Колонка от лица директора московского музея дизайна_ Новая коллаборация: искусство и экология

Колонка от лица директора московского музея дизайна_ Новая коллаборация: искусство и экология - фото 1«Люди креативных профессий должны быть просветителями», — Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, о том, как продукты переработки стали арт-материалом для передовых художников и дизайнеров.

Искусство не может игнорировать тренды. Сегодня тренд — экология

Искусство всегда предчувствует перемены. Все актуальное и острое обязательно через него проявляется: художники авангарда почувствовали революцию за несколько лет до ее начала. «Матрица» предвосхитила метавселенную. Роботы, искусственный интеллект, интернет — их прообразы были описаны задолго до того, как они были придуманы.

Искусство не только не прогнозирует тренды, но и создает их. Сегодня важная повестка для многих сфер и профессий, от дизайнеров до архитекторов — это экология. Художники, дизайнеры, люди искусства все больше вовлекаются в вопросы сохранения планеты, ответственности человечества за окружающую среду. Появляется большое количество интересных проектов, которые побуждают людей задуматься и вовлекают зрителей в повестку.

Большое внимание художники и дизайнеры уделяют вопросу осознанного потребления и осознанного обращения с отходами. Так, в Лондонском музее дизайна прошла выставка Waste Age: What can design do?, в Германии люди идут смотреть выставку Plastic: Remaking Our World в музей дизайна Vitra.

Колонка от лица директора московского музея дизайна_ Новая коллаборация: искусство и экология - фото 2

Российские дизайнеры и художники не остаются в стороне

Креативное сообщество России не остается в стороне. Российская молодая промышленный дизайнер и инженер Буляш Тодаева основала студию устойчивого дизайна birzha.studio. Она начиналась с домашней сортировки отходов и арт-объектов из вторсырья, а сегодня Буляш делает такие проекты рентабельными и интересными для бизнес-партнеров.

Московский эко-дизайнер Галина Ларина придумала и самостоятельно сделала машину, которая перерабатывает пластиковые отходы в новое сырье для производства. Галина основала бренд модной одежды и аксессуаров Plasticdoom и делает из переработанных отходов платья, плащи, зонты, рюкзаки и многое другое.

Художница Екатерина Лукьянова, специализирующаяся на дизайне ювелирных изделий, выпустила коллекцию украшений из переработанных пластиковых бутылок — эффектные прозрачные колье, браслеты, броши.

На Винзаводе в Москве прошла персональная выставка RECYCLE GROUP, где художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, лауреаты Премии Кандинского и участники выставки в павильоне России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства, исследуют и описывают культурные отпечатки нового времени — эпохи виртуального человека.

Креативная индустрия должна помогать решать проблемы

Дизайнеры всегда думали о том, как рационально использовать природные ресурсы, потому что сама профессия дизайнера — про решение проблем. Мне кажется важным, чтобы креативная индустрия объединялась с другими, заинтересованными в решении проблемы.

Например, несколько лет назад мы в Московском музее дизайна решили показать, как много полезных и красивых вещей можно сделать из переработанного пластика. Совместными усилиями музея, ведущих дизайн-студий со всего мира и компании СИБУР появилась выставка «Фантастик Пластик». Для СИБУРа это было интересно, поскольку развитие и поддержка проектов, направленных на вовлечение полимерных отходов в переработку, является одним из фокусов стратегии в области устойчивого развития компании.

Колонка от лица директора московского музея дизайна_ Новая коллаборация: искусство и экология - фото 3Колонка от лица директора московского музея дизайна_ Новая коллаборация: искусство и экология - фото 4Колонка от лица директора московского музея дизайна_ Новая коллаборация: искусство и экология - фото 5Колонка от лица директора московского музея дизайна_ Новая коллаборация: искусство и экология - фото 6

Более 300 экспонатов представлены отечественными и зарубежными дизайнерами. Все объекты сделаны из переработанного и вторично использованного сырья. Светильники из пластиковых отходов от итальянской студии Ecopixel. Стулья, созданные путем запекания в фольге спрессованных опилок и пластиковых пакетов — технология, используемая израильскими дизайнерами Ади Шпигель и Керен Томер. И, конечно, мы выставляем русских дизайнеров.

Кроме тех, кого я упомянула выше — их работы есть на выставке — мы экспонируем, например, дизайнера Александру Полярус, основавшую одноименный бренд Polarus. Более пяти лет она шьет сумки и рюкзаки из баннеров, ремней безопасности, велосипедных камер. На выставке также представлены работы молодого художника и дизайнера Джейкоба Якубова, создающего платья, комбинезоны и рубашки из вторсырья.

За три года существования проекта выставку увидели жители Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы, Тобольска и Граца (Австрия). В 2022 году мы повезем ее в Сибирь — в Омск и Томск.

И мы готовы показать ее в регионах и городах России, для которых актуальна экологическая повестка.

Проблема не в самом пластике, а в отсутствии переработки

Мы показываем тем, кто приходит на «Фантастик Пластик»: смотрите, проблема не в пластике как таковом, потому что он пригоден для многократного использования, а в культуре обращения с отходами и необходимой инфраструктуре. Которая уже развивается, но находится пока, скорее, в начале пути. Люди до сих пор, к сожалению, считают пластик большой проблемой для экологии, и считают, что нужно максимально отказываться от его использования. Это не так. Пластик — современный и востребованный в разных сферах материал. С учетом жизненного цикла материала, альтернативы ему не всегда экологичнее. Поэтому замена пластика на материалы, которые считаются более “зелеными”, в конечном итоге не сократит общий объем отходов и не повлияет на экологию позитивно. Общество должно прийти к тому, чтобы максимально количество используемых нами вещей были перерабатываемыми. В этой ситуации я вижу роль дизайнеров отчетливо: люди креативных профессий должны быть просветителями. Их задача сегодня — опираться не только на историю и настоящее, но и смотреть в будущее.

Но индустрии искусства придется и самой стать экологичнее и обеспокоиться тем, как сократить использование природных ресурсов и снизить количество неперерабатываемых материалов.

В 2017 году нидерландская дизайн-студия Overtreders W совместно с архитекторами Bureau SLA показали, как можно построить павильон/ выставку, не утилизируя после ее окончания ни единого гвоздя. На Эйндховенской неделе дизайна они построили «Народный павильон» (People’s Pavilion) площадью 250 кв. м. Черепицу изготовили из переработанного пластика, остальные материалы взяли в аренду на девять дней, ничего не пилили, не прикручивали и вернули после окончания мероприятия производителям в неповрежденном виде. «Народный павильон» открыл совершенно новые перспективы в «зеленой архитектуре».

Личная ответственность дизайнеров — важная составляющая просветительской работы

Искусство — это хороший способ донести важную идею, потому что оно воздействует на нас через эмоции. Уверена, что нас ждет еще больше проектов в искусстве, посвященных экологии. При этом у дизайнеров есть и личная ответственность. При создании своих продуктов они обязаны продумывать, откуда будут доставлены материалы, сколько энергии будет потрачено на производство, насколько будет экологичен производственный материал, и как, после того как изделие отживет свой срок, оно будет утилизировано или переработано.

Нужно учитывать все аспекты и думать о минимальных энерго- и трудозатратах, а также о будущей жизни используемых материалов. Всем нам нужно осознать, что мы должны оставить мир после себя лучше и чище, чем сейчас. Это касается каждого человека. Мы должны взять за правило: ни одного фантика, брошенного мимо урны, никакой утилизации еды или лишней одежды в шкафах. Разумное потребление должно стать нормой, а раздельный сбор отходов и его последующая переработка — нашей новой привычкой

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 26.05.2022 17:22
Просмотров: 307