Мяч на стороне Минздрава. И ему надо помочь

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить по согласованию со своей администрацией принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Срок - до 30 сентября 2017 года. Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

Мяч на стороне Минздрава. И ему надо помочь - фото 1
Как пояснил порталу Medvestnik.ru советник Президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко: теперь мяч на стороне Минздрава. По его словам, перед разработчиками законопроекта стояла задача, чтобы он прошел в Госдуме. Причем конфликтность при попытке конкретизировать какие-то положения документа была очень высока, поскольку в медицине множество отраслей с разными иногда не совпадающими интересами. Поэтому закон сформулирован таким образом, что огромный пласт работы ложится на плечи Минздрава. «Там есть масса сторон, куда двигаться. Но главное, что у Минздрава теперь появилось право подзаконными актами решать все вопросы» - прокомментировал он (полностью материал Игоря Калиновского см. здесь).
Если отбросить эзопов язык, то ситуация выглядит примерно так:
Закон принят, но содержит такое число недоработок, общих слов, двусмысленностей и т.д., что местами не совсем понятно, чего от него больше: пользы или вреда.
Ситуацию необходимо немедленно приводить в божеский вид, чтобы потом не править тот ком подзаконных актов, инструкций и проч., который со временем неизбежно нарастет на недоделанное основание.
Делать это поручено Минздраву, ИТ-департамент которого, к сожалению, в значительной степени проспал подготовительный этап или (и) отнесся к нему не слишком серьезно, переоценив свои возможности и подставив в очередной раз Министра В.И.Скворцову. На заключительном этапе иногда складывалось впечатление, что Департаменту итоговый результат вообще мало интересен: «Нам велели внести свои предложения – мы внесли. Они не прошли – ну и не беда».

Специалистам, внимательно изучавшим закон, понятно, насколько большой объем работы предстоит выполнить. И, если обсуждать закон готовы были все, то отвечать за конкретику и практические результаты желающих будет существенно меньше. С этой задачей в столь сжатые сроки и на должном уровне Минздрав в одиночку, вряд ли, справится.
Но профессионалы, каковыми многие из нас себя не без основания считают, не должны вести себя подобно жильцам горящего дома, с интересом ожидающих, как будут пороть домовладельца, не принявшего мер противопожарной безопасности.
Коллеги! Если мы хотим, чтобы принятый закон реально заработал, предлагаем Вам активно помочь любимому Минздраву и себе самим:
1. Рассмотреть прилагаемый список первоочередных нормативных актов и прислать очень оперативно (до 21 августа) Ваши замечания, предложения, дополнения (см. прил. анкету). Все Ваши материалы будут переданы модератору процесса Борису Зингерману.
2. Провести очно-заочное обсуждение полученных результатов и сформировать итоговый список с необходимыми комментариями.
3. Желательно получить консолидированную версию документа, под которой стояли бы подписи Комитета Госдумы по охране здоровья, Нацмедпалаты, НМХЦ им. Н.И.Пирогова, ФРИИ, ИРИ, естественно, АРМИТ, и др. активных участников процесса.
4. Передать итоговую версию документа в Минздрав. Координировать с Минздравом подготовку самих нормативных документов.
Очень многих вопросов, которые возникли в связи с принятием закона, можно было бы избежать, если бы его подготовка и обсуждение велись так, как это принято в цивилизованном мире: с учетом мнением экспертов, поэтапно и т.д. Именно для решения подобных вопросов в конце 2012 года и был создан Экспертный совет Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения. Но об этом в следующей рассылке

Михаил Эльянов
Президент АРМИТ

Это нужно не только Челябинской области

1000 кардиограмм в сутки обрабатывают специалисты единого консультативно-диагностического центра Челябинской области. Центр работает в круглосуточном режиме 365 дней в году.

