Подводное кладбище кораблей на Волге требует срочной утилизации.

Подводное кладбище кораблей на Волге требует срочной утилизации. - фото 1Ржавеющее железо и оставшееся горючее медленно наносят ущерб экологии реки. Однако, чтобы очистить Волгу от затонувших объектов, нужны не только средства, но и решение юридических проблем. Механизм их подъема и утилизации должен быть разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года, на нее уже выделено 257 млрд рублей.

Тени прошлого
Почти 2000 плавсредств за 10 лет были подняты со дна Волжского бассейна, но еще несколько сотен затонувших судов остаются на дне одной из самых крупных рек России - Волги Больше всего их насчитывается на территории Астраханской и Волгоградской областях – около 300 единиц, в Татарстане - 90 единиц, в Нижегородской области - 53.

-Мы планируем в следующем году начало масштабной инвентаризации, но уже в этом году в некоторых субъектах эта инвентаризация будет проведена, то есть надо будет провести анализ так называемого прошлого экологического ущерба, в том числе оценку того, что затонуло, что находится в трюмах, несет ли это какое-то негативное влияние на Волгу. После этого будут расставлены приоритеты в программе, потому что средства должны быть эффективно использованы", - сообщал ранее журналистам министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской на всероссийском экологическом форуме во Владимирской области.

Подводное кладбище кораблей на Волге требует срочной утилизации. - фото 2
Подъем затонувших судов стоит немалых денег, и каждая операция по-своему уникальна
Результаты исследования показали: судно может быть частично затонувшим, может лежать на грунте, быть полностью замытым или наполовину, а внутри него могут быть сделаны технические вырезы, и, соответственно, туда со временем попали бревна, бетон, камень, песок . Цена подъема- от 500 тысяч рублей. Власти Ульяновской области начнут реабилитацию бассейна Волги с оздоровления ее приток. Проекты по сохранению Волги в Ивановской области потребуют более 1 млрд руб. Встречаются на дне Волги суда, которые можно перевести в разряд музейных экспонатов, и здесь уже другой подход. Старинное судно должно пройти специальную обработку - консервацию. Так, на протяжении нескольких лет решается вопрос с "Саратовским ледоколом", который лежит на дне Волги в черте Саратова с конца 60-х годов прошлого века. Он считается одним из самых старых сохранившихся ледоколов в мире. Тут еще дело в том, что нужен и подъем, и сохранение его целостности, не так чтобы поднять и разорвать на куски металла .
Ценные объекты
По словам подводного археолога Александра Елкина, от Самары до Астрахани на дне Волги можно обнаружить порядка 300 относительно старинных судов и пароходов. Но со временем число таких объектов сокращается - их заносит песком и илом, они зарастают ракушечником, разрушаются. В ходе экспедиций обнаружены суда, оторые предсталяют историческую ценность.

Примерно в районе Молодецкого кургана близ Тольятти на глубине 36 м было зафиксировано что-то похожее на старинный челн- рассказывает Елкин.-Около Волгограда найден неизвестный пароход времен гражданской войны .

Подводное кладбище кораблей на Волге требует срочной утилизации. - фото 3
Дыхание смерти

В районе города Краснослободск Волгоградской области специалисты организации Подводречстрой подняли старинную немецкую баржу.
- Это место отстоя теплоходов, а еще внутри акватории находятся затонувшие суда – рассазал специалист «Подводречстроя» Виктор Тихонов.-Если судоводитель не местный, можно в темное время суток просто не знать этого. В результате контакта выливается масло,топливо.
Подводные охотники, бороздящие волжские глубины, отмечают, что с каждым годом погружения становятся все более опасными. Волга загрязняется все интенсивнее, а очистку дна от промышленного мусора никто не производит. Большая вода вымыла затопленные корабли и баржи ближе к поверхности, и большинство из них уже стали объектом внимания охотников за сокровищами. Раньше дайверы Волгу обследовали со спортивного самолета, а теперь у них на службе квадракоптер. Работа в воздухе и под водой показала: только в акватории Волгоградского водохранилища близ села Ерзовка покоится около двадцати затонувших крупных объектов, большая часть из которых – времен войны. Именно так был обнаружен и бронекатер, который в ноябре достали со дна реки.

