Десятого июня, по итогам прошедшего накануне закрытого ужина, на котором послы 24 государств-членов АНТКОМ собрались в прекрасном Петровском Путевом Дворце в Москве, в Президентском зале Международного Мультимедийного пресс-центра
МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция. На ней, участники и спикеры прошедшего ужина подробно рассказали о том, зачем была проведена данная встреча, почему именно в Москве и как изменился мир, после нее.
В пресс-конференции приняли участие основные спикеры ужина: Льюис Пью — посол по делам океанов ООН, пловец-экстремал, автор многочисленных рекордов по заплывам в открытой воде, Энрик Сала - член-корреспондент National Geographic Society, профессор-океанолог и Хосе Мария Фигейрас - председатель Глобальной комиссии ООН по делам океанов, экс-президент Коста Рики. Перед началом пресс-конференции, ко всем присутствующим с приветственным словом обратился Десмонда Туту — первый черный епископ ЮАР, лауреат Нобелевской премии Мира, друг и соратник Нельсона Манделы. Он говорил немногим боьее двадцати минут и основная его мысль заключалась в том, что «конечно, мы все очень любим наших детей. Но надо помнить, что когда мы слишком много вылавливаем рыбы, мы разрушаем хрупкий мир океанов, и оставляем наших детей без будущего. Особенно сильно это видно у берегов этой прекрасной холодной земли — Антарктиды. Ведь на пике холодной войны Советский Союз , США и десять других стран смогли откинуть все противоречия, что были у них и приняли решение защитить Антарктику».
В выступлениях всех участников пресс-конференции красной нитью проходили слова, что этот ужин — несмотря на поднявшуюся в прессе шумиху - это безусловно показатель высочайшего уважения по отношению к России. К ее политике построения мостов. И в словах всех спикеров звучали слова: «никто не может строить мост с одной стороны, мы приехали в Москву с одной целью - показать, что мы понимаем, что надо строить мост с обоих сторон, нам надо сделать шаг на встречу России». Прилетевший в Россию после серьезной операции на позвоночнике Льюис Пью в отвечая на вопрос журналистов, сказал очень точно: «Почему мы собрались в Москве? Конечно, АНТКОМ собирается большей частью в Австралии, но сейчас эту уважаемую организацию возглавляет Россия и если мы уважаем политику России, если мы признаем то место, которое она занимает в мире, то мы просто были обязаны собраться в Москве и поддержать российское руководство в благороднейшем деле защиты окружающей среды. Наши старинные друзья — величайший русский спортсмен, сенатор Вячеслав Фетисов и агентство RussiaNew.Com поддержали нас в этом. Ведь можно сколько угодно говорить из за океана о том, что вы уважаете Россию и восхищаетесь ее усилиями в деле защиты окружающей среды, но если вы хотите, чтобы вас услышали, вы должны приехать в Москву. Именно по этому мы сегодня здесь».
На ужине изначально не планировалось принимать никаких документов — о чем, отвечая на вопрос журналистов, особо остановился господин Фигейрас: «мы собрались просто в дружеской обстановке послушать великолепные выступления величайших защитников природы и обсудить, что каждый из нас может сделать еще, чтобы защитить океаны, защитить Антарктиду и ее акваторию. Конечно, и в России и во всем мире есть множество людей и организаций, которые поддерживают любые наши начинания в деле защиты окружающей среды и мы были просто обязаны сказать, что АНТКОМ понимает важность этого».
Конечно, у ужина был и формальный повод. Дело в том, что сейчас в АНТКОМ стоит вопрос о присвоении морю Росса (в одном из морей окружающих Антарктиду) статуса «Особого охраняемого района». Многие страны поддержали это начинание, но Россия пока воздерживается. И дело тут не в том, что мы не дорожим Антарктикой, а в том, что у этого статуса не существует четкого определения в международном праве. Каждый понимает под этим термином свое. Кто-то говорит о глубинном ограничении лова, кто-то о запрете на использование длинных сетей, кто-то вычленяет в запрет отдельные виды рыб, кто-то говорит о полном запрете рыболовства. Но в результате все понимают, что сейчас основная задача — отбросив все противоречия договориться и дать юристам посыл выработать понятия о морских заповедниках не как о национальной инициативе, а как об общем — международном — явлении в надгосударственном праве.
Но пока политики и юристы спорят о том, какие буквы законов необходимо прописать в международном праве, океаны нуждаются в защите. И моря окружающие Антарктиды — в первую очередь. И как сказал господин Фигейрас: «Россия, как страна, которая имеет самое прямое отношение к Антарктике сейчас опять может спасти ее и весь мир вместе с ней. Вы открыли этот удивительный континент, единственный из религиозных лидеров мира посетивших Антарктиду — это ваш патриарх — святейший патриарх Кирилл, ваша научная деятельность на этом континенте потрясающа. Кому как не вам спасти Антарктиду»
И если подводить итог этой пресс-конференции и этого ужина, то можно сказать совершенно определенно: столько добрых и восторженных слов в адрес России на международных собраниях любого уровня не звучало уже очень давно. Участники от России думаю и не представляли себе, насколько много Россия значит для тех, кто выбрал своей работой защиту океанов, как много внимания мы уделяем экологии, как бережно относимся к океанам и столько сделали для всего мира в этом сегменте, что, по словам господина Фегейраса, «мира бы и не было бы вовсе, если бы не Россия».
Приложения.
МОРЕ РОССА
Море Росса в Антарктике является одной из самых нетронутых человеком крупных морских экосистем на Земле. Кроме того, в случае катастрофического для Южного полюса потепления, море Росса, похоже, в последнюю очередь потеряет свои запасы морского льда, а значет, может стать единственно возможным убежищем для многих исчезающих антарктических видов, в том числе хищников - косаток, морских леопардов.
Таким образом, море Росса обладает беспрецедентным потенциалом для научных исследований и является идеальной экосистемой, способной дать понимание того, как протекают глобальные процессы мирового океана и насколько они зависимы от изменения климата. На планете нет второго такого места.
С момента своего открытия в 1841 году, море Росса всегда оставалось в центре внимания мирового научного сообщества, некоторым данным об этой экосистеме — то есть уже более ста пятидесяти лет. Несмотря на удаленность моря Росса, более 100 ученых ежегодно прибывают сюда, изучая буквально все: от обитателей морского дна до биогеохимии океана.
Обитатели моря Росса
Воды моря Росса - это всего 2% Южного океане, они являются домом для:
• 38% мировой популяции пингвинов Адели;
• 26% мировой популяции императорских пингвинов;
• 30% мировой популяции антарктических буревестников;
• 6% мировой популяции малых полосатиков в Антарктике;
• 50% косаток различных видов;
• 45% популяции тюленей Уэдделла в южной части Тихого океана.
ЛИДЕРСТВО РОССИИ В ИССЛЕДОВАНИИ АНТАРКТИКИ
Русский адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен открыл Антарктиду в 1820 году. Более 10 научно-исследовательских станций имеется на сегодняшний день в Антарктике. Русские ученые совершили множество научных открытий, исследуя Южный полюс. Ледяные керны, поднятые на станции Восток, помогли всему миру понять, как изменялся земной климат на протяжении веков и тысячелетий.
ЛИДЕРСТВО РОССИИ В ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Россия имеет более 12000 федеральных и региональных охраняемых территорий на суше, охватывающих более 10% территории страны (1,72 миллиона квадратных километров). Кроме того, в России расположено 34 морских охраняемых района, охватывающих в общей сложности 150 тысяч квадратных километров.