26 августа 2022 года в Дальнем зале пресс-центра «Россия сегодня» (Москва, Зубовский б-р, д. 4) прошла пресс-конференция директора национального парка «Русская Арктика» Александра Георгиевича Кирилова, посвященная новому образовательному курсу «Арктиковедение» и его расширению на дошкольную систему.
Отличительной особенностью современного этапа развития образования является интеграция современных научных знаний и национально-регионального компонента в образовании и воспитании молодежи. Региональный подход способствует не только более глубокому изучению природных и социальных явлений и процессов, происходящих на определенной территории, но позволяет определить влияние международных, государственных факторов в ее развитии.
Арктика – единая природная территория вокруг Северного полюса в пределах Северного полярного круга с суровыми природно-климатическими условиями, разнообразными ресурсами и самобытным населением. В состав Арктической зоны России наряду с Северным Ледовитым океаном входят арктические острова и часть материковых земель. Высокоширотное положение, большая протяженность с севера на юг и с запада на восток, различный характер поверхности при дефиците света и тепла влияют на физико-химические, биологические процессы в наземных и морских природных комплексах.
В настоящее время к самому северному региону земли отмечается постоянный интерес и пристальное внимание как со стороны ученых, политиков, крупных компаний в связи с освоением стратегических богатств Арктики, так и со стороны учебных заведений Арктической зоны России.
Национально-региональный компонент в образовании и воспитании способствует возрождению нравственного потенциала личности, ее самосознания, национальной гордости за сохранение и развитие духовных традиций. Учет экономической, экологической, социально-культурной структуры региона, его исторических и национальных особенностей позволяет обогатить содержание учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и развития духовно-нравственных традиций Российской Арктики.
В 2018 году ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» и опорное учебное заведение при РАН МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 45» приступили к разработке совместного проекта «Арктиковедение». Он разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» в 2018–2025 годах.
Основной задачей проекта является изучение и сохранение природы и культурно-исторического наследия Арктики для развития личности, способной адаптироваться к новым научным и технологическим знаниям. Реализация проекта осуществляется в рамках учебной и внеурочной деятельности обучающихся всех ступеней общеобразовательных учреждений. Учет возрастных особенностей обучающихся обеспечивает преемственность между этапами образовательного процесса на уровне содержания, методик, технологий обучения и воспитания. Укрепление интеграционных связей между содержанием обязательных и дополнительных предметов учебного плана позволяет систематизировать умения и навыки для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON