. (Уже в годы перестройки в одну из моих поездок в Америку мне показали книгу Беньяминова, ставшего эмигрантом, где он написал, что вместе с Акимовым подвергался политическим гонениям как космополит)"-
— Ольга Аросева, Вера Максимова. «Без грима».
В то же время вторая жена Акимова и сама актриса театра Елена Владимировна Юнгер вспоминает о Бениаминове, как человеке в этот тяжелый момент делившимся с ним последним..
В 1968 году Бениаминов снялся в "Семь стариков и одна девушка" - даже участие сверхпопулярных Алексея Смирнова, Бориса Чиркова, Николая Парфенова не смогло помешать ему проявить себя во всей красе. Страна заново узнала и полюбила его, присвоили звание "народного"..Но ролей больше столь же интересных (может, за исключением "Соломенной шляпки" Квинихидзе) не последовало - как и в "стариках" его отправляли на пенсию.
И вместо пенсии Бениаминов в 1978 году 1978 году эмигрировал в США. Там он снялся в комедии «Москва на Гудзоне» с С. В. Крамаровым и Ильёй Баскиным. После эмиграции Бениаминова его фамилию убрали из некоторых фильмов, в которых он снимался, — например, из таких кинолент, как «Семь стариков и одна девушка», «Соломенная шляпка». А из фильмов «Мы с вами где-то встречались» и «Дон-Кихот» при показе по телевидению даже были вырезаны эпизоды с участием актёра.
Скончался Александр Давидович Бениаминов в Нью-Йорке 22 марта 1991 года.

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 04.06.2018 14:36
Просмотров: 813