Главным въездным воротам Александринского дворца в Нескучном саду вернут исторический облик

Дворец расположен на территории Нескучного сада, а сами ворота с оградой выходят на Ленинский проспект. Специалисты воссоздадут по архивным документам скульптуру середины XIX века, украшающую один из пилонов ворот.

Началась реставрация въездных парадных ворот с оградой Александринского дворца в Нескучном саду. Они были построены в первой половине XIX века со стороны Калужской улицы (современный Ленинский проспект) в стиле позднего ампира, для которого характерно использование классических античных форм. Так, чугунные створки ворот крепятся на двух массивных белокаменных пилонах. На каждом из них возвышаются мужские и женские фигуры с рогами изобилия. Композиция из двух пар скульптур носит название «Времена года».

Ворота возвели по проекту архитектора Евграфа Тюрина после того, как по заказу Николая I он реконструировал сам дворец. До этого дворец назывался Демидовским в честь одного из владельцев — промышленника Прокофия Демидова. Когда в 1832 году здание перешло в собственность царской казны, император распорядился назвать его именем своей жены Александры Фёдоровны. В 1920 году Государственный Музей мебели был переведен в Александринский дворец, где он располагался до 1927 года. Именно здесь искали стулья с сокровищами герои романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Сегодня здание занимает Президиум Российской академии наук.

Наибольший интерес представляет скульптурная композиция «Времена года». Дело в том, что по проекту Евграфа Тюрина у пары на правом пилоне в ногах сидел путти. Однако, когда в 1920-1930-х годах эти фигуры стали разрушаться, на их месте установили новую скульптурную группу, которую сделали точной копией левой, то есть уже без путти. В настоящий момент левая композиция выполнена из цинкового сплава, а правая из железобетона.

«Во время реставрации парадным воротам Александринского дворца вернут исторический облик. Специалисты приведут в порядок скульптуры на пилонах. Сейчас фигуры находятся в аварийном состоянии — их бережно демонтируют и отвезут в мастерские, где очистят от грязи и пыли, устранят трещины и восполнят утраты. Кроме того, по архивным документам мастера восстановят первоначальную скульптурную композицию с путти и вновь установят ее на правый пилон. После реставрации мы увидим парадные ворота такими, какими их задумывал архитектор», – рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Он добавил, что парадные ворота с оградой – объект культурного наследия федерального значения и находится под охраной государства. Все работы ведутся под контролем Мосгорнаследия и по согласованному ведомством проекту.

Так, кованные чугунные ворота и решетку ограды очистят от ржавчины, воссоздадут их утраченные элементы. Затем поверхность металла покроют специальным составом – он защитит ее от вредного воздействия окружающей среды. Накренившиеся белокаменные пилоны ворот выровняют, укрепят их фундамент и кладку. Те же работы предстоит выполнить и по белокаменной ограде Александринского дворца.

Александринский дворец находится в северной части Нескучного сада (Ленинский проспект, дом 14). Современная территория сада сформировалась в XIX веке после слияния трех усадеб. Одним из первых здесь поселился князь Никита Юрьевич Трубецкой, для которого архитектор Дмитрий Ухтомский в 1728 году выстроил Нескучный загородный дом. Территория усадьбы использовалась для увеселительных загородных поездок князя и его окружения. В начале XIX века семья Трубецких продала владение надворному советнику Василию Тимофеевичу Зубову, который сильно увеличил его территорию. Он приобрел соседнюю усадьбу Андреевское и стоящее рядом маленькое владение поручика Горянова.

Следующий хозяин здесь появился в 1823 году — им стал князь Лев Александрович Шаховской, который решил создать на территории усадьбы курортную зону с целебной водой. В 1825 году князь обустроил в парке оздоровительные ванные и прогулочные галереи. Однако, как следует из архивных записей, «в тамошние ванные никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». Потеряв большие деньги, в ноябре 1826 года Шаховской продал усадьбу дворцовому ведомству для устройства императорской резиденции Николая I.

Второй усадьбой, из которой был сформирован Нескучный сад, стало имение промышленника Прокофия Демидова. В 1756 году он разделил участок на шесть прямоугольных террас, которые вели к Москве-реке, и возвел сад в виде амфитеатра. Здесь было высажено более двух тысяч растений, а из Голландии специалисты привезли редких птиц и животных. В каменных оранжереях Демидовского сада росли пальмы, а сам парк был открыт для знатных посетителей. В конце XVIII века, после смерти Демидова, усадьба перешла во владение князей Орловых. При них на территории имения были разбиты дорожки, насыпаны холмы, устроены купальни.

Имение Орловых было присоединено к землям Трубецких-Шаховских в 1832 году, после того как им начала владеть императорская семья. Третьей частью будущего Нескучного сада стала усадьба князей Голицыных. Примечательно, что в 1798 году ей владела Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом героини известного произведения Александра Пушкина «Пиковая дама». Только в 1843 году территория усадьбы была приобретена дворцовым ведомством.

Евграф Тюрин (1792–1875) — русский архитектор, преподаватель. Окончил архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения. Принимал участие в реконструкции Кремлевского дворца после пожара 1812 года, занимался восстановлением здания Арсенала в Кремле. В 1834-м Евграф Тюрин возвел храм Мученицы Татианы (улица Моховая, дом 7). Тремя годами позднее перестроил усадьбу Пашкова на углу Никитской и Моховой улиц в новое здание Московского университета (Моховая улица, дом 9 строение 1) в стилистике позднего ампира. Был членом комиссии по строительству храма Христа Спасителя, преподавал в школе при Экспедиции кремлевского строения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить