#ЭКСПЕРТНАЯ НЕДЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ 11 января. Финансовая устойчивость

   #ЭКСПЕРТНАЯ НЕДЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ 11 января. Финансовая устойчивость - фото 1  ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТОВ
О путях достижения финансового суверенитета России и доступности денежных ресурсов для финансирования проектов новой экономики рассуждают эксперты РАНХиГС:

Алексей Ведев – о ключевых угрозах российской экономике в 2023 году и мерах ее поддержки
«В 2023 году на экономику России будут воздействовать четыре группы факторов ... санкции... возможность поддерживания внешней торговли... параллельный импорт и замещение уходящих торговых марок российскими... действия государства.
... Необходимо развивать инструменты государственно–частного партнерства – то, что достаточно активно осуществлялось уже в 2022 году... Кроме того, необходимо налоговое стимулирование инвестиционной активности предприятий».

Сергей Хестанов – об основных факторах, определяющих динамику российской экономики в 2023 году
«Главный фактор, который определит динамику отечественной экономики 2023 г. – адаптация к новым санкциям против российского экспорта.
Спад ВВП оказался примерно в два раза ниже, чем ожидалось в марте – апреле 2022 г. и в два с лишним раза меньше, чем это было во время кризиса 2008 г.
... С 5 декабря 2022 г. начали действовать санкции против российской нефти, а с 5 февраля 2023 г. ожидаются и санкции против российских нефтепродуктов. Процесс адаптации российских поставщиков к новым санкциям и станет основным фактором, определяющим динамику российской экономики в 2023 г.
... Ликвидной части ФНБ вполне достаточно для финансирования возможного дефицита федерального бюджета в течение 2023 г, поэтому даже при реализации негативного сценария экономика РФ будет иметь достаточно времени на адаптацию».

Илья Соколов - о состоянии государственных финансов
«Благополучное» состояние государственных финансов продолжает поддерживаться за счет высоких нефтегазовых доходов.
По предварительным оценкам, объем нефтегазовых доходов по итогам 2022 года составит порядка 11,5 трлн руб., что превысит в номинальном выражении уровень 2021 г. более чем на 20%.
Доходы федерального бюджета в 2022 года превысят 26 трлн руб., что более чем на 1,2 трлн руб. больше суммы, заложенной в закон о федеральном бюджете на год.
... Доходы субъектов РФ в 2022 г. не почувствовали последствий санкционного давления на российскую экономику
Проблемы высокой долговой нагрузки на региональном уровне в настоящее время не существует, поскольку сейчас в целом она минимальна за весь период 2009–2022 гг. – не превышает 20% от налоговых и неналоговых доходов в то время, как в 2015 г. составляла 35% (максимум)».

Александра Божечкова – о платежном балансе страны
«По предварительным оценкам за январь–ноябрь 2022 г. положительное сальдо счета текущих операций выросло в 2,1 раза – до 225,7 млрд долл. США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Существенную роль в стабилизации платежного баланса и валютного рынка в 2022 г. ... сыграли введенные в I квартале 2022 г. жесткие ограничения на движение капитала... Меры капитального контроля, а также своевременная реализация жесткой процентной политики позволили Банку России стабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке и снизить инфляционное давление. Несмотря на заморозку части международных резервных активов Банка России, платежный баланс в 2022 г. оказался устойчивым».

 

 

КОММЕНТАРИИ И ОЦЕНКИ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Президент РФ Владимир Путин:
– Обеспечение финансового суверенитета страны. Благодаря крепкому платёжному балансу России нам не нужно занимать за рубежом, не нужно идти в кабалу, мы в кабалу не собираемся идти – финансовые ресурсы у нашей экономики есть. Надо повысить их доступность для проектов новой экономики, для создания высокотехнологичных предприятий и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
Ссылка: http://kremlin.ru/events/president/news/70086 

Министр финансов Правительства РФ Антон Силуанов:
– В период переориентации отношений с Запада на Восток и в целях безопасности расширяется система расчетов в нацвалютах. Доллар как резервная валюта скомпрометировал себя.
Ссылка: https://t.me/government_rus/5770 

