25 сентября в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды собрались представители ведущих российских вузов: МГУ, СПбГУ, МГИМО, РЭУ им. Плеханова, РАНХиГС, РУДН и других, представители федеральных министерств: Минобрнауки и Минприроды – региональных структур: ГПБУ «Мосприрода», ГУП «Государственный природоохранный центр», - чтобы вместе с депутатами обсудить вопросы экологического образования
Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 19.04.2017г., предусматривает экологическое образование и просвещение среди направлений обеспечения экологической безопасности страны. В современном мире, где экологические угрозы приобрели глобальные масштабы, необходимо всерьез задуматься над безопасностью человека и общества. Пора менять привычный взгляд на мир, в котором человек покоряет природу, а природные богатства воспринимаются как неистощимые.
- Есть показательный пример – уникальный парк «Зарядье», в котором сразу после открытия были уничтожены, вытоптаны или выкопаны, редкие растения. Депутаты могут написать любые, самые идеальные природоохранные законы, но без экологической культуры они работать не будут, - отметила председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. – Надо использовать возможности вузов в экологическом образовании и просвещении и развивать эти возможности».
Председатель экологического комитета отметила, что базовые экологические знания должны получать не только профессиональные экологи, но и студенты всех специальностей. Нужно внедрять мировой опыт «зеленых» университетов, развивать волонтерское движение, то есть закреплять теорию практикой.
Владимир Панов, зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, обратил внимание на непрерывность образования: «Экологическое образование должно затронуть всех: от школьников до выпускников вузов и далее – любого желающего. Я бы хотел, чтобы мой сын уже в школе получал такие знания, как химическая безопасность продуктов питания, примеры - кока-кола, жевательная резинка. К сожалению, общая безграмотность ведет к тому, что мы потребляем большое количество экологически «грязных» и вредных продуктов или применяем небезопасные методы обработки еды. Например, приготовление картофеля при температуре более 120 градусов приводит к образованию в нем высокого уровня акриламида, который может вызвать рак». Косвенным следствием экологического образования и просвещения, по мнению Владимира Панова, будет увеличение продолжительности жизни человека, а также улучшение здоровья населения. А в такой сфере как обращение с отходами, например, результатом станет сокращение несанкционированных свалок и снижение расходов на их ликвидацию. Запрос у общества на экологическую информацию депутат назвал очень высоким. Это касается и профессий будущего. Сейчас, когда в Минобрнауки России разрабатываются профессиональные стандарты, стоит не только описывать текущую ситуацию, но и прогнозировать перспективу.
Представители вузов поделились своим опытом и соображениями, какие решения необходимы, чтобы дать экологическому образованию в стране «зеленый свет». В некоторых университетах, таких как МГУ имени М.В.Ломоносова, это направление развивается уже давно. Другие только открывают у себя специализированные кафедры. Например, экология недавно пришла в ведущий российский дипломатический вуз – МГИМО. Сегодня экологические дисциплины преподаются в 173 вузах страны.
МГУ имеет свой Открытый экологический университет, который возглавляет заслуженный профессор МГУ, эксперт ООН по химической безопасности, доктор химических наук Валерий Самсонович Петросян. На совещании он рассказал коллегам об организации работы Открытого университета, презентовал только что вышедший из печати учебник, работа над которым велась в рамках президентского гранта. По его мнению, экологическое образование населения должно опираться на школьный курс, нужен новый предмет «экология устойчивого развития» с 1 по 11 классы.
В МГУ внедряют концепцию «зеленого» университета. С 2015 года университет запустил проект экологического межвузовского фестиваля «ВузЭкоФест». В нем принимают участие уже около 50 российских вузов в 15 городах России. О проекте рассказал директор по развитию Центра биоэкономики и эко-инноваций МГУ Петр Кирюшин.
Представитель СПбГУ, доцент кафедры экологической безопасности и устойчивого развития Николай Бобылев поделился с коллегами опытом университета и внес ряд предложений для Комитета и присутствовавших представителей органов власти: развивать общественно полезную рекламу, включать экологическое образование во все образовательные программы (этот вопрос частично решается), разрабатывать специализированные экологические программы, учитывая тренд на цифровую экономику.
Недавно экологов начали готовить в МГИМО МИД России. Проректор по правовым и административным вопросам Сергей Шитьков поделился с коллегами своими наблюдениями. Изучив программы различных российских вузов и запросы работодателей из открытых источников, выяснили, что ожидания и компетенции не совпадают. Существует некоторое противоречие: закон «Об охране окружающей среды» говорит о формировании экологической культуры через всеобщее и комплексное экологическое образование, законодательство в образовательной сфере ориентирует вузы на продажу образовательных услуг. При этом спрос на профессиональных экологов на рынке труда пока невелик, зарплаты у них как правило низкие.
Своими идеями и опытом поделились и другие участники круглого стола.
Представитель Минобрнауки России, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Сергей Пилипенко, в свою очередь, рассказал участникам мероприятия, какие шаги предпринимает министерство в этом направлении, как выполняет поручение Президента РФ В.В. Путина, данное по итогам экологического Госсовета в декабре 2016 года. В частности, президент поручил Правительству РФ включить в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) знания в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
По словам Сергея Пилипенко, к настоящему времени министерство обеспечивает связь профессиональных и образовательных стандартов, прописывает профессиональные компетенции, которые должны быть освоены в рамках образовательных программ. Определена универсальная компетенция «безопасность жизнедеятельности», которая будет формироваться на всех этапах школьного обучения, но пока нет понимания, что именно необходимо дать студенту высшего учебного заведения в рамках этой компетенции. Работа продолжается.
Депутаты и представители вузов высказали пожелание ускорить эту работу, разрабатывать стандарты на опережение, заглядывая в будущее, а не фиксируя текущее положение вещей. По общему мнению, в стране не хватает высококвалифицированных экологов, способных представлять Россию в международных экологических организациях, ощущается нехватка специалистов в области экологического аудита и сертификации.
Круглый стол «Развитие экологического образования и молодёжного лидерства в интересах экологически устойчивого развития страны: возможности российских вузов» был организован Комитетом Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды при участии Центра биоэкономики и эко-инноваций Экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Комитет по итогам состоявшегося разговора подготовит решения и рекомендации.
Комитет Государственной Думы
по экологии и охране окружающей среды