Единственный в Москве французский регулярный парк

Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 115 июня 2023 года. Старинная дворянская усадьба Кусково - бывшее имение графов Шереметевых - великолепный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. В рамках акции «Московская музейная неделя», которая действует каждую третью неделю месяца, в четверг усадьбу Кусково можно посетить бесплатно

Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, празднеств и гуляний. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк с мраморной скульптурой.

Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 2Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 3Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 4
Первые документальные упоминания о Кускове датируются началом XVI века, когда В.А. Шереметев выменял земли у А.А. Пушкина. С тех пор почти 300 лет усадьбой владел род Шереметевых, и если она и продавалась, так только внутри семьи. Так, сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата.
При его сыне, графе Петре Борисовиче, унаследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. Во многом этому способствовал его выгодный брак. Дело в том, что Шереметевы владели всего лишь небольшим участком, а все остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака в 1743 году графа Петра Борисовича с единственной дочерью князя Варварой, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой в России, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. Петр Шереметев, уйдя в отставку с придворной службы, был рад заняться благоустройством имения. Он лично руководил строительными работами во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750–1770 годах.
Когда в 1812 году французы заняли Москву, в Кускове были расквартированы солдаты маршала Нея. В 30-х годах XIX века в усадьбе разобрали театр. Та же участь постигла обе беседки по сторонам Голландского домика.
С начала ХIХ века в Кускове больше не устраивали приемов, сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба использовалась под дачи.
В 1918 году на усадьбу Кусково была выдана охранная грамота, постановлением Совета народных комиссаров был создан музей-усадьба «Кусково», открытый для посещения 1 мая 1919 года. Основой фондов музея-усадьбы стали собрания графов Шереметевых, которые впоследствии пополнялись и в настоящее время насчитывают около 6 тыс произведений искусства XVI–XIX веков.
Главное сооружение усадьбы - Летний дворец – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно - пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы.
Деревянный дворец, выстроенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли, на высоком каменном цоколе. К парадному входу дворца ведет белокаменная лестница и пологие пандусы - спуски для въезда карет.
Внутренняя отделка помещений поражает умело подобранным тонким декором и изящной мебелью. На стенах – картины и полотна выдающихся русских живописцев, потолки декорированы росписями. В галерее развешаны портреты монархов: русских и европейских. Парадная спальня богата коллекциями гравюр, привезенных из Англии и Германии.
Все помещения расположены на одной оси, в строгой поочередной последовательности, комнаты сообщаются друг с другом дверными проемами и открываются одна за другой, что отвечает модному анфиладному построению интерьеров.

Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 5Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 6Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 7Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 8
Во Дворце размещены огромные парадные залы, в том числе танцевальный для проведения балов. Чтобы пощеголять перед гостями и создать видимость бесконечного коридора, граф разместил в танцевальном зале по всей противоположной окнам стене высокие, в полный рост, зеркала.
Самый первый зал, куда попадали прибывшие гости, были Парадные сени – Вестибюль. Он имел торжественное строгое оформление в сочетании с искусно выполненными декоративными элементами. Для их создания был приглашен известный декоратор, немецкий скульптор Иоганн Юст. Он умело работал с простыми дешевыми материалами для создания объектов декора, ничем не уступающих своим внешним великолепием дорогостоящим мраморным и бронзовым предметам. В ход шли папье-маше – тисненая бумага, дерево, гипс. Его руками расписаны по штукатурке «под мрамор» пилястры и стены вестибюля. Декоративные алебастровые вазы с гирляндами из всевозможных фруктов и овощей схожи со старинной бронзой, сами же выполнены из тисненой бумаги. Живописные панно с тематикой античной истории, военные атрибуты, герб рода Шереметевых исполнены «гризалью» и создают эффект скульптурных рельефов.
Каждый отдельный зал по желанию Петра Шереметева, следовавшему последним тенденциям моды, был оформлен в разной цветовой гамме. Комнаты так и стали называть по цвету обивки: известны белый, голубой, малиновые залы.
Были и камерные уютные комнаты – для небольшого круга лиц. Бильярдная, карточные комнаты, картинная галерея, библиотека служили для проведения досуга. В шпалерной, украшенной гобеленами комнате организовывались музыкальные и романтичные семейные вечера. Вседневная спальня предназначалась для дневного отдыха членов семьи Шереметевых и гостей.
Была и гостиная с механическим органом, который одновременно служил часовым механизмом. В разный период дня, в установленные часы звучала одна из десяти запрограммированных мелодий, конкретному времени соответствовала своя композиция.
В 1976-1983 гг. была проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное убранство стен и мебели.
В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково - Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I, - первым встречал гостей, въезжавших в усадьбу через подъемный мост. Этот дом был весь выложен внутри изразцами или плитками самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшен по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, изображавшими домашний быт. Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства.
В восточной части кусковского парка на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот. Это барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами построил в 1756–1761 годах крепостной архитектор Шереметевых - Федор Аргунов. В настоящее время кусковский Грот - единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, и, без сомнения, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений усадьбы.
В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage - хижина отшельника), использовавшийся для приема гостей, которые могли уединяться на втором этаже без прислуги (туда можно было попасть только при помощи лифта). Павильон был построен в 1765–1767 годах под «смотрением» Карла Бланка. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа. Но музей провел огромную реставрационную работу (были восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница), и Эрмитаж открылся для посетителей в 2013 году.
Кроме того, в Кускове были построены две оранжереи, без которых не обходилась в то время практически ни одна усадьба. Американская оранжерея построена в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. В 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова была создана Большая каменная оранжерея, которая стала самым большим павильоном дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо выращивания фруктов и цветов она использовалась и для приема гостей. Внутри павильона был устроен «воксал», небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов.

Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 9Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 10Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 11Единственный в Москве французский регулярный парк  - фото 12
Музей-усадьба не только уникальный и роскошный исторический памятник, застывший во времени. В нем течет жизнь, он эволюционирует – выставки экспонатов из коллекции керамического музея и самой усадьбы проводятся для всех желающих. В летний период сюда приходят не только любители истории, но и поклонники классической музыки. Уже стало традицией организовывать в усадьбе фестивали, на которых с большим удовольствием выступают приглашенные российские и зарубежные исполнители.

Сергей Козлов

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Экология культуры
Опубликовано 16.06.2023 09:27
Просмотров: 1167