Как незрячие «видят» сайты, зачем отдавать промзоны культурному кластеру, как музею работать с друзьями — этому и не только были посвящены дискуссии открытого лектория «КУЛЬТУРА 2.0»

Как незрячие «видят» сайты, зачем отдавать промзоны культурному кластеру, как музею работать с друзьями — этому и не только были посвящены дискуссии открытого лектория «КУЛЬТУРА 2.0»  - фото 1Открытый лекторий «Культура 2.0» провел цикл паблик-токов для профессионалов культуры. За два дня эксперты из девяти регионов России обсудили форматы культурного переосмысления индустриальных пространств, программы лояльности музеев и цифровую доступность культурных институций, уникальную роль вузовских музеев, исследование аудитории музеев и посетительского опыта, а также светодизайн в выставочных пространствах. Организатор проекта в 2023 году — Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры»

«Культура 2.0» — постоянно действующий дискуссионный проект, посвящённый технологиям в культуре в самом широком смысле этого слова, — создается для сотрудников культурных институций при их непосредственном участии. Сессию, посвященную музеям, Открытый лекторий «Культура 2.0» провел в петербургской библиотеке и арт-резиденции «ШКАФ». Программа включала шесть тематических дискуссий и мастер-классов для профессионалов культуры. Записи всех мероприятий с переводом на русский жестовый язык доступны на созданной Российским фондом культуры видеоплатформе об искусстве Leo Classics.

Лояльность как взаимовыгодный инструмент

Как и на каком этапе музеям стоит использовать такой маркетинговый инструмент, как «клуб друзей», обсудили в рамках дискуссии «Программы лояльности» Анна Лука, менеджер программы лояльности музея-заповедника «Царицыно», Дмитрий Барсенков, генеральный директор творческого индустриального кластера «Октава», Ольга Воропаева, куратор клуба «Друзья Арсенала» Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал), и Алёна Ясинская, руководитель Открытого лектория «Культура 2.0». «Клубы друзей» помогают музеям создавать устойчивые долгосрочные отношения с публикой, основанные на взаимной выгоде, комфорте посетителей и их вовлеченности в деятельность учреждения. Этот инструмент не требует активного рекламного продвижения вне стен музея, но позволяет не только укрепить связь с аудиторией и повысить доходную часть, но и тестировать новые проекты и идеи на наиболее лояльной аудитории.

Опции, включенные в программу лояльности, могут быть разнообразными: приглашения на вернисажи, бесплатные посещения выставок и постоянной экспозиции, проход в музей без очереди, скидки в кафе и сувенирной лавке музея, посещение закрытых для широкой публики локаций-партнеров музея или проходящих в других музеях резонансных выставок, билеты на которые не достать. Перечень опций и стоимость вступления в «клуб друзей», уровни программы лояльности должны формироваться и корректироваться на основе анализа обратной связи от посетителей музея, объективных количественных показателей, а также опыте других российских и зарубежных институций. Выбор между форматом эксклюзивного клуба и демократичной программой для максимально широкой аудитории зависит от характера самого музея и его аудитории. Интегральная характеристика успешности «клуба друзей» — доля пролонгаций участия в программе лояльности.

Запуск «клуба друзей» — закономерный этап в развитии музея. Он целесообразен, когда у музея уже накоплена аудитория, с одной стороны, с другой стороны, есть сотрудники, которые будут курировать и развивать это направление. Не подойдет этот маркетинговый тем институциям, у которых не решены вопросы обеспечения базового комфорта гостей или чья аудитория преимущественно состоит из туристов и разовых посетителей. Альтернативой собственному «клубу друзей» может стать присоединение к программе лояльности другой культурной институции. Отдельное направление — «клуб друзей» для корпоративных партнеров музея.

