В сознании людей ещё с советских времен прочно засели три буквы – БТИ. С одной стороны, это высококлассные специалисты, которые ведут сбор, анализ и учет информации обо всей недвижимости страны. С другой стороны, это была неповоротливая структура, услуги которой стоили дорого, делали документы долго, а многое решалось только по звонку или знакомству. Что же изменилось с переходом на рыночную экономику и борьбе за клиента? Генеральный директор ГБУ Московской области «МОБТИ» Валерий Ломакин рассказал на пресс-завтраке о достигнутых результатах и перспективе развития.
Современное Московское областное бюро технической инвентаризации идет в ногу со временем и давно стало рыночным и только недавно клиентоориентированным. «Основной принцип работы ГБУ МО «МОБТИ» – открытость.
Именно поэтому начинаем регулярно проводить пресс-завтраки и продуктивное общение со СМИ, чтобы информировать граждан России и население Московской области о наших возможностях», - подчеркнул генеральный директор ГБУ Московской области «МОБТИ» Валерий Ломакин.
На пресс-завтраке генеральный директор ГБУ Московской области «МОБТИ» Валерий Ломакин рассказал о серьезных планах реорганизации и оптимизации учреждения: «До 2013 года Московское областное БТИ было монополией и самым крупным налогоплательщиком области! Сейчас это свыше 1 000 сотрудников, 130 000 выполненных договоров за 2020 год, 164 000 посетителей сайта. Но при этом мы занимаем лишь чуть более 15% рынка. Поэтому нам есть куда расти и развиваться. В настоящее время мы сокращаем количество филиалов с 24 до 12, но присутствие в регионах мы не теряем, а усиливаем за счет плотного сотрудничества с МФЦ и развития собственных комплексно-производственных групп. Новая стратегическая схема позволит предоставить весь комплекс услуг намного быстрее и качественнее, а также значительно снизить затраты, так как мы убираем административно-производственный аппарат в филиалах. Кроме того, мы ввели гибкую систему оплаты и теперь каждый сотрудник, перевыполнивший план может смело рассчитывать на серьезную премию по результатам работы. У многих производственников и кадастровых инженеров на самом деле загорелись глаза и появилось желание работать».
В ближайшее время Московское областное БТИ запускает обновленный сайт, переводит горячую линию на семидневную рабочую неделю и вводит единый стандарт по работе с обращениями граждан. «Сайт мы значительно упрощаем и делаем интуитивно понятным. Это позволит нашим клиентам быстрее находить нужную услугу и получать ее. Все будет довольно легко, быстро и удобно. У нас уже почти все услуги для физических лиц предоставляются в онлайн формате и есть функция легкий платеж. При настройке доступа через ЕСИА (Госуслуги) пользоваться личным кабинетом станет значительно проще. Горячая линия еженедельно обрабатывает свыше 3 000 звонков, для удобства граждан мы ведем консультирование и оказание услуг по телефону и в выходные дни. А для сбора негатива мы создаем отдельную почту и выделенную линию. Поверьте, я лично контролирую работу каждого подразделения и разбираюсь по каждому негативному обращению или срыву сроков предоставления услуг. Вся работа мониторится в режиме онлайн. Более того, у нас внедрена система оценки качества предоставления услуг и мы обзваниваем наших клиентов и уточняем: удовлетворены ли они качеством и поставлен ли объект на кадастровый учет. Оказание качественных услуг в короткие сроки – главный показатель нашей работы», - подчеркнул Валерий Ломакин.
В настоящее время в регионе действует множество кадастровых инженеров и частных компаний, предлагающих услуги под именем БТИ. Московское областное БТИ регулярно борется с недобросовестными компаниями, выступающими под нашим брендом. «Мы уже выиграли несколько судов и в ближайшее время инициируем новые судебные процессы. По каждому случаю мы проводим проверку и наш юридический отдел готовит документы в суд. Более того, частные компании не ведут архив и после их закрытия найти что-то будет крайне проблематично. А наш архив, который насчитывает 6 млн дел по 10 млн объектам Московской области мы в настоящее время переводим в цифровой формат и бережно храним всю информацию, которой вы можете воспользоваться в любой момент», - отметил Ломакин.