В Челябинской области на базе ГБУЗ «ОКБ №3» работает единый консультативно-диагностический центр функциональной диагностики. Он создан повышения качества и доступности диагностической медицинской высококвалифицированной помощи кардиологическим больным и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Первый заместитель губернатора Евгений Редин оценил результаты деятельности центра за 5 лет.
На днях Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о телемедицине. Согласно документу, вводится возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента. Помимо этого предполагается осуществление консультаций пациента с медиком с применением телемедицинских технологий, то есть дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультации), на основании данных о пациенте. Закон вступает в силу с 1 января 2018 года. Челябинские специалисты связывают с указом Президента РФ большие надежды по расширению доступности высокотехнологической медпомощи населению, особенно в отдаленных населенных пунктах и территориях, по выявлению заболевания на ранней стадии, что, в свою очередь, облегчит процесс и длительность лечения.
Одними из первых телемедицину в Челябинской области начали применять в 2008 году на базе ГБУЗ «ОКБ №3» в консультативно-диагностическом центре, как городском консультативно-диагностическом отделение функциональной диагностики. В рамках федеральной программы модернизации здравоохранения удалось наладить на постоянной основе функционирование в Челябинской области (с 2012 года) централизованной системы приема–передачи, описания и хранения электрокардиограмм.
« У нас сейчас уже наработана достаточно серьезная практика. Она дает очень четкие положительные результаты. Именно практика внедрения функциональной диагностики в самой начальной стадии болезней системы кровообращения, острых инфарктах миокарда кардинальным образом влияет на скорость принятия решения и в конечном итоге на снижение смертности. Это самый начальный этап, без которого дальше интенсификация по сути невозможна », – отметил первый заместитель губернатор Челябинской области Евгений Редин .
В настоящее время центр работает в круглосуточном режиме 365 дней в году. На его базе развёрнуто 10 рабочих мест, которые принимают ЭКГ по каналам связи с 2515 портативными электрокардиографами со всех медицинских организаций Челябинской области (50% по телефону, 50% по GPRS), в том числе с фельдшерско-акушерских пунктов, с офисов врачей общей практики, с бригад скорой помощи, с приёмными отделениями районных больниц области.
Полученные по каналам связи ЭКГ обрабатываются специалистами центра в режиме on-line в течение 5-10 минут. Максимальная мощность центра с октября 2015 года рассчитана на 1000 исследований консультаций в сутки. Работа осуществляется в режиме консультаций в экстренных ситуациях и в плановой лечебно-диагностической поддержке.
На сегодняшний день в Челябинской области абсолютно все участковые врачи, фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов, бригады подстанций скорой медицинской помощи Челябинской области оснащены портативными электрокардиографами. Таким образом, обеспечен 100%-ый охват электрокардиографической и консультативно-кардиологической помощью населению региона. Все медицинские организации Челябинской области имеют доступ к базе данных электрокардиограмм в круглосуточном режиме.
Внедрение единого консультативно-диагностического центра функциональной диагностики позволило ликвидировать очереди на ЭКГ исследования , в три раза сократить срок поступления больного с острым инфарктом миокарда в стационар, сократить койко-день при его лечении с 17 дней до 10 дней, достичь снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Применение данного подхода позволяет экономить до 330 млн рублей в год на лечении таких пациентов.
Так в Челябинской области с 2013 по 2015 год число транстелефонных ЭКГ увеличилось в 3,2 раза, при этом количество экстренных ЭКГ и количество диагностированных методом транстелефонной ЭКГ увеличилось практически в 38 раз. Количество первично принятых инфарктов увеличилось с 12% до 98%, то есть практически все первичные обращения при остром коронарном синдроме поступают в центр.
Кроме того в областной клинической больнице №3 был реализован совместный инвестиционный проект правительства Челябинской области, территориального фонда обязательного медицинского страхования и СМК «Астра-металл». В рамках проекта, в лабораторию больницы была приобретена система визуализации, позволяющая значительно сократить время подготовки результатов анализа крови пациентов. Ранее при визуальном подсчете врач тратил 5 минут на каждый анализ, сейчас при использовании системы визуализации – 1,5 минуты. В Челябинской области такая система пока единственная. Областная клиническая больница №3 в настоящее время проводит апробацию системы.
Для справки:
Транстелефонная ЭКГ является одним из механизмов: диспансеризации, профилактических осмотров, ранней выявляемости заболеваний сердечно-сосудистой системы, динамического наблюдения пациентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями, с увеличением эффективности амбулаторного лечения. Этим достигается доступность в профилактическом медицинском обследовании жителей отдаленных населенных пунктов с повышаемым объемов помощи, оказываемой на уровне фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики, при одновременном снижении нагрузки на головное учреждение (без потери качества, объемов и доступности помощи в целом).
Так в Челябинской области с 2013 по 2015 год число транстелефонных ЭКГ увеличилось в 3,2 раза, при этом количество экстренных ЭКГ и количество диагностированных методом транстелефонной ЭКГ увеличилось практически в 38 раз. Количество первично принятых инфарктов увеличилось с 12% до 98%, то есть практически все первичные обращения при остром коронарном синдроме поступают в центр.
В центре около 18 % ЭКГ относятся к экстренным ситуациям. Как правило, это ранняя диагностика острого коронарного синдрома (острого инфаркта миокарда). Это позволяет принять решение о проведении тромболитической терапии при отсутствии противопоказаний на догоспитальном этапе, что в свою очередь уменьшают или устраняют ишемию, уменьшают сроки поступления пациента в стационар и сроки госпитализации, а также в целом снижают смертность от болезней системы.
Работа «единого сервера» позволяет создать базу данных пациентов, которые прикреплены к различным медицинским организациям. В архиве хранятся результаты всех ЭКГ больного, которому хотя бы однократно была снята транстелефонная ЭКГ, и врач в режиме реального времени имеет возможность сравнить текущую электрокардиограмму с кардиограммой хранящейся в базе данных, и тем самым проанализировать в динамике, дать заключение об улучшении или ухудшении состояния пациента, рекомендовать стратегию лечения больного.
На сегодняшний день реализована интеграция данных в медицинскую информационную систему «Барс-Здравоохранение», для создания электронной медицинской истории болезни пациента.
Применение телемедицины позволит увеличить производительность труда врачей в три раза, ликвидировать очереди на данное исследование в поликлиниках области (в лечебно-профилактических учреждениях городов – с двух месяцев, а в области с года).