-В ходе погружений была найдена затонувшая баржа- рассказывает заведущая экспозиционным отделом музея – понормы « Сталинградская битва» Светлана Аргасцева.- Ученым предстоит выяснить ее причастность к сражениям и установить время гибели. Итогом следующих экспедиций могут стать еще более ценные находки. Не исключено, что среди них окажется и пассажирский пароход «Иосиф Сталин», расстрелянный в ночь с 26 на 27 августа 1942 года с берега прорвавшимися к Волге немецкими частями.

Подводное кладбище кораблей на Волге требует срочной утилизации. - фото 4
Удивительно, что дно Волги обследуют не экологические организации, а любители – дайверы, которых вполне можно привлекать на подводные обследования официально.
– Однажды мы нашли военный корабль близ Светлого Яра. А все находки по закону должны сдавать государству, поэтому ничего не тронули, – рассказывает дайвер со стажем Константин Редькин . – А пока узнавали, как можно легально извлечь на поверхность, находки разворовали. Правда, часть экспонатов удалось передать в музей-панораму «Сталинградская битва», где потом была организована большая выставка. Через год снова нырнули к кораблю, но даже гильз от патронов не обнаружили. Я тогда сильно расстроился, ведь сюда можно было водить экскурсии для дайверов.
Кстати, ныряльщики приносят большую пользу. Например, сотрудники федерального центра «Лидер» не раз приезжали в Волгоград для экстренной ликвидации авиабомб, обнаруженных на дне. Так, в октябре 2008 года специалисты на дне реки в акватории Тракторозаводского района уничтожили немецкую авиабомбу SD весом 1800 килограммов, а до этого там же минерами были уничтожены 100-килограммовая немецкая авиабомба и три минометных снаряда, которые находились на глубине всего семи метров.

Подводное кладбище кораблей на Волге требует срочной утилизации. - фото 5

Из своих находок дайверы мечтают создать музей
Дайверы нередко подвергают свою жизнь опасности, и не только из-за бомб и снарядов. Немалую угрозу ныряльщикам на Волге несут обрывки сетей и снасти браконьеров – так называемые «порядки». Фрагмент каждого «порядка» представляет собой жуткое зрелище – мощная проволочная тетива, от которой отходят веревочные шнуры с заточенными крючками, за которые цепляются осетры и белуги. От Волгограда до Астрахани такие ловушки калечат дайверов, были и случаи гибели. Сколько затопленных барж, техники, военных танков и оружия скрыто под толщей волжской воды, доподлинно не знает никто. Но то, что они представляют угрозу для подводной флоры и фауны, сомневаться не приходиться. И вместо того, чтобы ржаветь на дне, этот металл вполне бы мог пойти в дело. Но подъем на поверхность слишком дорого стоит. Все, что можно, «черные» археологи извлекают по частям, но, как правило, они плохо представляют, что за объект лежит на дне и насколько он опасен.

– Влияние на экологию реки есть, бесспорно, особенно если судно затонуло с остатками топлива, масел. Даже если там все закрыто герметично, то проходит 15–20 лет, металл гниет, содержимое начинает просачиваться, и в результате – нефтяное загрязнение, – сообщил директор межрегионального экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.
По сведениям природоохранной прокуратуры, в числе затопленных есть и паромы, и поливочные платформы, и остатки теплоходов, и «нефтянки», и брандвахты, и «рыбницы». Официально обнаруженные затопленные объекты числятся в списках Нижне-Волжского бассейнового управления. В последней строке таблицы пометка – собственник. Почти везде стоит прочерк. Определить, кто хозяин подводного металлолома, очень сложно. А добровольно никто не признается, ведь именно собственник обязан поднимать затонувшие баржи, что не каждому по карману.
– Когда у судна есть собственник, проблем не возникает. В исковом порядке заставляем поднимать. Но если собственника нет, то суда являются бесхозяйными, – сообщили в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

Подводное кладбище кораблей на Волге требует срочной утилизации. - фото 6
Проблема поиска собственников поднималась неоднократно. Экологи на федеральном уровне настаивают на установке специального порядка утилизации затонувших плавсредств. На сегодняшний день в России этот процесс не урегулирован: не определены ответственные исполнители и источники финансирования таких работ. Впрочем, затопленные объекты, представляющие экологическую опасность, все же извлекаются на поверхность по требованию природоохранной прокуратуры. По закону это обязанность муниципальной власти. Так, по решению суда со дна были подняты теплоход, баржа «Румынка» и дебаркадер, которые находились в затоне у Краснослободска. Объекты отправили на утилизацию.

 

Фото предоставлено дайв клубами Волгограда и Тольятти

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 09.07.2020 19:00
Просмотров: 1606