Стандарты в области парниковых газов – в центре внимания экспертов Алюминиевой Ассоциации

Стандарты в области парниковых газов – в центре внимания экспертов Алюминиевой Ассоциации - фото 1Вызовы для российской промышленности в связи с формированием систем климатического регулирования стали главной темой семинара «Национальные и международные стандарты в области парниковых газов. Актуальные вопросы и вызовы для алюминиевой промышленности» на онлайн-площадке Алюминиевой Ассоциации. Речь, в частности, идет о планируемом создании в Евросоюзе системы трансграничного углеродного регулирования (ТУР) и принятии в России в 2021 году федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов».

В онлайн-мероприятии участвовали директор по контролю Aluminium Stewardship Initiative (ASI) Кэмерон Джонс, генеральный секретарь Международного института алюминия (МИА) Майлс Проссер, заместитель председателя ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика» Антон Петросян, заместитель директора ФГАУ НИИ ЦЭПП Мария Доброхотова, первый заместитель генерального директора АНО «ИПЕМ» Александр Григорьев, а также директор департамента маркетинга в области устойчивого развития ОК РУСАЛ Жером Лука.

Открывая семинар, сопредседатель Ассоциации Артем Асатур и председатель Совета директоров Ассоциации Александр Зажигалкин, отметили, что алюминиевая отрасль готовится к введению климатического регулирования, отслеживает возникающие риски и разрабатывает инструменты снижения рисков для отрасли.

Майлс Проссер представил подготовленный МИА аналитический доклад о путях снижения выбросов парниковых газов алюминиевой промышленностью в течение ближайших 30 лет. В докладе предложены научно и практически обоснованные подходы к снижению нагрузки на климат в контексте прогнозируемого роста потребления первичного алюминия: декарбонизация электрогенерации (в том числе, снижение доли угольной генерации), сокращение прямых выбросов и расширение вторичной переработки. Майлс Проссер отметил, что парниковые газы, связанные с электрогенерацией, составляют более 60% выбросов алюминиевой промышленности. Для достижения целей Парижского соглашения по климату отрасль должна свести эти косвенные выбросы к нулю. В этом смысле компании, использующие возобновляемую энергию, уже сегодня вносят вклад в достижение этих показателей.

Кэмерон Джонс отметил, что концепция ASI – это максимизация использования алюминия как фактора, определяющего устойчивое развитие общества, а основная миссия организации – признать важность и совместными усилиями содействовать ответственному производству, подбору поставщиков и хозяйственному отношению к алюминию. В организации разработана программа вовлечения и совершенствования цепочки поставок в алюминиевой отрасли, основанную на стандартах ASI: стандарте деятельности (Performance Standard) и стандарте для цепочки поставок (Chain of Custody Standard). Эти документы устанавливают требования к самим предприятиям алюминиевой отрасли и к их поставщикам, исходя из необходимости реализации принципов устойчивого развития ESG (Environment, Social, Governance).

Эксперт также проинформировал участников семинара об изменениях в стандартах ASI. В частности, будет пересмотрен существующий порог интенсивности выбросов в 8 т CO2/т для алюминиевых заводов (включая выбросы по Областям 1 и 2), теперь он будет также включать выбросы Области 3 и составлять 12 т CO2/т первичного металла. Новым требованием к алюминиевым заводам станет введение планов по сокращению выбросов парниковых газов – с целевыми показателями сокращения. Остальные участники рынка также должны устанавливать и реализовывать требования к сокращению выбросов. При этом организации не обязаны придерживаться одной методики при разработке научно-обоснованных целей и планов сокращения. Сертификация организаций ASI возможна только при реализации таких планов. Публично раскрываемые данные о выбросах парниковых газов должны пройти независимую проверку.

Представитель ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика» Антон Петросян рассказал о состоянии дел в области стандартизации в сфере регулирования выбросов парниковых газов на национальном и международном уровне. На 2022 год в Программу разработки национальных стандартов планируется включить три проекта национальных стандартов – руководство по применению обновленной версии стандарта ИСО 14064-1 и два проекта на основе ИСО 14097 и ГОСТ Р ИСО 19694-1. Эти стандарты будут утверждены в первой половине будущего года.

