г. Уфа ВДНХ-ЭКСПО
Правовые и социально–политические условия развития регионального рынка обращения с опасными отходами:
В настоящее время отраслевой рынок находится в условиях активной фазы проведения реформы управления отходами в России и регионах. При этом основное внимание законодательной и исполнительной власти в 2020 году концентрировалось на совершенствовании правового регулирования, устранения коллизий в законодательстве и оптимизации управления твердыми коммунальными отходами. В 2020 году в России начата реализация реформы управления отходами 1-2 классов опасности.
В отраслевом рынке республики прошедший год отмечен следующими положительными тенденциями:
- усиление роли структурированного в СРО предпринимательского сообщества в развитии открытого, конкурентного и эффективного рынка отходов производства и потребления;
- повышение степени и эффективности взаимодействия СРО с органами исполнительной власти, надзорными органами федерального, межрегионального и регионального и местного уровней;
- расширение форм содействия со стороны СРО в реформе управления опасными промотходами федеральным органам и Минэкологии РБ.
Из отрицательных тенденций следует выделить следующее:
-продолжение процесса коррумпирования и закрытости экологически опасной деятельности большинства коммерческих малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере обращения с промышленными отходами, низкий уровень контроля надзорных органов ( в .т.ч правоохранительных) в этом сегменте рынка, отсутствие конкуренции и формальное проведения тендеров на передачу отходов;
-противодействие экологически ориентированному предпринимательскому сообществу со стороны малочисленной «мусорной мафии», реализуемой «теневые» экологически опасные проекты и поддерживаемой несколькими проплаченными чиновниками, блоггером и псевдообщественным деятелем;
-резкое сокращение инвестиций в сферу обращения с отходами и числа инвестиционных предложений;
- кратное возрастания экологического ущерба ( в первую очередь неучтенного) за счет роста объема накопленных опасных отходов, снятия с баланса предприятий ОРО, отказов от учета ОРО и непроведения рекультивационных мероприятий ;
-отсутствие полного и достоверного учета образования опасных производственных отходов (пример: отходы гальваники, Автонормаль и Туймазинский АБВ);
-стагнация системы сбора и переработки ртутьсодержащих ламп и приборов, элементов питания ( для сравнения - Мегаполис- Ээкспресс. Вторком и предприятия Миасса)
-отсутствие инвестиций в объекты обращения с опасными отходами:
-отсутствие контроля ( в том числе со стороны правоохранительных органов) за основными малыми предприятиями, принимающими опасные отходы на обезвреживание: Авангард, Экотех, Ареал, Наптон2 и другие;
-деформация рынка , полная закрытость и отсутствие конкуренции на рынке обращения с опасными отходами, формальность тендеров на оказания услуг по обращению с отходами, наличие коррупционных признаков в такого рода правоотношениях.
Из положительных тенденций в этой сфере следует отметить следующее:
-подписание 19 августа 2020 г. Соглашения между Правительством РБ и ФГУП ФЭО о взаимодействии в обращении с отходами 1-2 классов опасности
-включение проекта ликвидации 8 шламонакопителей Уфахимпрома в нацпроект «Экология»
-разработка проекта рекультивации Михайловского карьера с опасными отходами в Мелеузовском районе
- установление надзора прокуратуры за сбором и обезвреживанием медицинских отходов;
-продвижение вопроса строительства ПТК в Камбарке УР по отходам 1-2 классов опасности;
-создание Экотехнопарка в Благовещенском районе РБ.
Заслушав и обсудив доклады и иные выступления участники совещания рекомендуют развивать региональный рынок обращения с опасными отходами по следующим направлениям:
- содействие предпринимательского сообщества (СРО) и общественных организаций органам власти, надзорным органам ОМСУ в развитии законодательства в реформе управления отходами производства, в привлечению инвестиций в данную отрасль экономики;
-совершенствование правовых механизмов (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды) в оказании государственной поддержки экологически эффективным проектам в данной сфере
-координация со стороны Минэкологии РБ развития рынка обращения с промотходами, содействие повышению его открытости, инновационности, конкурентности и эффективности;
-профилактика коррупции, бездействия и злоупотреблений в сфере правоотношений, регулирующих обращение с отходами;
-проведение активного общественного экологического контроля в сфере управления опасными отходами.(включая медицинские);
-обеспечение открытости , законности и доступности тендеров на оказание услуг по обезвреживанию нефтешламовых и буровых отходов на предприятиях ПАО АНК Башнефть и других нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях региона
-внедрение принципов саморегулирования в отрасли управления промотходами, содействие стимулированию предприятий-отходообразователей в заключении договоров с членами СРО, в применении действующих правовых норм о дополнительных гарантиях ответственности СРО за выполнение договорных обязательств своих членов;
-повышение уровня правовой и специальной подготовки в сфере управления отходами персонала предприятий –отходообразователей;
-противодействие нарушениям антимонопольного законодательства в данной сфере;
-формирование открытой системы достоверного учета образования и дальнейшего движения опасных отходов до окончания их жизненного цикла, содействий ФГУП ФЭО в данном вопросе;
-разработка, утверждение и реализация Плана мероприятий в Соглашению Правительства РБ и ФГУП «Федеральный экологический оператор» от 19 августа 2020 года, с включением в план организации Экотехнопарка в ТОСЭР Благовещенского района, проекта санации территории Уфахимпрома, проведение работ по отработке эффективности микробиологического препарата «КлинСойл» («CleanSoil») на очистке почв и грунтовых вод на Уфахимпроме.
-взаимодействие со СМИ и общественными организациями в проведении реформы управления опасными промышленными отходами на региональном уровне.
Проект разработан А.К. Веселовым.
Корректировка, замечания и предложения принимаются на адрес envlaw@mail.ru