Безумие барабанщика Кози Пауэлла

Пресса называла его «Танцующий с дьяволом». Друзья – «Мистер Слоновья походка» и «Человек-паук». Фаны и поклонники во всем мире называют его по-разному, делая упор на его бесшабашность и игру на барабанах, неизменно производящую эффект взорвавшейся бомбы

Безумие барабанщика Кози Пауэлла - фото 1Он – это Кози Пауэлл, барабанщик, которого, пожалуй, можно назвать уникальным не только в музыкальном, но и в человеческом плане. В музыкальном – за то, что он всегда сохранял свою индивидуальность и узнаваемость, где и с кем бы он ни играл. В человеческом – потому что достиг высот в любимом деле, не имея какого-то особенного дара свыше, но приложив к достижению цели сверхчеловеческое упорство и железную силу воли. Кроме всего прочего, он ухитрялся совмещать огромное количество работы с интересами и увлечениями (а их у Пауэлла было немало), тем самым опровергая стереотип о том, что музыканты из ритм-секции не отличаются высоким интеллектом и глубиной внутреннего мира.
...Это случилось 5 апреля 1998 года. В тот вечер Кози Пауэлл, как это бывало с ним часто в последнее время, заливал сердечные проблемы алкоголем, в то время как дождь заливал трассу М4, соединяющую Лондон с Бристолем, - ту самую, по которой он помчится в Вечность...
Душевная боль и беспокойство смешались со спиртным. Разум больше не управлял этим человеком. Поддавшись слабости и царящему в душе хаосу, он садится за руль своего черного SAAB 9000 Turbo и стрелой летит в Бристоль. К друзьям или очередной мимолетной связи? Сейчас уже никто не может точно сказать этого. Есть ли смысл говорить о том, что Кози не пристегнул ремень? Его сознание уже не способно было как-то проявлять себя, а подсознание, видать, полагалось на навыки гонщика-профессионала, не раз побеждавшего на раллийных бездорожьях и трассах британской «Формулы-3».
Безумец! Машина с неисправными тормозами, и ему не раз намекали на это, на что Кози отвечал: если, мол, ехать быстро и на относительно небольшие расстояния, а потом проделать парочку маневров, не случится абсолютно ничего страшного. Так-то оно так, но ехать пьяным по мокрой трассе, не пристегнувшись, да еще и на неисправном авто... А если прибавить к этому всему то, что водитель не контролировал скорость...
Он не заметил поворота. Или не сумел вовремя повернуть? Он с трудом совладает с управлением, с трудом осознает, что происходит... Если его ничто не отвлечет... аварии все равно не избежать, но, по крайней мере, он сможет увести с трассы машину с неожиданно лопнувшим колесом и даже сохранить себе жизнь. Только сосредоточиться, всего на пару-другую секунд, от них зависит его жизнь и спокойствие его друзей и близких.
Как невовремя звонит мобильный телефон! Будь это кто-то другой, Кози мог и не ответить. Но это была Шари – девушка, с которой он жил последнее время, причина его переживаний. Никто сейчас не сможет сказать, что там происходило между ними, но Кози не мог не ответить ей... В ту же секунду автомобиль потерял управление и врезался в разделительное заграждение трассы.
- Oh shit! – это был последний крик Кози, брошенный не столько в трубку телефона, сколько в лицо смерти.
...Безумие. Самое настоящее. А ведь так же безумно все и начиналось, когда юный Колин Флукс, уроженец небольшого аграрного городка Сиренчестер, решил для себя: барабаны. И ничего, кроме барабанов. Когда он, 13-летний подросток, наплевал на дальнейшее образование и вместо выполнения школьных заданий стирал себе руки до крови, стуча по всему, что было под рукой, включая собственные колени, и пытаясь снять барабанные партии своих кумиров - Сэнди Нельсона, Бадди Ритча и Кози Коула. В честь последнего, знаменитого в то время джазового барабанщика, Колин и возьмет себе имя «Кози», которое как нельзя лучше сочеталось с фамилией Пауэлл – фамилией его приемных родителей. Что случилось с его кровной семьей? Об этом мало кому известно, даже близким друзьям. Один из них, Колин Хэмблин, живший по соседству с Кози, говорит, что великий музыкант не любил распространяться о своем детстве, поэтому никто никогда и не узнает, что же на самом деле стало с семьей Пауэлла. Очевидным было одно – те события повлекли за собой внутреннее одиночество, которое отравляло его всю его дальнейшую жизнь. Кто знает, может, это помогло ему развить в себе то упорство и силу воли, благодаря которым он и добился успеха? В любом случае, как бы там ни было, Колин осваивает непростое ремесло барабанщика и в 13 лет уже играет в школьном ансамбле. Его усердие, надо сказать, не всегда было оправданным – один раз, увлекшись игрой, он порвал пластик на малом барабане, после чего ему достались тарелки. Ансамбль выступал на школьных вечерах и танцплощадках. Вечерние выступления заканчивались поздно, поэтому Колин просто не успевал ни сделать домашние задания, ни выспаться, в результате чего либо спал на уроках, либо вообще в школе не появлялся. К такой успеваемости прибавились и мелкие безобразия, которыми будущий рок-стар доводил учителей до белого каления, поэтому неудивительно, что вскоре его исключили из школы. Собрав вещички, он подался на заработки в Лондон, где устроился на работу и вскоре купил себе барабанную установку. Назвавшись Кози Пауэллом, он присоединяется к группе The Sorcerers, с которой тут же уезжает на два года в Германию. Первый профессиональный опыт запомнится ему на всю жизнь. Еще бы – Кози было всего шестнадцать лет, и его запросто могла постичь участь Джорджа Харрисона во время пребывания битлов в Гамбурге. Он вспоминал, как во время пересечения границы и передвижений по стране прятался в самый дальний угол фургона, прикрываясь аппаратурой, инструментами и разного рода тряпьем, старался не особо высовываться из-за установки, и так до тех пор, пока ему не стукнуло восемнадцать... Не самыми лучшими были условия жизни и работы – играть приходилось по восемь часов в сутки, есть – что ни попадя, жить – в бойлерных, спать – на полу, по соседству с тараканами и крысами. «Это был первый опыт и польза как в профессиональном плане, так и в физическом», - говорил Кози.

Безумие барабанщика Кози Пауэлла - фото 2Безумие барабанщика Кози Пауэлла - фото 3Безумие барабанщика Кози Пауэлла - фото 4Безумие барабанщика Кози Пауэлла - фото 5Когда закончилось немецкое безумие, началось английское. Пауэлл познакомился с клавишником Питером Боллом, который приютил юного барабанщика в доме своих родителей и братьев – Денни и Дейва. По словам Денни, с появлением Кози в доме на окраине Бирмингема начало твориться настоящее безобразие! Репетиции (братья Питера тоже были музыкантами; с ними Кози создаст авторский проект через несколько лет), пьянки, девушки... Постоянными гостями барабанщика были его новые друзья – Тони Йомми, Гизер Батлер, Роберт Плант, Джон Бонем и разные девушки, одна из которых – Мадлен – впоследствии стала его женой. По словам Денни Болла, вскоре покинуть просторное жилище пришлось не только прижившемуся там Кози, но и самим братьям – их родители были больше не в силах терпеть все эти безобразия.
Они переехали в Лондон, где их пути разошлись. Пауэлл понимал, что лучший способ найти достойную работу – это продолжать совершенствовать мастерство и заводить полезные связи. Первым он занимался каждый день по несколько часов, а второе заключалось в том, что он хватался за любое предложение выполнить сессионную работу. Таким образом, трудоголик из Сиренчестера был замечен влиятельным продюсером Микки Мостом, который, в свою очередь, рекомендовал работягу Джеффу Бэку.
Безумия плавно перетекали из одного в другое... Сессионная работа сменилась репетициями в составе группы Джеффа Бэка, а на досуге, который, как ни странно, был у Кози при столь плотном графике работы и занятий, были занятия спортом и вождение. Пауэлл считал, что барабанщик должен быть в хорошей физической форме. Для этого он старался не злоупотреблять алкоголем, занимался боксом и поднимал штангу.