Дмитрий Барсенков: «Программа лояльности требует ресурса. Прежде всего, человеческого. Если людей нет, сколько денег ни вложи, нормально организовать процесс невозможно, и результат будет слабый. Есть краевые музеи, в которых работает один человек, на морально-волевых качествах которого держится все: экспозиция, временные выставки, этикетки… Программа лояльности — маркетинговый инструмент высокого уровня. Пока по пирамиде Маслоу не поднялся от естественных жизненных потребностей (налаженный выставочный процесс, грамотные экскурсоводы и т. д.) к тому, что надо организовать тех людей, которые приходят регулярно, не надо вписываться в программу лояльности».

Культурологическое осмысление как альтернатива лофтам

Новая жизнь промышленных зон и объектов — тема, актуальная для каждого города. Участниками паблик-тока «Индустриальное прошлое и культура настоящего» стали Юлия Кривцова, директор и куратор культурного пространства «Текстиль», Маргарита Кузовкова, заместитель директора по индустриальному наследию, автор концепции и руководитель эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод» Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Александр Савичев, куратор культурно-выставочного проекта «Сысертский завод-музей», Александр Мерескин, автор идей и креативный директор выставочных проектов Музея Транспорта Москвы. Каждый из четырех проектов переосмысляет и по-своему раскрывает харизму и культурно-историческую ценность индустриальных объектов. Где-то это происходит благодаря энтузиастам-общественникам, где-то в рамках деятельности государственных музеев. Вместе с тем все они основываются на триаде «сохранение, адаптация и использование».

Музеификация промзон и создание общественных пространств, которые раскрывают историю и дух пустующих или частично функционирующих индустриальных объектов, переосмысливают пути развития конкретной территории и значение промышленности в целом, — альтернатива лофтам и бизнес-центрам, способная одновременно решить задачу сплочения местного сообщества, создания новых смыслов и поводов для жителей гордится прошлым и настоящим своей малой родины.

Маргарита Кузовкова: «Во главу мы ставим концепцию трех R — то, что зачастую использую по-отдельности: реновация, ревитализация, ревалоризация плюс время».

Процесс придания нового импульса индустриальным объектам происходит через взаимодействие с локальным сообществом и часто требуется преодолевать негатив, который в общественном сознании был вызван потерей работы и упадком территории на фоне закрытия производства. Опыт представленных на паблик-токе проектов наглядно показывает, что ценность заброшенных цехов не только в дореволюционной архитектуре, но и в достижениях инженерной мысли, в наследии советского этапа, в воспоминаниях живых свидетелей работы заводов, в постепенной трансформации отношения городского сообщества к конкретной локации, в укреплении духовных ценностей. 

Цифровая доступность как обязательное условие

Мастер-класс «Цифровая доступность сайтов культурных институций» провёл Артём Плаксин, незрячий тестировщик цифровой доступности в ООО «ВК». В работе музея цифровая среда играет не менее важную роль, чем физическое пространство. Культурная институция должна быть инклюзивна и в реальной жизни, и в диджитал-сфере. Понимание доступности начинается с понимания того, кому она нужна. А это пользователи.

Ограничения, которые испытывают пользователи, могут носить постоянный, временный и ситуативный характер. Они могут быть связаны с нарушениями моторных функций, зрения, слуха, ментальными особенностями. Соответственно и доступность бывает визуальной и невизуальной. Работа в направлении первой проще и позволит охватить более широкое число пользователей. Однако следует понимать, что, не обеспечив невизуальную доступность, организация полностью отсекает пользователей с соответствующими ограничениями. По данным исследований, 45% пользователей мобильных устройств включают хотя бы одну настройку «доступности» постоянно, а более 50% нуждаются в учете цифровой доступности в моменте.

Эксперт Открытого лектория на примере сайтов двух музеев наглядно продемонстрировал, как используют сайты незрячие пользователи и пользователи с иными ограничениями и как в пару кликов проверить сайт на визуальную и невизуальную доступность.

Чтобы прийти к универсальной инклюзивной модели, учитывающей специфику всех групп пользователей, необходимо сперва адаптировать сайт или приложение для каждой группы в отдельности.