Московское областное БТИ за 94 года успешной работы накопило не только колоссальный опыт, но и приобрело уникальную технику. Специалисты учреждения могут выполнить проект любой сложности в максимально сжатые сроки. «К нам за помощью обращаются не только крупнейшие застройщики Подмосковья, но и ведущие корпорации, а также иностранные компании. Мы выполняли услуги для завода «Марс» в Ступино, для агрохолдингов Подмосковья. В настоящее время заключено соглашение с УК «Дело». У нас создана уникальная система точного позиционирования –собственных 15 станций. У нас есть современный беспилотный коптер, который ведет аэросъемку на дальность 200 км. Ни один частный кадастровый инженер или коммерческое предприятие не имеет аналогов. Мы можем за полдня обследовать 200 км автомобильной или железной дороги, трубопровода или ЛЭП. И готовы это делать. К каждому клиенту у нас персональный подход и каждым клиентом мы дорожим. Я прекрасно понимаю, что Московское областное БТИ, которое всего лишь несколько лет назад было монополистом и крупнейшим налогоплательщиком региона, сегодня занимает 15% рынка услуг БТИ в Московской области. Я вижу перспективы и знаю, как их достичь и что нужно для этого сделать. Именно поэтому мы полностью переформатируем, я бы даже сказал, создаем новое учреждение, которое будет оказывать услуги на самом высоком уровне и лучшего качества. Нельзя не оценить значимость услуг БТИ для каждого гражданина России и государства в целом. Считаю, крайне важно сохранить государственный контроль за соблюдением прав частной собственности и за достоверность предоставления информации для налогового учета. Уверен, Московское областное БТИ приобретет любовь жителей Москвы и Подмосковья, предоставляя свои услуги быстро и качественно, а также вернет былую значимость!», - подчеркнул генеральный директор ГБУ МО «МОБТИ» Валерий Ломакин.
Московское областное бюро технической инвентаризации работает с 21 мая 1927 года. Архивы Московского областного БТИ представляют практическую ценность даже спустя десятилетия, так как содержат около 6 млн инвентарных дел на 10 млн объектов недвижимости.
Возникновение БТИ
Можно смело сказать, что инвентаризацию проводили ещё во времена Рюрика: ведь все славянские племена платили дань, а во время монголо-татарского ига учёт стал ещё более строгим и точным.
В России учет недвижимости велся на протяжении многих столетий, но развитие инвентаризации как системы государственного технического учета относится к времени правления Великого князя Василия Ярославовича, предпринявшего попытку инвентаризации земель.
Позднее Иван Грозный в 1555 г. закрепил инвентаризационный процесс первым государственным Указом по инвентаризации, так называемым «наказом», где содержался порядок описания недвижимости и правила расчета площадей.
Окончательно система инвентаризации в дореволюционной России оформилась во время царствования Петра I. Начиная со времён Петра I и до отмены крепостного права, инвентаризация земель и строений проводилась в основном для целей учёта и совершения сделок, и лишь после отмены крепостного права усилилась её значимость для налогообложения.
Следует отметить, что на раннем этапе инвентаризация проводилась примитивными методами, чертежи строений выполнялись схематично, допускались произвольные условные обозначения, описательная часть была насыщена ненужными подробностями, тогда как сведения о техническом устройстве и состоянии частей строений были крайне ограниченными. С приходом советской власти, сопровождавшимся переделом собственности, вопросы выявления принадлежности, описания, оценки и налогообложения имущества приобрели ещё большую актуальность. Именно этот период принято считать началом истории Российской службы технический инвентаризации.
После 1917 года задачи стали другими: частная собственность была отменена, но её нужно было срочно национализировать – требовалась служба, умеющая это делать быстро и правильно. В 1918 году эти функции были переданы НКВД, в котором был создан специальный отдел, но через несколько лет стало ясно, что учёт недвижимого имущества и контроль над ним является важнейшей сферой экономики страны. И тогда, 21 мая 1927 года, было принято соответствующее постановление о создании специальной службы – Бюро технической инвентаризации.
Развитие и становление БТИ
Судьба технической инвентаризации в России в 90-е годы складывалась далеко не безоблачно. Можно даже сказать, что данная сфера профессиональной деятельности человека по-прежнему оставалась местом, где ветры не просто дуют, а бушуют. Ведь вопросы недвижимости и частной собственности в 90-е годы стали наиболее животрепещущими как для государства, так и для населения страны. Уже тогда было ясно, что положительное решение этих вопросов возможно лишь на основе плодотворного сотрудничества БТИ с другими органами. Однако стоит признать, что сотрудники БТИ делали со своей стороны все возможное, чтобы крутые перемены, в условиях которых им приходилось работать, стали основой дальнейшего развития и совершенствования системы государственного учета и инвентаризации.
Показательным и во многом уникальным для Российской Федерации в этом отношении стал опыт Московской области. Здесь была создана система, которая наглядно продемонстрировала эффективность работы службы БТИ в современных условиях.
До 1990-х годов в Московской области была выстроена четкая структура технической инвентаризации. В каждом городе или рай2оне при жилкомхозах существовали межрайонный или городские БТИ. Однако в 1991 году жилкомхозы ликвидировали, причем ликвидировали по-революционному – как класс. И фактически БТИ были брошены на произвол судьбы. Можно смело утверждать, что примерно до 2000 года многие БТИ, в том числе и областное, не существовали, а просто-напросто выживали!
Действительно, в начале 1990-х годов система технического учета, складывавшаяся в течение многих лет, распалась на кусочки. 4 апреля 1992 года Минстроем РФ был принят приказ «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», в результате которого БТИ стали существовать при органах местного самоуправления, а их функции перестали причисляться к государственным! По сути, здесь функция БТИ по фиксации информации, необходимой для целей регистрации прав на недвижимость, была спущена с государственного уровня на муниципальный. В то время Россия только-только вступала в непривычные для себя условия жизни по принципам рыночной экономики. И государство в тот момент не осознавало всю важность института прав собственности для дальнейшего социально-экономического развития России. Однако в стране становилось все больше собственников. Поэтому вопрос подготовки документов, которые могли бы подтвердить право граждан на частную собственность, вставал все более остро. Это была борьба за профессию, и вели ее люди, преданные своему делу, ясно осознававшие важность и необходимость работы БТИ для государства.
И лишь в 1997 году вышло постановление федерального правительства, в котором было рекомендовано всем субъектам РФ собрать муниципальные бюро технической инвентаризации воедино и создать систему БТИ. Одним из первых на это постановление откликнулось правительство Московской области. И с 1997 года на территории Подмосковья начался процесс формирования государственной системы учета недвижимости, костяк которой составило Московское областное бюро технической инвентаризации.
Однако в 1990-х годах путь к единству только начинался. Главное, что предстояло сделать на этом пути, - добиться единообразия при выполнении функций по учету объектов недвижимости. Ведь вся опасность ситуации заключалась не в том, что БТИ стали муниципальными, а в том, что государство, по сути, уклонилось от регулирования этой сферы деятельности. Методологическая работа не велась. О каком единстве могла идти речь, когда, например, в одном муниципалитете учитывали количество садоводческих товариществ, а в другом не считали нужным этого делать? А если и делали, то совершенно по иным методикам и системам, чем, допустим, в соседнем городе или районе. Такой всеобщий разброд мог породить только одно – хаос! И его первый признаки начали проявляться. Государство постепенно теряло контроль над проведением технической инвентаризации. Доходило до того, что можно было построить себе трехэтажный особняк, а в регистрирующий орган принести технический паспорт на несуществующий объект строительства с совершенно иными техническими характеристиками. Вследствие такого анархического подхода к сложной технологической службе, когда местные руководители управляли БТИ по собственному разумению, государство получало вполне естественный итог – слабую налогооблагаемую базу и дефицит бюджета!
Открытый рынок и конкуренция
Согласно федеральному закону, который вступил в силу с 2013 года, услуги, оказываемые БТИ, станут рыночной прерогативой. Этот факт предполагает для БТИ появление на рынке оказания услуг по недвижимости большого числа конкурентов. В связи с тем, что услуги БТИ с 2013 года, сначала для москвичей, а потом и для жителей регионов, перестали быть монопольными, властями столицы уже было предложено решение, которое поставило бы БТИ в один ряд с самыми серьезными конкурентами. По новому закону функция кадастрового описания является рыночной. А это означает появление на рынке здоровой конкуренции.
Более 70 лет подряд именно государственное БТИ занималось техническим учетом недвижимости. Затем государство предоставило возможность кадастровым инженерам готовить техническую документацию на объекты недвижимости для постановки их на государственный кадастровый учет. И российский бизнес, и граждане нашей страны считают эти изменения позитивными. Однако существуют некоторые «но», причём довольно существенные, о которых нужно помнить.
Так вот, первое «но». Частных кадастровых инженеров законодатель не обязал создавать какой-либо архив, где хранились бы все ими оформленные документы. В то время как в государственных БТИ по сей день хранятся результаты технической инвентаризации 60-летней давности.
Сегодня в судах рассматривается много дел, касающихся споров по земельным участкам и другому недвижимому имуществу. Если технический паспорт заказывали у частных кадастровых инженеров, это может обернуться против самого заказчика. Нет никакой гарантии, что такая организация спустя пару лет не исчезнет также внезапно, как и появилась. Поэтому, по мнению специалистов, чтобы второй экземпляр документов не исчез в неизвестном направлении, техпаспорт лучше оформлять в государственном БТИ. Это касается и сельских жителей, которые сегодня нередко идут в частные организации, не ведая о возможных рисках.
Второе «но»: если человек обращается в частное БТИ для изготовления технической документации, он должен помнить, что работу государственных организаций по техинвентаризации объектов никто не отменял. Кроме того, согласно письму Минэкономразвития РФ от 13 ноября 2013 года, кадастровые инженеры не уполномочены проводить техническую инвентаризацию и изготавливать техпаспорт на объекты капитального строительства (в том числе нежилого назначения) – эта работа не входит в кадастровую деятельность. А раз так, составленные ими техпаспорта не имеют статуса официальных документов, которые можно использовать в налогообложении, бухгалтерском и оперативном, государственном учёте, градостроительстве, ЖКХ, кредитовании и прочих сферах.
Нужно понимать – в жизни возникают разные ситуации, связанные с недвижимым имуществом. Чтобы быть абсолютно уверенным в том, что твои документы оформлены без нарушений и будут храниться в течение долгих лет, думаю, следует обращаться именно в государственное БТИ. Частным структурам можно будет доверять полностью, только когда будет разработан и введен в действие четкий механизм передачи и хранения всех документов из частных структур в государственные.