О проекте федерального закона № 161119-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал»

О проекте федерального закона № 161119-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал» - фото 1(в части особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории)

внесен сенаторами Российской Федерации С.Ф.Брилкой, А.Г.Варфоломеевым, Б.Б.Жамсуевым, С.П.Михайловым, В.В.Наговицыным, А.В.Чернышевым, А.Г.Ярошуком, депутатами Государственной Думы С.Ю.Теном, Г.К.Араповым, Н.Р.Будуевым, М.В.Васильковой, Ю.И.Григорьевым, В.А.Дамдинцуруновым, А.А.Красноштановым, А.К.Луговым, В.В.Пинским, В.С.Селезневым, В.И.Самокишем, А.А.Скачковым, С.М.Соколом, М.В.Щаповым, А.В.Якубовским

Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона № 161119-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (далее – законопроект), и отмечает следующее.

Законопроектом предлагается в подпункте 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (далее - Федеральный закон) расширить перечень случаев, когда разрешаются сплошные рубки, в том числе в целях строительства, реконструкции и эксплуатации сооружений инженерной защиты территорий и объектов (селезащитных и иных гидротехнических сооружений), предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод, а также других сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, вдоль водных объектов (реки Большая Осиновка, малая Осиновка, Безымянная, Утулик, Харлахта), расположенных на территории Слюдянского района Иркутской области, на землях лесного фонда.

Вместе с тем указанные положения необходимо согласовать с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), устанавливающим разный правовой режим для видов лесов в зависимости от их целевого назначения, в том числе запрет сплошных рубок для определенных видов защитных лесов. При этом положения законопроекта не должны приводить к смягчению и пересмотру режимов лесов, предусмотренных Лесным кодексом.

В соответствии с проектируемым подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона в центральной экологической зоне возможно проведение сплошных рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В связи с этим отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в указанной зоне, осуществляются в соответствии с лесным законодательством. Положениями части 3 статьи 111 и пункта 1 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации уже предусмотрена возможность проведения сплошных рубок в защитных лесах (в том числе в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах) и на особо защитных участках лесов в указанных случаях. Таким образом, правовое регулирование отношений по воспроизводству лесов, в том числе на территории центральной экологической зоны осуществляется в рамках лесного законодательства и дополнительного регулирования не требует.

Проектируемым пунктом 5 статьи 251 Федерального закона допускается проведение сплошных рубок на землях лесного фонда при строительстве, реконструкции и эксплуатации сооружений инженерной защиты территорий и объектов (селезащитных и иных гидротехнических сооружений), предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод, вдоль поименованных в проекте водных объектов, расположенных в центральной экологической зоне. Обращаем внимание, что данное положение противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона, запрещающему в центральной экологической зоне сплошные рубки в указанных целях, в том числе в редакции законопроекта.

Проектируемая редакция пункта 6 статьи 251 Федерального закона, допускающая перевод в центральной экологической зоне земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения при организации и создании мест погребения, а также в земли населенных пунктов противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона, запрещающему в центральной экологической зоне перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий. Кроме того, статья 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также не содержит оснований для перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в целях организации (создания) мест погребения.

Положения законопроекта о строительстве, реконструкции и эксплуатации сооружений инженерной защиты территорий и объектов требуют доработки в части приведения их в соответствие со статьями 21 и 44 Лесного кодекса, статьей 671 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений». Также из законопроекта неясно, что понимается под территорией вдоль водных объектов, на которой разрешается проведение сплошных рубок.

Кроме того, по мнению Правительства Российской Федерации, неправомерно создавать неравные условия при осуществлении одной и той же деятельности в разных муниципальных образованиях, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в связи с тем что аналогичные проблемы могут возникнуть при создании указанных объектов в иных муниципальных образованиях.

Законопроектом предлагается статью 251 Федерального закона дополнить пунктом 6, согласно которому по 31 декабря 2025 г. в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается перевод земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения при организации и создании мест погребения, а также в земли населенных пунктов при установлении границ населенных пунктов в пределах фактически занятой ими территории по состоянию на 1 января 2022 г. в соответствии с порядком, предусмотренным частями 20 - 26 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проектируемое положение необходимо согласовать с пунктом 4 статьи 251 Федерального закона, предусматривающей, что общее положение о запрете перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий (подпункт 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона) не применяется в случае установления документами территориального планирования границ населенных пунктов, образуемых из вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 г. в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, при условии расположения таких населенных пунктов вне границ особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, в сопроводительных документах к законопроекту не представлено обоснование ограничения по времени действия проектируемых положений в отношении перевода земель для организации и создания мест погребения.

На законопроект поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором законопроект поддерживается при условии его доработки с учетом представленных замечаний. Законопроект поддерживается Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. На законопроект поступило положительное с замечаниями заключение Общественной палаты Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям

Комитет считает, что все представленные замечания заслуживают внимания и подлежат устранению.

Учитывая изложенное, Комитет рекомендует авторам изменить до первого чтения текст проекта федерального закона № 161119-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал» с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении Комитета, и направить измененный текст на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володина.

Председатель Комитета                                                          Д.Н.Кобылкин

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Новости НЭП
Опубликовано 19.01.2023 11:52
Просмотров: 214