Музеи вузов как научные коммуникаторы

Место университетских музеев в современном культурном ландшафте в ходе дискуссии «Университетские музеи — новая точка притяжения» обсудили Ирина Баканова,директор Музейного центра РГГУ, профессор кафедры музеологии Факультета истории искусства РГГУ, Светлана Фролова, руководитель дирекции музеев Казанского (Приволжского) федерального университета, Валерия Корнева, заведующая музеем Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, Елизавета Кузьмина, начальник отдела культурного наследия и работы с сообществом Томского политехнического университета, Кира Ильина, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева НИУ «Высшая школа экономики», доцент Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, и Алёна Ясинская, руководитель Открытого лектория «Культура 2.0».

В России — более 300 музеев в вузах. Многие из них обладают уникальными фондами, которые в целом недоступны для широкой публики. А отсутствие у таких организаций правового статуса порождает проблемы с финансированием. Отличительная черта и преимущество музеев при вузах — живая связь с научным знанием. Они могут выступать «переводчиком» академических дискуссий, популяризируя научное знание, создавая провокационные проекты на острие науки и прорабатывая сложные вопросы, которые волнуют общество.

Сегодня такие музеи работают на продвижение различных направлений научной деятельности, способствуют профориентации молодежи, становится неотъемлемой частью корпоративной культуры вуза. Их посетители — преимущественно абитуриенты, студенты, школьники и новые сотрудники вуза. Ключевой канал привлечения сторонних посетителей в университетский музей — учителя школ. Эффективным инструментом привлечения дополнительной аудитории выступают также различные мероприятия — от общедоступных лекций до таких масштабных акций, как «Ночь музеев».

Исследование аудитории как инвестиция

Тему грамотного взаимодействия с аудиторией продолжил паблик-ток «Как и зачем исследовать своего посетителя?». В условиях, когда музеи соперничают за время посетителя не только с учреждениями культуры, но с магазинами, спортивными клубами и иными коммерческими структурами, детально изучающими потенциальных клиентов, маркетинговые инструменты приобретают особую важность в деятельности музея. С этим согласились все участники встречи:Ольга Черкаева, доцент кафедры музеологии Факультета истории искусства РГГУ, Сергей Калинчук, генеральный директор брендингового агентства DDC Group, Мария Самсонова, руководитель управления по работе с посетителями Музея Транспорта Москвы, Олег Муковозов, управляющий партнер консалтингово-аналитического агентства Prognosis, член Исполнительного совета РАСО.

В идеальной ситуации исследование аудитории должно стать рутинной частью работы музея, а проводить его нужно совместно с профильными сторонними специалистами. Однако подавляющее большинство из 3000 российских государственных музеев не может себе позволить изучение аудитории и посетительского опыта ни в финансовом, ни в организационном плане. 

В этом случае поможет достаточно широкий спектр бесплатных или частично бесплатных инструментов. Необходимо изучать общие тренды, аудиторию и посетительский опыт, чтобы своевременно выявлять проблемные точки во взаимодействии с гостями музея и степень удовлетворенности посетителей. Без этого музеи редко достигают успехов на рынке. А объяснение низкой посещаемости недостаточно высоким культурным уровнем посетителей и другими внешними обстоятельствами не корректно.

Мария Самсонова: «Мы исследуем, чтобы сделать лучше. Получить данные, количественные или качественные, — это маленькая задача. Хотя многие не делают и этого. Большая задача — структурировать данные, ввести их в работу команды, мотивировать ее, сформировать KPI подразделениям и руководителям, отслеживать их выполнение, использовать исследования для принятия грамотных управленческих решений при формировании выставочной деятельности, налаживании сервисов, распределении бюджета на маркетинг, прежде всего. Сперва — понимание миссии, потом — формирование стратегических целей, которые подразделяются на качественные и количественные показатели, формулировка гипотез и исследования, помогающие их подтвердить или опровергнуть. Потом — создание мастер-плана, объединяющего направления развития, целевые показатели эффективности, отслеживание и анализ хода реализации плана. Связующий элемент — вовлеченность всей команды в процесс, понимание каждым членом команды своей роли и синхронизация работы. В противном случае сотрудники не понимают, как их зарплата складывается из удовлетворенности посетителя. Хотя есть прямые формулы. У меня был опыт, когда мы собирали всех коллег, и я приглашала специалиста, который выводил такую формулу от лояльности и удовлетворенности клиента до доходов сотрудников».