Также был проведен анализ деятельности технических органов других стран, обеспечивающих разработку стандартов по тематике парниковых газов. Был представлен ряд предложений: создать подкомитет в ТК 020 для работы на надотраслевом уровне; создать подкомитет в ТК 099 для регулирования вопросов, связанных с выбросами парниковых газов в алюминиевой отрасли; установить межотраслевые связи с другими техническими комитетами и обеспечить взаимодействие с ФОИВ и другими заинтересованными сторонами для выработки единой политики, определения перспективных методологий и анализа их применимости в РФ. Предложено совместными усилиями подготовить Программу разработки национальных стандартов в области регулирования выбросов парниковых газов на 2022 – 2025 гг.

Заместитель генерального директора АНО «ИПЕМ» Александр Григорьев поделился информацией о возможностях и инструментах адаптации российской экономики к европейской системе трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Россия находится в числе стран, для которых введение ТУР представляет наибольшие риски. Степень потенциального воздействия на российскую экономику в значительной мере зависит как от отраслевого охвата ТУР, так и от его окончательного механизма в части учета выбросов (только прямые, прямые и косвенные и т.д.), сроков введения и иных факторов. Был отмечен большой риск формирования ТУР в Евросоюзе и вероятность его введения в 2023 году. Основные направления адаптации к ТУР для России это: развитие системы отчетности, создание системы климатических проектов, стимулирование снижения углеродного следа электроэнергии для минимизации косвенных энергетических выбросов, а также проведение переговоров с Евросоюзом с целью недопущения дискриминации.

 

Заместитель директора ЦЭПП Мария Доброхотова отметила, что на национальном уровне предпринимаются шаги для снижения рисков предприятий. Так, формируется национальная база стандартов в области углеродного следа, хотя она и не затрагивает пока отраслевые аспекты. Создается методическая база для оценки углеродного следа: готовится сопоставление (национальный бенчмаркинг) выбросов углеродного следа отечественной и зарубежной продукции, которое позволит осуществить самооценку компаний, проработать меры защиты внутреннего рынка, cформировать переговорные позиции при экспорте, установить обоснованные целевые показатели, а также сформировать стратегию развития промышленности. Для этого создан Аналитический центр Минпромторга России по парниковым газам на базе ФГАУ «НИИ «ЦЭПП», который возьмет на себя методическое сопровождение в промышленности. Институт поддерживает экспортеров, проводя учет и оценку результатов выполненных ими пилотных климатических проектов. Оценка включает в себя: соглашение с пилотными предприятиями, анализ международных методик, количественную оценку пилотных климатических проектов и их результатов, подготовку российских методик. Учет этих результатов позволит создать информационные сервисы, необходимые в работе: калькулятор расчета выбросов парниковых газов и базу данных в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) для учета климатических проектов.

Представитель ОК РУСАЛ Жером Лука напомнил, что алюминиевая промышленность – это более 1% от мировых выбросов углерода, 74% мирового первичного алюминия пока производится с использованием невозобновляемых источников энергии. В то же время РУСАЛ производит и продвигает новые низкоуглеродные продукты и прежде всего – алюминий с низким углеродным следом ALLOW. РУСАЛ является сторонником максимальной прозрачности и возможности по всей цепочке производства и поставки алюминиевой продукции, что дает возможность отследить углеродный след вплоть до конкретного завода и источника энергии. Кроме того, девять предприятий РУСАЛа уже получили сертификаты по стандартам ASI. Это ИрКАЗ, БоАЗ, БрАЗ, КрАЗ, Кубал, САЗ, Боксит Тимана (добыча бокситов) и УАЗ (переработка глинозема). Идет работа по сертификации других объектов.

Подводя итоги, участники семинара отметили, что для подготовки алюминиевой отрасли к углеродному регулированию с учетом интересов российской промышленности необходимо ускорить формирование нормативно-методической базы по углеродному следу в алюминиевой отрасли, обеспечить верификацию оценки углеродного следа и обеспечение международного признания этой оценки. На национальном уровне потребуется создание системы регулирования климатических инвестиционных проектов, ускоренное формирование национальной нормативно-правовой базы в области климатического регулирования в целом. И конечно, нужна активизация переговоров с Евросоюзом и другими государствами, вводящими углеродное регулирование.

__________________________________________________________________

Об Ассоциации (www.aluminas.ru):

Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. Деятельность Ассоциации направлена на создание оптимальных условий для развития алюминиевой промышленности и смежных с ней отраслей. В Ассоциацию входят 128 компаний, в том числе крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России. На долю этих компаний приходится более 67% всего объема производства алюминиевой продукции высоких переделов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить