Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит соответствия мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы*, реализуемых субъектами Российской Федерации при исполнении ими в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года отдельных полномочий Российской Федерации, основам государственной политики в области развития лесного хозяйства». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Итоги контрольного мероприятия позволяют сделать вывод о том, что органы государственной власти регионов не исполняют в полном объеме переданные им полномочия в области лесных отношений, а Минприроды и Рослесхоз не обеспечивают эффективную реализацию Государственной программы «Развитие лесного хозяйства» (далее - Госпрограмма).
На Коллегии, в частности, отмечалось, что, регионам, как ответственным исполнителям по 12 из 17 программных мероприятий, было рекомендовано принять и обеспечить реализацию региональных программ по развитию лесного хозяйства с включением в них показателей Госпрограммы.
Однако проверка показала, что ни одна региональная программа не содержит в полном объеме установленные Госпрограммой показатели. «Например, из 14 показателей, установленных Госпрограммой, в программах Республики Коми учтено 5, в программах Иркутской и Ленинградской областей - 2, в программах Вологодской и Калининградской областей - только 1 показатель. При этом в программе Республики Тыва соответствующие показатели вообще отсутствуют», - сообщил на Коллегии Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Он также отметил, что в ряде региональных программ отсутствует информация о ресурсном обеспечении программных мероприятий (Кабардино-Балкарская Республика, Ростовская область) и источниках финансирования (Республика Калмыкия, Удмуртская Республика).
По словам аудитора, сложившаяся ситуация стала следствием отсутствия единого методологического подхода к формированию, организации и реализации госпрограмм в области лесного хозяйства на федеральном и региональных уровнях.
Кроме того, используемые Минприроды и Рослесхозом механизмы координации деятельности исполнителей при реализации мероприятий госпрограммы имеют существенные недостатки и неэффективны.
Так, в качестве одного из таких механизмов контроля используются заключаемые с регионами соглашения о взаимодействии в области лесных отношений. При этом необходимость их заключения и форма этих соглашений нормативным актом не утверждены.
«В 2013 году Рослесхозом заключено 70 соглашений с регионами, в 2014 году – 73, а в 2015 году - только 59. При этом рядом регионов Соглашения о взаимодействии вообще не подписываются, а если подписываются, то не выполняются в полном объеме. Так, в 2014 г. Сахалинской областью не было выполнено 4 из 43 мероприятий, Камчатским краем - 5 из 47, Республикой Карелия - 2 из 51», - отметил аудитор, подчеркнув при этом, что, как правило, не выполняются или выполняются не в полном объеме мероприятия по охране, использованию и воспроизводству лесов, а также пожарной безопасности.
По словам аудитора, целевые прогнозные показатели, установленные для оценки исполнения регионами переданных полномочий, по сути, носят формальный характер и не предусматривают ответственность сторон по их обязательствам. В результате, в 2014 г. из 9 целевых прогнозных показателей, имеющих плановые значения, в Республике Коми не было обеспечено достижение 5, в Республике Тыва – 4-х, в Сахалинской области - 1.
Согласно результатам проверки, недоимка по платежам за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации увеличилась в 2014 г. на 11,2% по сравнению с 2013 г. За первое полугодие 2015 г. она увеличилась еще на 5,4% и составила 9,7 млрд. рублей, в том числе 6 млрд. рублей в федеральный бюджет. При этом наибольший объем задолженности образовался в Красноярском крае – около 1 млрд. рублей. В Республике Коми размер недоимки в федеральный бюджет в 2014 г. вырос на 32%, за первое полугодие 2015 г. – еще на 15%.
Ущерб, причиненный лесному хозяйству при нарушении лесного законодательства, увеличился в 2014 г. на 30%, составив 14,7 млрд. рублей. «В Республике Коми он увеличился на – 56%, в Сахалинской области на – 28%, а в Республике Тыва – на 22%. При этом возмещается лишь от 2 до 4% причиненного ущерба», - констатировал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Потери лесного хозяйства от пожаров в 2014 г. увеличились на 19% и составили 23,8 млрд. рублей, в том числе в Республике Тыва ущерб от пожаров вырос в 5,7 раза, в Сахалинской области - в 2,4 раза.
Результаты проверки также свидетельствуют о наличии ряда проблем в области нормативного регулирования переданных регионам полномочий.
В частности, до настоящего времени не принят порядок определения расходов в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов. «Отсутствие такого документа, - подчеркнул аудитор, - приводит к необоснованности формирования объемов субвенций, а также к неэффективному исполнению лесных полномочий, в том числе по тушению лесных пожаров».
Как сообщил аудитор, на 1 января 2015 г. кредиторская задолженность Рослесхоза за работы по тушению лесных пожаров составляла 550 млн. рублей и была погашена в 1 полугодии. Однако на 1 октября 2015 г. образовалась новая задолженность, ее предварительная оценка - 1,4 млрд. рублей и вопрос по ее погашению еще не решен.
Аудитор также обратил внимание на то, что участвующее в тушении лесных пожаров ФГБУ «Авиалесохрана» по договорам с регионами получило в 2014 г. за свои услуги 415 млн. рублей. В то же время федеральный бюджет ежегодно выделяет на содержание федерального резерва в составе этого учреждения более 500 млн. рублей. При этом правовой статус применения федерального резерва сил и средств на базе вышеназванного бюджетного учреждения в Лесном кодексе так и не закреплен.
Результаты реализации госпрограммы также свидетельствуют о неэффективном планировании финансового обеспечения программных мероприятий. Так, в 2013 и 2014 гг. федеральный бюджет профинансировал мероприятия госпрограммы на 100%, а регионы - на 80 и 160%, соответственно. При этом арендаторы выполнили свои обязательства в среднем только на 75%, а финансирование из иных источников было на уровне 53%, что создает риски невыполнения мероприятий госпрограммы, финансируемых за счет этих источников.
В целом в ходе реализации госпрограммы в 2013 г. не было достигнуто 15 из 38 целевых показателей, в 2014 г. – 13 из 37. Из 23 контрольных событий в 2013 г. не исполнены 10, в 2014 г. - 10 из 45. При этом наблюдается рост неиспользованных остатков бюджетных средств - с 1% в 2013 г. до 2,1% в 2014 г. Увеличилась и дебиторская задолженность по расходам - с 1,2% до 2,5% , соответственно.
Проверкой также были установлены нарушения действующего законодательства, в том числе при формировании и исполнении государственных заданий и предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов.
Так, Рослесхоз при отсутствии обосновывающих документов предоставил Республикам Коми и Тыва средства из нераспределенного резерва на сумму 24,4 млн. рублей.
Кроме того, при отсутствии в региональной программе Республики Коми условий о приобретении специализированной лесопожарной техники Рослесхоз предоставил этому региону в 2014 г. 9 млн. рублей.
Этой же республике в рамках реализации Соглашения о займе между Россией и МБРР вместо заявленных 34 единиц была поставлена 191 единица оборудования на сумму 13,4 млн. рублей. При этом оборудование не используется, находится на складах и в собственность субъекта не передано.
В ходе проверки формирования государственных заданий были установлены факты несоответствия объемов мероприятий и их финансового обеспечения, предусмотренных бюджетными проектировками, и установленных государственными заданиями (Республика Коми, Сахалинская область), а также несоответствия объемов, установленных в государственных заданиях и предусмотренных Лесным планом (Республика Коми).
Помимо этого, в Республике Коми и Сахалинской области были профинансированы мероприятия на сумму 1,9 млн. рублей, не включенные в ведомственный перечень госуслуг и в госзадания.
Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации и представления в Минприроды России, правительства Республики Коми, Республики Тыва и Сахалинской области. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.
Справочно:
*Государственная программа «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» - это основной программный документ реализации государственной политики в области лесных отношений.
В 2013 г. и до мая 2014 г. реализация Госпрограммы осуществлялась в редакции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р, в 2014 г. и истекшем периоде 2015 г. – в редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318. Кроме того, в период проведения контрольного мероприятия проходило согласование проекта очередной редакции госпрограммы.