Светодизайн как сторителлинг

Мастер-класс «Свет в музейном пространстве» Алёны Осиной, основателя бюро светодизайна being.light, представил освещение как высокотехнологичный маркетинговый инструмент, который не просто решает утилитарную задачу подсветки экспонатов. Световое оформление выставки или музея — это помощь куратору в сторителлинге, поэтому при выборе технических решений отталкиваться следует от того, что должен почувствовать зритель в конкретный момент.

Светодизайн — огромная и высокотехнологичная индустрия, предлагающая практически безграничные возможности. Уследить за всем сложно. Это одна из причин, почему важно привлекать светодизайнеров, а не решать задачи своими силами. При проектировании света важно учитывать сложность и стоимость последующей эксплуатации созданного освещения. Эксперт Открытого лектория на конкретных кейсах рассмотрела и другие типичные ошибки светодизайнеров и дала лайфхаки по световому оформлению, которые будут полезны состоявшимся профессионалам, начинающим светодизайнерам, кураторам выставок и самому широкому кругу людей.

Все мероприятия Открытого лектория «Культура 2.0» бесплатны, проходят с переводом на русский жестовый язык и транслируются онлайн.Подробная программа мероприятий Открытого лектория в 2023 году опубликована на сайте.

Фотографии с прошедших мероприятий доступны по ссылке.

ООГО «Российский фонд культуры» — общероссийская общественно-государственная организация в сфере культуры и искусства. При поддержке Фонда были созданы десятки новых региональных музеев, проведены сотни всесоюзных и международных выставок, фестивалей, концертов и конкурсов; изданы уникальные книжные памятники; учреждены периодические издания во многих регионах страны.

Обширная сеть региональных отделений позволяет проводить культурную и просветительскую деятельность Фонда на всей территории Российской Федерации. Ежегодно Фонд выделяет гранты в различных направлениях искусства, поддерживая театральную, издательскую, музыкальную и просветительскую деятельность.

Российский фонд культуры является оператором культурно-просветительских программ для школьников, национального проекта «Культура», федерального проекта «Творческие люди». Фонд является важным общественным институтом, оказывающий влияние на формирование государственной культурной политики.

Официальный сайт: rcfoundation.ru

Открытый лекторий «Культура 2.0»— постоянно действующий дискуссионный проект, который рассматривает культурный сектор через призму новой реальности. В 2023 году организатором Открытого лектория «Культура 2.0» выступает ООГО «Российский фонд культуры». В центре внимания «Культуры 2.0» — технологии в современной российской культуре в самом широком понимании: от цифровых и виртуальных технологий до социальных практик, технологий организации общественных пространств, развития локальных сообществ, а также продвижения инклюзивных и образовательных культурных проектов. Мероприятия «Культуры 2.0» — это лекции, дискуссии, интерактивные форматы, такие как открытые мастер-классы, обсуждения, интеллектуальные марафоны и так далее. В течение года мероприятия Открытого лектория проходят в различных регионах Российской Федерации, а также онлайн. Новости и расписание выездных и онлайн-сессий Открытого лектория публикуются на сайте Российского фонда культуры и в социальных сетях.

Библиотека и арт-резиденция «ШКАФ» — мультиформатный креативный кластер, где синтезируются функции библиотеки и творческой резиденции, образуются междисциплинарные связи. Это пространство развития профессиональных сообществ и формирования творческих команд, площадка для реализации совместных проектов в сфере литературы, архитектуры, дизайна и исполнительского искусства. Здесь резиденты могут создавать экспериментальные проекты и работать над кейсами под руководством привлеченных экспертов и менторов. Входит в состав Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Официальный сайт: kr-cbs.ru/libraries/shkaf

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON


Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 23.05.2023 17:19
Просмотров: 231