Репетитор — наше все?

Репетитор — наше все? - фото 1Возможно ли закончить школу без помощи репетиторов? Если раньше для этого абсолютное большинство школьников ограничивалось посещением уроков и выполнением домашних заданий, а репетиторы требовались только в старших классах тем, кто был решительно настроен поступить в престижный вуз, то теперь практически половина россиян считает такую поддержку необходимой.

 

49% семей в России нанимает специалистов для внешкольных занятий с детьми, об этом говорят результаты опроса Rambler&Co, опубликованные ТАСС. Причем 35% россиян обращаются к услугам репетиторов постоянно.

Почему ребята не рассчитывают на то, что школа даст им все необходимые для жизни знания, и заменят ли репетиторы школьных учителей, читайте в материале «Дума ТВ».

Знания или ЕГЭ?


Качество школьного образования действительно упало: современные дети по сравнению со старшим поколением далеко впереди по информационным технологиям, но, к сожалению, позади по начитанности, знанию истории, географии и даже математики, отметил первый замглавы Комитета по образованию и науке, председатель Общероссийского общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин.

«Мы знаем, что когда молодежь спрашивают на предмет элементарных знаний, оказывается, что они отсутствуют. Каждый третий думает, что Солнце — это спутник Земли. Почти половина думает, что вся радиоактивность на Земле — искусственного происхождения. Причем падение качества образования во многом связано с Единым госэкзаменом, поскольку в последних классах ребята преимущественно не учатся, а готовятся к ЕГЭ»,

— подчеркнул он.

За пределами тех предметов, которые дети собираются сдавать на Едином государственном экзамене, их знания оказываются нулевыми или близкими к нулю. Именно поэтому фракция КПРФ, в которой состоит Олег Смолин, внесла 10 сентября в Государственную Думу законопроект о добровольном ЕГЭ.

«Мы в очередной раз вносим законопроект об отмене обязательного Единого госэкзамена, о переводе ЕГЭ в добровольный режим»,

— сообщил парламентарий.


То, что такое количество школьников пользуется услугами репетиторов, действительно связано с натаскиванием на ЕГЭ. Но уровень школьного образования не упал — просто система ЕГЭ «не совсем относится» к тому, что преподают в школах, отметил замглавы Комитета по образованию и науке, депутат фракции ЛДПР Максим Зайцев.

«Это тестовая система, а школьное образование несколько другое. Поэтому здесь можно сделать вывод, что люди, вместо того, чтобы получать нормальное школьное образование, стремятся именно к сдаче ЕГЭ, к сдаче этих тестов»,

— пояснил он.

Дело, в первую очередь, в том, что материалы, по которым дети сдают ЕГЭ и контрольные проверочные работы, не во всем соответствуют образовательным программам, и вероятно, что требования в них завышены, отметила член Комитета по образованию и науке, аккредитованный эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Ольга Пилипенко.

Ищи ответ в учебнике


«Вопрос еще в школьных учебниках, насколько они соответствуют программе, насколько они соответствуют требованиям, контрольно-измерительным материалам, которые предъявляются на экзаменах всех видов»,

— подчеркнула депутат фракции «Единая Россия».

По ее словам, это самая важная проблема. Учебники должны быть понятны, а родители сейчас прежде всего жалуются на то, что материал, изложенный в учебниках, не всегда понятен не только детям, но даже им.

«Много времени тратится на подготовку домашних заданий, на разбор материалов уже дома, при помощи родителей, поэтому они прибегают к репетиторству»,

— пояснила она.

Нужно дать школам, вузам и учреждениям среднего профессионального образования возможность при сдаче различных контрольных использовать свои материалы, свои наработки, которые учителя разбирали с детьми на уроках.

«Они все соответствуют ФГОС, потому что школы, вузы, СПО проходят аккредитацию — либо это федеральная аккредитация, либо это субъекты проводят, — в любом случае они подтверждают соответствие требованиям ФГОС. И значит, образовательной программе те контрольные вопросы и материалы, которые содержатся, тоже соответствуют требованиям федеральным»,

— отметила Пилипенко.

И это не значит, что будут созданы разные условия, отличающиеся друг от друга подходы к образованию в разных регионах — в аккредитованных школах действуют федеральные требования, а значит, все школы во всех регионах соответствуют этим требованиям.

Репетитор? Выйти из тени!