Но это все было постоянно, а из группы Джеффа Бэка он был уволен вместе со всем остальным составом. Когда же новая группа гитариста распалась, он попросил ритм-секцию вернуться, но и басист, и ударник послали Бэка к черту. У Кози были свои планы – продолжая выполнять сессионную работу, он снова сошелся с Дейвом и Денни Боллами, основав группу Bedlam. Никто не имел понятия о рекламе и пиаре, поэтому группа распалась, выпустив всего один альбом. Когда в 1974 году не сложилось с новым авторским проектом, Кози решился на очередное безумие – гоночный спорт.
Те, кто наблюдал Пауэлла в гонках, утверждают, что в этом деле он был действительно талантливым. Еще бы! Прийти фактически с улицы и тут же начать побеждать – не каждый сумеет! А Кози сумел. К тому же, стремясь успеть везде, он выступает как за рулем Mazda в раллийной команде, спонсируемой Hitachi, так и на трассах за рулем болида класса «Формула-3». А еще – разные серии мотогонок, в которых тоже имеет успех. «Формула-3» особенно полюбилась ему – за высокую скорость. Он даже подумывал всерьез заняться гонками и добиться места первого пилота «Феррари» - его любимой команды – в классе «Формула-1», а потом, уйдя на «пенсию», вернуться за барабаны, но телефонный звонок от представителя Ритчи Блэкмора изменил это решение. Снова безумие – ведь Пауэлл вполне мог добраться до «Формулы-1» и даже стать чемпионом (очевидцы его успехов на треке считают, что он непременно вошел бы в историю как один из лучших гонщиков). В конце концов, таланта и упорства не занимать, а если все это умножить на любовь к высокой скорости и риску... Именно второе, возможно, и заставило Кози оставить большой спорт и вернуться за барабаны. Он становится постоянным барабанщиком Rainbow... Потом – группа Майкла Шенкера, Whitesnake Дэвида Ковердейла, ELP, Black Sabbath, не говоря уже о многочисленных сессионных записях и сольных альбомах...
Теперь все те, с кем работал Кози, выражают соболезнования его родным и близким. А были ли у него такие люди? Шари, которая отчасти стала причиной гибели великого музыканта, друг и сосед Колин Хэмблин, еще несколько друзей. Семья? Об этом Кози мог мечтать всю жизнь, но он так и не создал свою семью. Брак с Мадлен оказался единственным. Молодые подружки не задерживались надолго. Детей у Кози не было...
Страдал ли он от этого? Никто не знает до конца. Кози был сильным человеком, умел скрывать свои беспокойства и страхи, свою боль. Но Ритчи Блэкмор когда-то охарактеризовал Пауэлла как человека сильного и непредсказуемого, но в глубине души – депрессивного, несчастного и очень одинокого...
Всю нерастраченную любовь, нежность и заботу он обращал на животных. Он никогда не скрывал своей привязанности к домашним любимцам и признавался, что считает животных существами более честными и просто лучшими, чем люди. Откровения Кози доходили до того, что он рассказывал в интервью о том, что животные – единственный повод, по которому он мог плакать. По словам рок-звезды, без этого не обходилось, если что-то случалось с его питомцем. Мягкосердечность и нечеловеческую любовь Пауэлла к животным подтверждает и Тони Йомми – как-то раз, рассказывал он, Кози не справился с управлением и на полной скорости перевернул машину, а все из-за того, что побоялся сбить оленя, переходящего дорогу, пролегающую через лесистую местность...
...Со слов полицейского Йана Картера, только что освободившегося с дежурства и ехавшего в тот момент по встречной полосе, водитель черного SAAB 9000 Turbo пытался избежать столкновения, но не справился с управлением на мокрой трассе. Полисмен полагал, что будь пострадавший пристегнут, возможно, удалось бы избежать столь тяжких последствий – после столкновения машина несколько раз перевернулась, вылетела на обочину и встала на крышу. То есть, останься Кози на месте, он, конечно, получил бы травмы, возможно, даже тяжелые, но, по крайней мере, остался бы жив и, учитывая крепкий организм и отличную физическую форму, имел бы шансы на более-менее скорое выздоровление... Но ремнем пользоваться никто и не думал. Пауэлл от сильного удара вылетел со своего места и пробил лицом лобовое стекло, а сильнейший удар головой о железную конструкцию и последовавший за ним «полет» машины, в результате которого владелец авто получил еще несколько ударов, оставлял все меньше надежд на выживание...
Ирония судьбы... Выжить после стольких аварий и происшествий, в числе которых и неудачный пропуск оленя, и верховая прогулка, во время которой у лошади случился сердечный приступ, в результате чего она упала на всадника, переломав ему бедро и несколько ребер, и, наконец, падение с мотоцикла и травма ноги, из-за чего пришлось отменить запись с Брайаном Мэем и турне с Ингви Малмстином (последнее случилось незадолго до трагедии)... Он всегда был склонен к авариям, говорил Тони Йомми, но всегда побеждал их последствия, поэтому поверить в то, что он погиб на дороге, просто не представляется возможным!
Как это ни больно, пришлось поверить... Множество венков и цветов. Близкие друзья и коллеги... 18 апреля, Уилтширский крематорий. Именно там проходит прощание с кумиром, которого отпевают все хором – песней "Let It Be", песней группы, которую он так любил при жизни... Урну с прахом передали Шари, а все венки и цветы собрал Колин Хэмблин. Собрал и положил возле конюшни – той самой, с которой Кози вместе с другом хотел начать конный бизнес.
А мог ли он выжить в этой аварии? Может быть, и мог бы. Во всяком случае, в вызванной Йаном Картером карете «скорой помощи», приехавшей практически сразу, он лежал весь в крови, без сознания, но – еще живой. Врачи бристольской больницы Frenchay не стали с ним возиться. Либо сочли его безнадежным, либо же просто забыли о своих обязанностях. Кози Пауэлл, урожденный Колин Флукс скончался на больничной койке от большой потери крови, так и не придя в сознание...
Этот человек-скала с мягким сердцем перенес столько всего, что никто не вправе осуждать его. Детство, о котором он не любил и даже не хотел вспоминать, приемная семья, самостоятельное постижение сложного искусства игры на барабанах, скитания из группы в группу, со студии на студию, неудачный брак, отсутствие детей, концерты, гастроли, гонки, аварии, друзья и собутыльники, а среди всего этого – глубокое одиночество. Никто не вправе сказать что-либо ему в укор за периоды разгульной жизни или за ненависть, переполнявшую его в момент гибели. Что здесь сказать, если у верующих считается, что человеку, умершему на Пасху, отпускаются все грехи и он попадает в рай? 5 апреля 1998 года, в то черное воскресенье, католики отмечали этот светлый праздник...
Holy driver – так теперь можно называть Кози, перефразировав название песни Ронни Джеймса Дио, его друга и коллеги по Rainbow и Black Sabbath. Падший ангел. Грешный ангел. Все это теперь подходит ему...
По иронии судьбы гибель Кози Пауэлла по дате совпала с самоубийством Курта Кобейна из «Нирваны». Кто знает, возможно, поэтому по сей день дата смерти великого барабанщика остается в тени и ее помнят только истинные поклонники... В любом случае, в памяти друзей Кози Пауэлл навсегда останется сильной личностью, а в памяти фанов – одним из лучших барабанщиков планеты.
Небеса простили его. А нам вообще незачем говорить о недостатках Кози. Лучше просто вспомнить сильного и светлого человека, который каждым своим ударом в барабан завещал нам радость и целеустремленность. Просто послушать такие альбомы с его участием, как Rising, Jeff Beck Group, а особенно его сольную работу Over The Top, название которой говорит само за себя. Просто восхититься его упорством и трудолюбием, а может, даже и последовать его примеру. Просто мысленно поблагодарить его за огромное музыкальное наследие.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Экология культуры
Опубликовано 12.01.2019 22:42
Просмотров: 1081