 

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ

 

Алексей Ведев, заведующий лабораторией структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС, доктор экономических наук — о ключевых угрозах российской экономике в 2023 году и мерах ее поддержки

«Несмотря на рекордные по числу и масштабам санкции, наложенные различными странами на Россию в 2022 году, отечественной экономике удалось сохранить устойчивость как финансового, так и реального сектора. Конечно, в такой ситуации российская экономика оказывается в зависимости от эффективных и своевременных мер поддержки со стороны государства – внедрения различных регуляторных практик, ослабления контрольно–надзорного давления на бизнес.
В 2023 году на экономику России будут воздействовать четыре группы факторов. Первая из них — санкции. В 2022 году в силу размытости санкций и стимулирующей политики российского государства мы ожидаем падения ВВП в районе 3%. Однако в 2023 году, конечно, риски возрастают в связи с тем, что санкции могут быть усилены, а также могут быть увеличены ограничения для российского экспорта.
Вторая группа факторов — возможность поддерживания внешней торговли. Третий фактор — это B2B–активность, то есть параллельный импорт и замещение уходящих торговых марок российскими. Ну а четвертый – уже упомянутые выше действия государства, которые очень важны в данной ситуации.
Высока вероятность снижения инвестиционной активности из–за ограниченных источников инвестирования. Бизнес руководствуется мотивом осторожности, и ключевая роль в наступившем году отводится государственным инвестициям, вслед за которыми могут потянуться частные инвестиции.
Также одним из рисков для финансового сектора в 2023 году является увеличение дефицита федерального бюджета при сохранении всех расходов. Это означает, что финансирование бюджета будет осуществляться не только за счет Фонда национального благосостояния, но также за счет расширения рынка долговых обязательств.
Я думаю, что проводимая российским правительством политика, без сомнения, дает положительные результаты и позволяет стабилизировать ситуацию, избежав худших сценариев. Однако существует мощный внешний риск, связанный с высокой вероятностью стагнации многих экономик мира и высокой инфляцией, которая как будет воздействовать на товары российского экспорта, так и создавать угрозу инфляции внутри страны.
Какие рекомендации могут быть на следующий год по проведению экономической политики? Прежде всего, на мой взгляд, необходимо продолжить политику финансового стимулирования. Необходимо выделение дополнительных ресурсов для поддержки наиболее пострадавших отраслей. Ключевые вопросы на следующий год — это падение доходности бизнеса и снижение реальных располагаемых доходов граждан. Меры поддержки должны быть направлены на их решение. На мой взгляд, также необходимо развивать инструменты государственно–частного партнерства – то, что достаточно активно осуществлялось уже в 2022 году. Повторюсь, бизнесом руководит мотив осторожности и государственные инвестиции будут иметь огромный модифицирующий эффект в наступившем году.
Кроме того, необходимо налоговое стимулирование инвестиционной активности предприятий. Отдельная роль тут отводится финансовым рынкам, которые должны предоставить дешевые длинные ресурсы предприятиям. Эффективные инструменты, которые действовали в этом году, надо обязательно продлить на следующий год.
Наверное, один из ключевых выводов для экономической политики состоит в том, что в отличие от марта–апреля 2022 года сейчас риски для экономики более–менее известны. Проведена большая работа по выработке мер поддержки и необходимо откинуть неэффективные, а эффективные продолжать применять для того, чтобы снижать падение экономики в следующем году».

Сергей Хестанов, доцент кафедры «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС — об основных факторах, определяющих динамику российской экономики в 2023 году