 

П Е Р Е Ч Е Н Ь

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения" (№ 242-ФЗ)

По сути самого закона  – он охватывает 4 направления применения  информационных технологий в сфере охраны здоровья:

  1. Электронный документооборот (в том числе с пациентами).
  2. Электронные рецепты.
  3. Телемедицина.
  4. Единая государственная система в здравоохранении (ЕГИСЗ).

 

Электронный документооборот (в том числе с пациентами).

  1. Разработать  «Порядок организации медицинского документооборота в форме электронного документа».

Это должен быть основной регламент, определяющий правила ведения медицинской документации в электронной форме.  И в первую очередь – уравнивающий в правах электронный и традиционный (бумажный) документооборот.

  1. Разработать «Порядок получения и использования единой усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника».   

Этот документ должен регламентировать все вопросы, связанные с наделением медицинских работников усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), ее отзыв, замена и использование.  Важнейшей задачей документа должно стать определения понятия единой УКЭП, медработника, которую он может использовать для подписания всех доступных ему медицинских документов в электронной форме (в том числе рецептов, листов нетрудоспособности, справок, заключений выписок, документов электронной медицинской карты).

  1. Внести изменения в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства».

Этот документ должен определить порядок дачи информированного согласия в форме электронного документа, в том числе и дистанционно (в соответствии с  дополненной частью 7 статьи 20 закон №323-ФЗ). Это будет играть важную роль и для телемедицинских технологий.

  1. Внести изменения в приказ Минздрава России от 29.06.2016 № 425н  «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»

В этот документ необходимо внести изменения, регламентирующие правила доступа и ознакомления пациента с медицинской документацией в электронной форме. Это необходимо для использования Личных кабинетов пациентов  на всех уровнях (от ЛПУ до федерального уровня).

  1. Разработать  «Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них в том числе в форме электронных документов»

Такой порядок до сих пор не разработан, хотя был указан в законе №323-ФЗ, начиная с 2011 года. Определение порядка предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них в форме электронных документов необходимо в соответствии с  дополненной частью 5 статьи 22 закона №323-ФЗ). Порядок должен определить порядок подачи запроса на предоставление выписок, документов и их копий, направленных в том числе в электронной форме.

  1. Внести изменения в приказ Минздрава России от 02.05.2012 г.№ 441н «Об утверждении порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».

Необходимо определить порядок выдачи справок и медицинских заключений в форме электронного документа (в соответствии с пунктом 3 статьи 78)

Электронные рецепты.

  1. Разработать приказ Минздрава России «Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)».

Этот документ должен регламентировать все вопросы информационных взаимодействий связанные с обращением электронных рецептов на всех этапах от врача до аптеки и пациента. Содержание (даже концептуальное) этого документа не полностью ясно.

  1. Внести изменения в приказ от 20 декабря 2012 г. № 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
  2. Внести изменения в приказ от 1 августа 2012 г. № 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления".
  3. Внести изменения в приказ от 20 декабря 2012 г. № 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядке оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Эти приказы должны уточнить порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью,  на лекарственные препараты, медицинские изделия, а также порядок оформления этих бланков, их учета и хранения, в том числе в электронном виде.

 

Телемедицина.

  1. Разработать «Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

Этот документ должен регламентировать все вопросы, связанные с применением телемедицинских технологий на основании требований статью 36.2, внесенной в закон №363-ФЗ, в том числе сценарии и регламент использования, а также правила идентификации, аутентификации и документирования.

Единая государственная система в здравоохранении (ЕГИСЗ).

  1. Разработать Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

В постановлении необходимо определить:

  1. Разработать (Роскомнадзор)  «Порядок обезличивания сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования»

Документ, в котором нужно определить порядок обезличивания персональных и медицинских данных пациентов для передачи в ЕГИСЗ (в соответствии с  пунктами 4 и 5 части 3 статьи 91.1).

 

Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

 

Ф.И.О.  
Должность  
Полное название организации с указанием подчиненности (если есть) и формы собственности (ГУЗ, ООО и т.д.)  
Сайт в Интернете  
Адрес организации (с почтовым индексом)  
Ученая степень, звание  
Контактный телефон  
Контактный e-mail  
Можно ли ссылаться на Ваше мнение, изложенное в анкете?
  • да
  • нет, предпочитаю, чтобы оно осталось конфиденциальным
 

 

 

1.Ваши замечания, предложения, дополнения по предлагаемому перечню (вкл. Аннотации)?

Можно вписать здесь или сделать пометки (в режиме редактирования) непосредственно в прил. файле с перечнем

 __________

 

2. В разработке каких документов, Вы готовы были бы принять участие (указать номер документа (ов) или название, если такого документа нет в прилагаемом списке

__________

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 21.08.2017 11:04
Просмотров: 485