Велосообщество Санкт-Петербурга обратилось к правительству города с предложением организовать на улицах города временные велополосы в период эпидемии COVID-19. По словам активистов, это будет препятствовать распространению вируса, т.к. велосипед позволяет держать социальную дистанцию, чего нельзя сказать про общественный транспорт.
Опубликовано письмо президенту о необходимости развернуть информационную кампанию, призывающую людей использовать велосипед как альтернативу общественному транспорту и личному автомобилю. Временные велосипедные дорожки предлагается организовать за счет крайних правых автомобильных полос.
Компания OTS Lab, специализирующаяся на исследованиях в области транспортного моделирования, составила для Санкт-Петербурга карту размещения велоинфраструктуры во время эпидемии. Эксперты предлагают обустроить новые полосы на улицах с наибольшим потенциальным спросом среди велосипедистов.
По словам транспортного инженера OTS Lab Дмитрия Баранова, бюро в ближайшее время изучит востребованность новых маршрутов среди велосипедистов для более эффективной и детальной проработки карты. До эпидемии короновируса COVID-19 в городе доля велосипедных поездок составляла около 5%. В Амстердаме, например, этот показатель достигает 30%. Однако сейчас, по наблюдениям Дмитрия Баранова, велосипедистов на улицах стало больше, чем обычно.
Городские власти знают об инициативе велосообщества, однако дополнительных действий принимать не спешат: вице-губернатор Санкт-Петербурга по транспорту Максим Соколов на письмо активистов ответил, что развитие велоинфраструктуры в городе идет в плановом режиме.
Проблема усугубляется тем, что на данный момент в Санкт-Петербурге прекратил действовать централизованный городской велопрокат. Активисты своими силами договариваются с частными прокатчиками, чтобы те бесплатно предоставили велосипеды для волонтеров на период эпидемии.
Нежелание городских властей развивать велоинфраструктуру может не только негативно сказаться на экологической обстановке в городе, но и способствовать распространению коронавирусной инфекции.
«Автомобиль эффективен с точки зрения изоляции, если человек едет один, но неэффективен с точки зрения транспорта. Автомобиль занимает много места, тратит много ресурсов и топлива, – говорит Дмитрий Баранов. – У велосипеда нет замкнутого пространства, и когда человек едет, он физически соблюдает дистанцию, т.к. не может близко приближаться к людям. По всем показателям велосипед является наиболее эффективной и безопасной частью транспорта. ВОЗ [Всемирная организация здравоохранения] советует пользоваться велосипедом».
«Это позволяет физически дистанцироваться от других людей и в то же время помогает вам удовлетворять минимальную потребность в ежедневной физической нагрузке», – сообщается в выпущенной ВОЗ памятке «Передвижение по городу во время вспышки COVID-19».
Многие европейские и американское города, чтобы снизить риски заражения, пошли именно по этому пути.
Так, глава уличного департамента одного из районов Берлина Феликс Вайсбрих предложил расширить велодорожки, забрав крайние правые полосы у проезжей части. Дорожки при этом сделали достаточно широкими, чтобы при обгоне соблюдалась дистанция в 1,5 метра между велосипедистами.
Власти Берлина признали эксперимент удачным и даже выпустили методичку по организации временных велополос. В итоге последовать этому примеру решили не только другие муниципалитеты Берлина, но и ряд городов Германии.
Помимо этого в Берлине во время карантина разрешили работать веломастерским, а также сделали бесплатной аренду велосипеда в сервисе Nextbike, если продолжительность поездки не превышает полчаса.
Похожий пример демонстрирует Париж, где под велодорожки предлагают переделать знаменитые центральное бульвары. Первый заместитель мэра столицы Эммануэль Грегуар уверен, что это поможет людям реже собираться в замкнутых пространствах и разгрузит общественный транспорт после снятия карантинных мер.
«Чтобы избежать массового и одновременного возвращения людей к использованию общественного транспорта, мы работаем над возможностью создания временных велодорожек», – сказал Грегуар. Министр транспорта Франции Элизабет Борн заявила, что правительство выделит 20 млн евро на развитие велодвижения в стране после карантина.
Исследования показывают что, если в непосредственной близости от дома появляется велодорожка, люди начинают пользоваться велосипедом на 154% чаще.
Очевидно, что велосипед позволит значительно уменьшить шансы на заражение коронавирусной инфекцией при передвижении по городу.
ЭПЦ "Беллона"