«Главный фактор, который определит динамику отечественной экономики 2023 г. – адаптация к новым санкциям против российского экспорта. В 2022 году наша экономика адаптировалась к ним вполне успешно. Спад ВВП оказался примерно в два раза ниже, чем ожидалось в марте – апреле 2022 г. и в два с лишним раза меньше, чем это было во время кризиса 2008 г. Такой результат – лучшее, самое наглядное подтверждение устойчивости российской экономики к внешним шокам. По крайней мере – шокам, связанным с ограничениями российского импорта.
Российская финансовая система, несмотря на множество жестких ограничений и заморозку около половины международных резервов, продемонстрировала высокую устойчивость. Первоначальный валютный шок был быстро купирован валютными ограничениями, которые были быстро сняты по мере окончания паники. Валютный курс быстро вернулся к привычным значениям (на некоторое время курс рубля даже стал, по мнению многих экспертов, излишне высоким). Инфляция хоть и остается выше таргета ЦБ, но отступила от максимумов и несколько стабилизировалась.
Отечественная система СПФС для внутренних расчетов вполне успешно заменила SWIFT, расчеты с дружественными странами осуществляются вполне успешно, с недружественными – есть некоторые трудности, но расчеты по поставкам крупных экспортеров (там, где поставки сохранились) проходят вполне успешно.
Российские экономические субъекты осваивают инструменты в валютах дружественных стран (прежде всего в юанях). Освоение идет довольно быстро, есть даже примеры успешных размещений облигаций в юанях. Вполне вероятно, что именно юань и номинированные в нем инструменты позволят заменить собой т. н. "твердые валюты" (доллар США и евро) и, тем самым, снизить и валютные риски.
Однако с 5 декабря 2022 г. начали действовать санкции против российской нефти, а с 5 февраля 2023 г. ожидаются и санкции против российских нефтепродуктов. Процесс адаптации российских поставщиков к новым санкциям и станет основным фактором, определяющим динамику российской экономики в 2023 г. Оценить реальные последствия этой группы санкций (направленных против российского экспорта) получится не ранее середины 2023 г., когда накопится достоверная статистика по российскому экспорту. Однако ликвидной части ФНБ вполне достаточно для финансирования возможного дефицита федерального бюджета в течение 2023 г, поэтому даже при реализации негативного сценария экономика РФ будет иметь достаточно времени на адаптацию».

Илья Соколов, заведующий Лабораторией исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС, анализирует тренды в государственных финансах