Использовать услуги репетиторов — право и выбор родителей, и такого выбора их лишать нельзя. Другое дело, что эта сфера сейчас не контролируется государством, поскольку большинство репетиторов не зарегистрированы ни в качестве индивидуальных предпринимателей, ни как самозанятые, а значит — и налоги не платят, и свою компетенцию не подтверждают.

«Необходима легализация такого бизнеса. Люди, которые занимаются репетиторством, официально должны подтверждать свой статус, свой уровень подготовки, и тогда они должны быть либо ИП, либо самозанятыми зарегистрированы. Потому что это теневая форма дохода»,

— пояснила Пилипенко.

Все родители хотят, чтобы их дети успешно сдавали экзамены и меньше нервничали, поэтому прибегают к услугам репетиторов, и задача государства — сделать их выбор безопасным, а деятельность репетиторов — подконтрольной. Это позволит людям быть уверенными в том, что они нанимают специалистов, которые действительно помогут их детям получить знания «выше среднего уровня». Но с другой стороны, в первую очередь нести ответственность за обучение ребенка должна школа.

«Школа должна брать на себя ответственность за подготовку ребенка в первую очередь, вместе с родителями, конечно, со всеми участниками образовательного процесса»,

— подчеркнула депутат.

Если этого не будет, репетиторство станет повсеместным и заменит школы, а это недопустимо. Нужно вернуть доверие к школе и к школьным учителям. Но для этого в ней должны учить размышлять, учить учиться — а не тратить время на подготовку к тестам.

А вас, Штирлиц, попрошу остаться... после уроков

То, что сейчас за образованием в целом закрепился статус «услуги», оказывает на школы разрушительное действие. Есть такая проблема, что учителя — далеко не все, подавляющее меньшинство — всерьез восприняли «теорию образовательных услуг» и дают детям в классе азы, а за серьезными, основательными знаниями предлагают приходить на платные факультативы, отметил Олег Смолин.

«В том числе и поэтому мы внесли законопроект об исключении из образовательного законодательства понятия «образовательных услуг». Кстати, эту идею высказал Президент Российской Федерации на Госсовете 25 августа. Мы вносим такой законопроект второй раз»,

— подчеркнул он.

Напомним, законопроект определяет образовательный процесс как совместную деятельность образовательной организации, педагога и ученика по освоению образовательной программы.

Замглавы Комитета по образованию и науке, депутат фракции ЛДПР Максим Зайцев отметил, что здесь проблема не в коррупции, а в низкой оплате труда педагогов. И к тому же учителя серьезно перегружены, в том числе отчетами и проверками, которые проводят Минпросвещения и министерства регионов.

«Это вынужденная мера, которой учителя пользуются. Точно так же, как, допустим, сдача анализов в больницах, когда предлагают сдать анализы сейчас, но за деньги, либо через две недели, через месяц, но бесплатно»,

— пояснил он.

Проверка качества

Такие случаи дискредитируют само школьное образование, и поэтому нужно проверять качество обучения в каждом регионе и в каждой школе, отметил член Комитета по образованию и науке Алдар Дамдинов.


«Есть школы, в которых вообще не нанимают репетиторов, и дети прекрасно сдают ЕГЭ, но есть в том числе и номерные школы, в кавычках, в которых ребята сдают на хорошие баллы ЕГЭ, но при этом в школах количество детей, которые обучаются у репетиторов, фактически 100%»,

— отметил депутат.

В таких школах дети чаще ходят к репетитору, чем на уроки, уже не надеясь на учителей. Поэтому Рособнадзор четко отслеживает коррупционную составляющую в школах, ведет мониторинг. Существует соответствующий рейтинг регионов, и такие явления не остаются втайне — потому что не бывает такого, чтобы ребенок показывал в школе только средние результаты, а вдруг сдал ЕГЭ на отлично. Как и наоборот, в случае, когда «отличники» проваливаются на Едином госэкзамене.

Поскольку контролем за качеством образования уже несколько лет занимаются Министерство просвещения и Рособрнадзор и ведомство выработало платформу по подготовке к Единому государственному экзамену, по словам Дамдинова, это дает свои плоды.

А в целом, тема качества школьного образования активно и давно обсуждается в экспертном сообществе, напомнил он, но нельзя не согласиться с тем, что репетиторы помогают систематизировать знания, которые у ребят уже есть, и дают школьникам возможность лучше подготовиться к экзаменам психологически и морально.

Так что, если родителям спокойнее, когда у ребенка есть такие «нешкольные учителя», пусть будут. Но школам все-таки — не надо расслабляться!

Категория: Экология детства
Опубликовано 17.09.2021 08:49
Просмотров: 3299