Поправки в закон «Об образовании», которые Госдума 16 марта приняла в третьем чтении, серьезно обеспокоили НКО: под угрозой могут оказаться просветительские мероприятия и сотрудничество с иностранными организациями. Юристы «Правовой команды» анализируют новые нормы и рассказывают, к чему стоит готовиться.
Итак, новый закон вводит термин «просветительская деятельность» и регулирует ее организацию в России. В частности, теперь если образовательная организация хочет сотрудничать с кем-то из-за рубежа, ей придется сначала предупредить профильные министерства и получить от них заключение, целесообразно ли такое взаимодействие. Также правительство специальным постановлением установит «порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней».
Теперь деятельность, направленная на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» будет регулироваться законом «Об образовании». Это могут быть, например, семинары, форумы, круглые столы и многое другое.
Кого коснутся изменения
Образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» (статья 2) осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели. Что касается НКО, то образовательной организацией может быть только та, у которой это прописано в уставе. Для осуществления образовательной деятельности нужна лицензия. А заниматься обучением в качестве дополнительного вида деятельности может любое юрлицо.
Из текста нового закона следует, что требования к просветительской деятельности распространяются только на организации, у которых есть лицензия на образовательную деятельность. То есть формально получается, что организации, не имеющие такой лицензии, не подпадают под регулирование и могут свободно заниматься просветительской деятельностью (если их аналогичная по существу деятельность не будет рассматриваться как просветительская, с точки зрения ФЗ «Об образовании»).
Проблема в том, что не все, кто по новому закону может заниматься просветительской деятельностью (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица) вообще по закону могут получить лицензию на образовательную деятельность. То есть, налицо противоречие одних положений закона другим. Возможно, какую-то ясность внесет постановление правительства.
Регулирование просветительской деятельности
Закон также запрещает использовать просветительскую деятельность для «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Эти требования шире, чем требования к образовательной деятельности.
Пока закон не устанавливает других требований к организациям, занимающимся просветительской деятельностью: нет специальной регистрации, отчетности и т.п. Однако постановление правительства может установить любые дополнительные требования.
Международное сотрудничество
Закон обязывает образовательные организации до подписания договора с иностранными гражданами и организациями, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, получать заключение Министерства образования и науки, Министерства просвещения или профильных министерств, в зависимости от статуса образовательной организации. Причем требование распространяется даже на договоры, заключенные до вступления закона в силу.
При этом в тексте напрямую не сказано, может ли ведомство запретить международное сотрудничество. Все детали о том, как будет выдаваться заключение и что там должно быть написано, будут в постановлении правительства.
Федеральные государственные образовательные организации должны будут получать заключения органов, в ведении которых они находятся: МГУ и Финансовый университет - в правительстве, медицинские университеты и академии - в Минздраве, университеты МВД - в Министерстве внутренних дел. Региональные и частные организации высшего образования должны будут получать заключения от Министерства образования и науки, а образовательные организации общего образования - в Министерстве просвещения.
Закон вступит в силу в случае его одобрения Советом Федерации и подписания президентом уже 1 июня 2021 года. Образовательные организации должны будут до 1 сентября 2022 года получить заключения на все уже подписанные до вступления закона в силу договоры в области международного сотрудничества. Договоры с иностранными студентами - исключение, как и договоры, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Часть 3 статьи 105 ФЗ «Об образовании» определяет сферы и возможности международного сотрудничества. Перечень хотя и широк, но является закрытым. Это может быть: разработка и реализация образовательных программ и научных программ; направление преподавателей и учеников учиться за рубеж и приглашение иностранцев учиться в России, в том числе по обмену; совместные научные исследования в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности; участие в сетевой форме реализации образовательных программ; проведение международных конгрессов, конференций, семинаров или участие в их работе и обмен учебно-научной литературой.
Справка по законопроекту
«О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»»
16 марта 2021 года в третьем чтении принят законопроект № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» (далее – закон).
Закон вводит новый термин «просветительская деятельность» и регулирование отношений по осуществлению просветительской деятельности. Кроме того, появляются новые обязательства для образовательных организаций – получать заключение у государственных органов (Министерства образования и науки, Министерства просвещения, или профильных министерств) до подписания договора с иностранными гражданами и организациями о целесообразности такого международного сотрудничества. Правительством будет установлен «порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней». Такое постановление Правительства может включать в себя положения, которые затруднят или сделают невозможным осуществление просветительской деятельности для отдельных организаций.
Некоммерческие организации (НКО) высказали опасения, что закон может ограничить их деятельность в части проведения просветительских мероприятий и ведения такой деятельности в целом. Образовательные организации обеспокоены тем, что теперь их сотрудничество с иностранными партнерами будет зависеть от мнения чиновников. Целью настоящего обзора является анализ новых норм, вносимых в действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании»).
Регулирование просветительской деятельности
Под просветительской деятельностью понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». К такой деятельности, например, могут относиться семинары, круглые столы и пр.
Важно понимать, что теперь просветительская деятельность будет регулироваться ФЗ «Об образовании», который определяет отношения в сфере образования. Требования ФЗ «Об образовании» к образовательной деятельности распространяются в целом и на просветительскую деятельность.
Образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» (статья 2) осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели. Что касается НКО, то образовательной организацией может быть только НКО, осуществляющая образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, может быть любое юридическое лицо (и коммерческая, и некоммерческая организация), осуществляющее образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности наряду с основной деятельностью.
Для осуществления образовательной деятельности необходимо получение лицензии.
Если анализировать текст закона, то из него следует, что требования к просветительской деятельности распространяются только на организации, обладающие лицензией на образовательную деятельность. Исходя из этого утверждения, организации, не имеющие такой лицензии, не осуществляющие образовательную деятельность, не подпадают под требования ФЗ «Об образовании» и могут свободно заниматься просветительской деятельностью (если их аналогичная по существу деятельность не будет рассматриваться как просветительская, с точки зрения ФЗ «Об образовании»).
Рассматриваемый закон написан нечетко, и, возможно, постановление Правительства даст новую интерпретацию указанного выше положения. В законе сказано, что «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении установленных законодательством требований». Однако ряд перечисленных субъектов обладателями лицензии на образовательную деятельность по закону являться не могут, что противоречит иным положениям ФЗ «Об образовании».
Из определения следует, что просветительская деятельность:
а) не охватывается рамками образовательных программ, а значит не относится к образовательной деятельности (которая, в соответствии с п.17 ст. 2 ФЗ «Об образовании» представляет собой деятельность по реализации образовательных программ);
б) направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции, хотя и не является образовательной;
в) осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (из определения понятия «образование» также следует, что оно осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).
Закон устанавливает ограничения для ведения просветительской деятельности. Так, «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Эти требования шире, чем требования к образовательной деятельности.
Пока закон не устанавливает каких-либо иных требований к организациям, занимающимся просветительской деятельностью (нет специальной регистрации, отчетности и т.п.). Однако постановление Правительства, уточняющее процесс осуществления просветительской деятельности, может установить дополнительные требования для организаций, занимающихся просветительской деятельностью, которые потенциально могут распространиться на широкий круг лиц.
Новые обязательства для образовательных организаций, планирующих участие в международном сотрудничестве
Закон обязывает образовательные организации до подписания договора с иностранными гражданами и организациями, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, получать заключение Министерства образования и науки, Министерства просвещения или профильных министерств, в зависимости от статуса образовательной организации. Закон не определяет, что должно быть в заключении, и может ли соответствующее министерство запретить международное сотрудничество. По мнению российских экспертов, такое заключение может содержать оценку целесообразности сотрудничества, то есть разрешать его или не разрешать. Порядок подготовки и получения указанного заключения будет определен Правительством Российской Федерации. Требование получения заключения распространяется, в том числе, на договоры, которые были заключены до вступления в силу закона.
В частности, федеральные государственные образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, должны будут получать заключения от тех органов, в ведении которых они находятся. Так, например, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации или Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, учредителями которых является Правительство, будут, вероятно, получать заключения Правительства, медицинские университеты и академии - заключения Министерства здравоохранения, университеты МВД, соответственно, заключения Министерства внутренних дел. Что касается иных, например, региональных или частных организаций высшего образования, то они должны будут получать заключения от Министерства образования и науки, а образовательные организации общего образования любой формы за такими документами должны будут обратиться в Министерство просвещения.
Образовательные организации должны будут до 1 сентября 2022 года получить заключения на все договоры в области международного сотрудничества, которые были ими подписаны до дня вступления в силу новой редакции закона. Исключение: договоры об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Указанное требование не распространяется на договоры, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Часть 3 статьи 105 ФЗ «Об образовании» определяет сферы и возможности международного сотрудничества в области образования. Такое международное сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.
При этом перечень возможных сфер сотрудничества, хотя и широк, но является закрытым.
Закон вступит в силу в случае его одобрения Советом Федерации и подписания Президентом 1 июня 2021 года.
Пресс-офис «Правовой команды»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Информационная справка
«Правовая команда» – команда юристов, специализирующаяся на вопросах некоммерческого законодательства и правовой помощи НКО. Также специалисты помогают коммерческим компаниям, которые хотят поддержать социально значимые инициативы. «Правовая команда» регулярно проводит бесплатные онлайн-консультации, вебинары и информационные встречи для НКО, где разбирают новеллы некоммерческого законодательства и дают практические советы по его применению.