«Вполне «благополучное» состояние государственных финансов продолжает поддерживаться за счет высоких нефтегазовых доходов (некоторое снижение физических объемов экспорта с лихвой перекрывается ценовым фактором). По предварительным оценкам, объем нефтегазовых доходов по итогам 2022 года составит порядка 11,5 трлн руб., что превысит в номинальном выражении уровень 2021 г. более чем на 20%. Тем самым ожидания относительно негативного влияния вывода из строя трубопровода «СП–1» на доходы федерального бюджета не оправдались на текущий момент. В то же время следует принимать во внимание, что санкции ЕС на закупки российский нефти начали применяться только с декабря 2022 г., а значит, основное давление на доходы бюджета они будут оказывать уже в 2023 г.
Доходы федерального бюджета в 2022 года превысят 26 трлн руб., что более чем на 1,2 трлн руб. больше суммы, заложенной в закон о федеральном бюджете на год. В то же время внутригодовая динамика ненефтегазовых доходов указывает на начинающиеся проблемы: их поступления в 2022 г. составят в интервале 14,5–15 трлн руб., что меньше уровня предыдущего года (16 трлн руб. в 2021 года) в номинальном выражении, а значит, в реальном сокращение составит более 20%. Падение поступлений происходит, главным образом, за счет налогов на импорт (НДС на импорт, акцизы на ввозимые товары, ввозные таможенные пошлины) и объясняется существенным сокращением объемов импорта. По состоянию на конец года кассовое исполнение по налогам на импорт составит порядка 80%. Структурно ненефтегазовые доходы от еще большего падения удерживает внутренний НДС, однако по мере «торможения» экономики внутренний НДС также будет снижаться (имеет почти единичную корреляцию с ВВП).
Расходы федерального бюджета по состоянию на 27.12.22 составили 27,5 трлн руб., что заметно больше расходов в 2021 г. (24,8 трлн руб.). Совершенно очевидно, что по итогам 2022 года общий объем расходов может превысить 28 трлн руб. И, хотя на начало декабря федеральный бюджет оставался профицитным (+0,5 трлн руб.), по итогам года можно ожидать дефицит в районе 2–2,5 трлн руб., что меньше ранее озвученных ожиданий в 2% ВВП.
Для регионов ситуация с общими доходами выглядит схожим с ненефтегазовыми доходами федерального бюджета образом: общие доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за 10 месяцев 2022 г. хотя и превзошли уровень за аналогичный период прошлого года на 0,6% в номинальном выражении, в реальном же это означает их сокращение почти на 13%. При этом только динамика налога на прибыль и НДФЛ смогли удержать региональные доходы от падения.
Так, налог на прибыль за 10 месяцев 2022 г. составил 4,2 трлн руб., что на 12,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. В основном это обусловлено хорошим финансовым результатом организаций по итогам прошлого года, что привело к заметным выплатам в бюджеты субъектов РФ налога на прибыль уже в текущем году. Однако, начиная с 3–го квартала 2022 г. стало заметным сокращение поступлений по данному налогу, что отражает финансовые результаты компаний в текущем году. Убытки, зафиксированные по итогам 2022 г., неизбежно приведут к снижению поступлений налога на прибыль уже в 2023 г.
НДФЛ за 10 месяцев 2022 г. также вырос в номинальном выражении на 15,4%, составив 4,3 трлн руб. Поступления данного налога даже в реальном выражении еще пока имеют тенденцию к росту, что отчасти обусловлено проводимыми индексациями заплат бюджетникам и социальными трансфертами населению.
Таким образом, доходы субъектов Федерации в 2022 г. не почувствовали последствий санкционного давления на российскую экономику. Однако накопленная «усталость» будет сказываться в первую очередь на динамике налога на прибыль и в меньшей степени на НДФЛ.
Проблемы высокой долговой нагрузки на региональном уровне в настоящее время не существует, поскольку сейчас в целом она минимальна за весь период 2009–2022 гг. – не превышает 20% от налоговых и неналоговых доходов в то время, как в 2015 г. составляла 35% (максимум). Нет проблемы и с обслуживанием регионального долга, так как бюджетные кредиты практически полностью вытеснили кредиты кредитных организаций (сейчас бюджетные кредиты составляют практически 70% всего долга)».

Александра Божечкова, старший научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС, кандидат экономических наук – о платежном балансе страны.

«По предварительным оценкам за январь–ноябрь 2022 г. положительное сальдо счета текущих операций выросло в 2,1 раза – до 225,7 млрд долл. США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что стало результатом роста стоимостных объемов экспорта российской продукции в условиях высоких цен на сырьевые товары и снижения импорта под действием санкций. Дефицит финансового счета платежного баланса сформировался в результате роста иностранных финансовых активов при снижении иностранных обязательств. Существенную роль в стабилизации платежного баланса и валютного рынка в 2022 г. в условиях антироссийских санкций сыграли введенные в I квартале 2022 г. жесткие ограничения на движение капитала, которые были несколько ослаблены во II квартале 2022 г. из–за стремительного укрепления рубля до уровня первой половины 2015 г. Меры капитального контроля, а также своевременная реализация жесткой процентной политики позволили Банку России стабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке и снизить инфляционное давление. Несмотря на заморозку части международных резервных активов Банка России, платежный баланс в 2022 г. оказался устойчивым.
Профицит торгового баланса и действие ограничений на движение капитала оказывали существенную поддержку рублю. Так, средний номинальный курс рубля к доллару в II–IV кварталах 2022 г. составил 62,8 руб./долл., что на 14,5% выше, чем в II–IV кварталах 2021 г. Текущие уровни курса рубля способствуют сглаживанию шока резкого удорожания импортных товаров для российских экономических агентов. В среднесрочной перспективе возвращению валютного курса рубля к уровням около 75 руб./долл. будет способствовать рост импорта по мере налаживания новых логистических цепочек и поставок по параллельному импорту, а также сокращение поступлений в РФ экспортных доходов по мере снижения цен на соответствующие товары и расширение санкций».

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru

 

 

Категория: Новости пресс-служб
Опубликовано 12.01.2023 18:22
Просмотров: 269