«Талибан» победил, РФ сохраняет дипотношения с талибами, но режимы в Средней Азии обеспокоены: что дальше?
Как и следовало ожидать, талибы триумфально овладели Кабулом и другими районами страны, остававшимися ещё вне контроля со стороны «Талибана». Россия же намерена продолжать диалог с талибами, начатый, как сообщал «ЭкоГрад», еще в июне с.г. Похоже, в руководстве РФ не уверены в сохранении среднеазиатских режимов даже с российской военной помощью, поэтому Москва наверняка расширит контакты с «Талибаном».
Эта организация настроена (по крайней мере, публично) на конфронтацию с США и НАТО, что в нынешних геополитических условиях выгодно российской стороне. Но официальная исламизация Афганистана - в рамках талибского «Эмирата Афганистан» — едва ли выгодна среднеазиатским режимам, созданным в начале 90-х бывшими местными функционерами КПСС и КГБ. Ибо они опасаются радикальной исламизации местного протестного движения, что вполне может сплотить местную оппозицию. Недовольную хроническим социально-экономическим кризисом в этих странах, растущим «экспортом» в РФ избыточной рабочей силы, диктаторской внутренней политикой всё тех же режимов.

Поэтому в интересах РФ сохранить, как минимум, пограничное спокойствие в регионе. И попытаться сохранить антиамериканизм «Талибана». Но, скорее всего, эти задачи Москвы талибы понимают, и наверняка будут их использовать в собственных интересах. Тем более, что «подспудные» симпатии к талибами возрастают и в исламских кругах российских нацавтономий. А в такой ситуации «Талибан» вполне может требовать, чтобы в РФ отменили квалификацию «Талибана» как запрещенной организации — тем более что РФ сохраняет и своё посольство в Кабуле, и диалог с талибами.
Но Запад может спровоцировать конфронтацию России и среднеазиатских режимов с талибами. Это случится тогда, если ООН объявит бойкот «Талибану» или введёт против него санкции. Если РФ выступит против таких решений, тогда Западом будут введены новые антироссийские санкции — притом уже по линии ООН. Если же Москва поддержит означенные решения, тогда неизбежна конфронтация РФ и Средней Азии с талибами. И не факт, что в этом случае, во-первых, те же режимы в Средней Азии смогут сохраниться. А во-вторых — такая ситуация поспособствует «перекидыванию» проталибского радикализма на многие нацавтономии в самой России.

Если же в более широком контексте, победа талибов — это следствие «просоветского» свержения афганской монархии в 1973 г. и вступления советских войск в Афганистан в 1979 году, официально осужденного подавляющим большинством стран-членов ООН. Эти проявления советской политики разрушили всю структуру афганского общества, изначально основанного на авторитете монарха и на противодействии иноземным диктатам и, тем более, агрессиям. Соответственно, различные группировки в этой стране, несмотря на противоречия между ними, сплотились для сохранения общеафганской изоляционной идентичности. Последующие же события, особенно вторжение НАТО в Афганистан, ещё более усилили «антииностранное» сплочение в стране, как и более радикальное неприятие там всего иностранного. Потому «Талибан» победил в Афганистане в 1995-96-м и победил сегодня, свергнув фактически прозападный режим в стране.

Сегодня также возникает, по понятным причинам, перспектива смычки талибско-исламского «Эмирата Афганистан» с Исламской Республикой Иран: в этом случае политика Тегерана в отношении РФ вполне может стать, в лучшем случае, более амбициозной, чем к настоящему времени. В зависимости от характера, скажем так, взаимосвязей Москвы и Запада в отношении Афганистана и афгано-иранских отношений.
Алексей Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости НЭП
-
Опубликовано 17.08.2021 15:38
-
Просмотров: 679