2022 год можно назвать знаменательным для экологии: окончательно оформился
переход к предупреждению экологического вреда, а государство в лице
Росприроднадзора жестко встало на путь борьбы с нарушениями бизнеса. Это
вылилось в целый ряд изменений, которые постепенно находят свое отражение в
правоприменительной практике.
Отметим самое важное.
1. Введён мораторий на плановые проверки до конца 2022 года.
Принято постановление Правительства «Об особенностях организации и
осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» 336
Вводится особый режим проведения проверок на предприятиях до конца 2022 года
Запрещены плановые и внеплановые проверки без особой необходимости.
Основания для проверок строго регламентированы в Постановлении.
Предписано свернуть все начатые и незаконченные проверки.
Срок исполнения предписаний, выданных по результатам проверок продлить
автоматически на 90 суток, с возможностью ходатайствовать о продлении срока.
2.Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ "О побочных продуктах
животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации"
http://publication.pravo.gov.ru/Document…
К побочным продуктам отнесли: помет, навоз, стоки и подстилку. Теперь такие
продукты не считаются отходом. На них можно оформить право собственности и без
проблем продать или купить. Документ дает определение понятий, связанных с
процессами обращения побочных продуктов животноводства и их использования в
сельскохозяйственном производстве, в том числе для повышения плодородия почвы.
3.Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
http://publication.pravo.gov.ru/Document…
Дали определение понятию "вторичные ресурсы";
установили требования к обращению со вторичными ресурсами.
ввели новое понятие – вторичное сырье;
установили требования к расчету платы за НВОС при признании побочных продуктов
производства отходами;
ввели новую статью, регулирующую нормы при обращении с побочными продуктами
производства.
В программу ПЭК теперь нужно будет включать сведения о побочных продуктах
производства.
4.Федеральный закон от 14.07.2022 № 280-ФЗ "О внесении изменения в статью 29-
1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
http://publication.pravo.gov.ru/Document…
Поправки к Закону «Об отходах производства и потребления» дают регионам
возможность гибко реагировать на ситуации, когда региональные операторы по
обращению с твердыми коммунальными отходами уходят с рынка. Местные власти
смогут оперативно присваивать статус регоператора без проведения конкурсного
отбора и заключать соглашение на срок не более года с лицензированными юрлицами.
Такие меры позволят исключить угрозы возникновения ЧС в случае досрочного
прекращения деятельности регионального оператора ТКО.
5.Федеральный закон от 14.07.2022 № 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации"
http://publication.pravo.gov.ru/Document…
Поправки в Закон «О недрах» призваны максимально вовлечь в хозяйственный оборот
вскрышные и вмещающие горные породы. Согласно им недропользователь может
использовать отходы производства для обустройства месторождений, ликвидации
горных выработок, рекультивации земель неопасными отходами, а также их продажу
другому недропользователю.
Необходимость активизации их вовлечения в промышленный оборот обусловлена
высокой степенью экологической нагрузки на окружающую среду и потенциально
ценными потребительскими свойствами полезных ископаемых и компонентов, не
извлеченных из нынешних отходов на момент первичной добычи в силу, как правило,
технологических причин либо отсутствия спроса. В среднем при переделе в хвостах
обогащения доля неизвлеченных компонентов (потери) от их количества в исходной
руде составляет: молибдена, меди, никеля — до 25 %, кобальта — до 35 %, свинца,
цинка — до 45 %, вольфрама — до 50 %, олова — до 60 %, редких и редкоземельных
металлов — до 100 %, нерудных полезных ископаемых — до 100 %.
Мы движемся к тому, что в будущем судебные споры с госорганами в экологии будут
минимальны. И если госорган будет выходить в суд с иском, то шанс его
удовлетворения будет близок к 100%.
Экологический вред будут взыскивать все чаще, а суммы будут увеличиваться.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON