Как писать тексты для аутистов, использовать нейросети, проводить арт-резиденции и привлекать волонтеров: эксперты "Культуры 2:0" поделились опытом

Как писать тексты для аутистов, использовать нейросети, проводить арт-резиденции и привлекать волонтеров: эксперты "Культуры 2:0" поделились опытом - фото 1Открытый лекторий «Культура 2.0» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации провел выездную сессию в Ярославле. Спикеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Архангельска обсудили арт-резиденции как формат развития культурной сферы и городского пространства, перспективные варианты применения искусственного интеллекта в культуре, роль волонтеров в деятельности музеев и «Ясный язык» как способ адаптации текстов для людей с аутизмом

Участники дискуссии «Новый импульс: арт-резиденции» — Наталья Сенаторова, эксперт проекта City Says, контент-продюсер фестиваля «Young Old: новые старшие», Наталья Щукина, директор Центра современного искусства ARKA, Лариса Гринберг, руководитель арт-резиденции «Выкса» и культурного центра «Волна», и Михаил Зеленский, заведующий сектором культурных программ библиотеки и арт-резиденции «ШКАФ», — представили кейсы, в том числе реализованные в отсутствии возможностей организовать классические арт-резиденции. Парадоксальным образом петербургскому «ШКАФу» и архангельскому центру ARKA переосмысленный формат арт-резиденций позволил привлечь внимание возрастной аудитории и к самим институциям, и к современному искусству в целом. Кроме того, через арт-резиденции институции осваивают городское пространство, развивают паблик-арт и локальный патриотизм. Инициатором таких проектов может быть город, коммерческие и некоммерческие организации, как в случае нижегородской «Выксы», или же сами культурные институции. Варьируются и источники финансирования — от работы без бюджета до привлечения средств из городской казны, получения грантов и привлечения частных спонсоров. Подход к выбору темы арт-резиденции также отличается у каждой из институций: есть примеры, когда художники сами определяют предмет исследования, в других случаях темы меняются в рамках заданных направлений работы, а где-то новая арт-резиденция — это новая проблематика. «Любая резиденция — это погружение в контекст, глубинные исследования. С чего начать? Главное — сохранить свою индивидуальность и выйти с инициативой, чтобы предложить свой интересный проект», — обобщил опыт междисциплинарных арт-резиденций Михаил Зеленский.

В ходе дискуссии «Зачем культуре искусственный интеллект?» Вячеслав Береснев, исполнительный директор Центра AI & IT решений Z-Union, и Илья Вершинкин, заместитель председателя правления, соучредитель АНО «Институт развития цифровой экономики», поделились кейсами, показывающими, как нейросети помогают популяризировать искусство, обезопасить артефакты, создавать новые арт-объекты и повышать качество транслируемого на широкую публику контента. В таких креативных индустриях, как кинематограф, искусственный интеллект (ИИ) используется с 1990-х. В другие сферы культуры он приходит только сегодня. ИИ, который пока что представляет собой набор правил и алгоритмов, а не интеллект в полном смысле этого слова, способен выполнять 5 функций, каждую из которых наглядно представили эксперты Открытого лектория. Генерация контента, художественная обработка, автоматизация рутинных задач, фейки, рекомендательные системы, цифровое искусство — уже существующие варианты применения технологий и нейронных сетей. Каким еще может быть симбиоз ИИ и культуры, зависит во многом от самих культурных институций. И выполнение рутинных задач — лишь малая часть. Одним из примеров, который привел Илья Вершинкин, стала метавселенная, созданная для клубной индустрии: «Диджей за 40 минут заработал 20 миллионов долларов — люди просто пришли на виртуальный концерт. Что мешает внедрить эту технологию, чтобы получать дополнительный доход и популяризировать театры, оперу, музеи? Нарисовать картину, как Дали, Айвазовский и Малевич, нейросеть не может, но она способна помогать. И наша цель — чтобы она помогала в популяризации культуры».

Еще одним пунктом программы стала дискуссия «Зачем музею волонтер?». Ирина Левашова, куратор школы волонтеров ЦВЗ «Манеж», Варвара Усаневич, руководитель социально-волонтерского центра Музея истории ГУЛАГа, Светлана Прасолова, заведующая отделом гостеприимства и волонтерства Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Юлия Кальсина, начальник отдела по связям с общественностью Волго-Вятского филиала Пушкинского музея («Арсенал»), Ольга Кузина, заведующий сектором развития проектов для новых аудиторий ГМЗ «Царицыно», и Алексей Дебабов, ведущий специалист Отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина, рассказали о том, как их музеи привлекают волонтеров, финансируют и организуют их работу, какие задачи поручают добровольцам и что получают от этого сотрудничества помимо бесплатной помощи. Прежде всего, музеи приглашают волонтеров под конкретные проекты и выставки, доверяя функции навигаторов, работу в гардеробе и прочие базовые функции, а также проведение экскурсий и в редких случаях застройку экспозиции. Для музеев волонтеры — и дополнительные руки, и амбассадоры, популяризирующие площадку, и свежий взгляд, который предлагает новые творческие идеи и помогает оптимизировать внутренние процессы. При этом у многих музеев на волонтеров не предусмотрено отдельной строки в бюджете. Несмотря на проблему с финансированием, институции стараются выстраивать системную работу с добровольцами, диверсифицируя направления сотрудничества. Они создают на базе музея волонтерское комьюнити, помогают волонтерам преодолевать психологическое выгорание, запускают центры медиации, иногда допускают добровольцев к работе с архивами и экспонатами, развивают инклюзивное волонтерство. В Музее истории ГУЛАГа значительную долю в работе волонтеров занимает шефство над жертвами политических репрессий. Социально-волонтерский центр музея на постоянной основе организует досуг, оказывает бытовую помощь и эмоциональную поддержку бывшим политзаключенным, многие из которых — одинокие люди пожилого возраста. Такой подход дает социальный эффект и укрепляет связи между поколениями, помогая сохранять историческую память. «Волонтеры — это святые люди, которые не просто украшают нашу жизнь, а несут добро», — резюмировала свое отношение Варвара Усаневич.

Дискуссионную программу выездной сессии дополнил мастер-класс «Особенности создания и адаптации текстов для людей с аутизмом» Анастасии Обуховой, педагога-психолога ​​Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы. Эксперт подчеркнула, что люди с расстройствами аутического спектра — крайне разнородная группа. Их отличают разные по характеру и силе проблемы коммуникации с внешним миром. Мозг аутистов испытывает сложности в обработке того или иного рода сенсорной информации. Для них характерно последовательное, ориентированное на детали и даже фрагментарное восприятие информации, не позволяющее охватить картину в целом. Отсюда и необходимость адаптировать тексты для такой аудитории. Делать это, сохраняя содержание текста, помогает методика «Ясный язык» (ЯЯ). Спикер представила правила ЯЯ и продемонстрировала, как его можно применить на практике. Например, «Ясный язык» рекомендует отказаться от использования сложных предложений, синонимов, пассивного залога, переносов, аббревиатур и римских чисел. Помимо советов по составлению текстов ЯЯ содержит рекомендации по визуальному оформлению информации, включая выбор шрифтов, цветов и иллюстраций. Эксперт Открытого лектория подчеркнула, что этот инструмент можно использовать при подготовке материалов для самого широкого круга, включая людей с ментальной инвалидностью, тех, кто не является носителем языка, пожилых и детей.

Записи онлайн-трансляций доступны на сайте и в официальной социальной сети ВКонтакте. Все мероприятия Открытого лектория «Культура 2.0» бесплатны и проходят с переводом на русский жестовый язык.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить